Определение слова «БОКЛЬ»

Большой энциклопедический словарь:

БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (1821-62) — английский историк и социолог, представитель географической школы в социологии. Основной труд "История цивилизации в Англии" (1857-61; русский перевод в 1861).

Большая советская энциклопедия:

(Buckle)
Генри Томас (24.11.1821, Ли, Кент, — 29.5.1862, Дамаск), английский историк и социолог-позитивист. Систематического образования не получил. Главный труд Б. — двухтомная «История цивилизации в Англии» (1857—61; русский перевод в «Отечественных записках», 1861, отд. изд., 1863—64). В этой работе Б. обращает внимание на изучение природной среды, движения населения, на распределение имуществ и рост просвещения. Б. связывал развитие сознания непосредственно с условиями географической среды, а накопление знаний считал причиной изменений в экономическом и политическом строе. В книге Б. заметно преклонение перед английским либерализмом, принципами фритреда (см. Фритредеры), государственного невмешательства в экономическую жизнь. Взгляды Б. проникнуты верой в безграничную силу разума и общественный прогресс, ненавистью к клерикализму, убеждением в возможности использования научных методов (особенно статистики) для познания законов истории. Эти черты мировоззрения Б. обеспечили ему популярность в кругах передовой интеллигенции России и ряда других стран.
Лит.: Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу Г. Т. Бокля «История цивилизации в Англии», Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953.
Е. Б. Черняк.

Советская историческая энциклопедия:

(Buckle), Генри Томас (24. XI. 1821 — 29. V. 1862) — англ. историк-позитивист и социолог. Род. в семье лондонского купца. Гл. труд Б. — "История цивилизации в Англии" ("History of civilization in England", v. 1-2, 1857-61, рус. пер. в "Отечественных Зап." 1861 (каждая глава имеет отд. назв.), затем ряд отд. изд. в двух различных пер., начиная с 1862 по 1915). Эта работа фактически является введением к задуманному, но не написанному им исследованию по истории всемирной цивилизации. В своей работе Б. обращает внимание на изучение природной среды, движения населения, на распределение имуществ, рост просвещения. Б. выводил развитие сознания непосредственно из условий географич. среды, а накопление знаний считал причиной изменений в экономич. и политич. строе. Утверждение Б., что умеренный европ. климат и др. географич. факторы привели к формированию более предприимчивого характера жителей, что в Европе человек господствует над природой, а в др. частях света — природа над человеком, позднее использовались защитниками колониальной политики и расизма. Во всей книге Б. явственно ощущается преклонение перед англ. либерализмом, принципами фритреда (см. Фритредеры) и гос. невмешательства в экономич. жизнь, что, по мнению Б., является достижением векового развития общества. Положит. стороной взглядов Б. была глубокая вера в безграничную силу разума и обществ. прогресс, ненависть к клерикализму, различным проявлениям феод. идеологии, невежеству и предрассудкам, убеждение в возможности приложения науч. методов (особенно статистики) к изучению истории и познанию ее законов. Именно эти стороны мировоззрения Б. обеспечили в 60-70-х гг. 19 в. его труду, переведенному почти на все европ. языки, популярность в кругах передовой интеллигенции России и ряда др. стран.
=====
Лит.: Huth A. H., The life and writings of Henry Thomas Buckle, 3 ed., v. 1-2, L., 1880.
=====
E. Б. Черняк. Москва.

Новейший философский словарь:

БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (1821-1862) — британский мыслитель и историк. Испытал большое влияние идей Конта. Главное сочинение — незаконченная двухтомная «История цивилизации в Англии» (1857-1861). Предпринял попытку применить к истории закон причинности в духе материализма, отвергая соответствующие гипотезы о предопределении, сверхъестественных вмешательствах либо господстве случайностей и тем самым «поднять историю на один уровень с другими отраслями знания». Особое внимание обращал на статистически значимые составляющие в поведении больших масс людей. Установил, что «все должно быть результатом двоякого действия: действия внешних явлений на дух человека и духа человеческого на внешние явления». Разделял представления географического детерминизма, объясняя эволюцию народов влиянием ландшафта, климата, почвы, рациона питания и даже «общего вида природы». Различал ландшафты, способствующие развитию рассудка и логической деятельности (Европа), которые предзадавали подчинение природы человеку, и ландшафты, возбуждающие воображение (районы возникновения древнейших цивилизаций и пояс тропиков), которые способствовали процессу подчинения человека природе. Пищу Б. трактовал как вторичный фактор, зависящий от климата и почвы, при этом «почвой обусловливается вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом — энергия и постоянство самого труда». Главным фактором исторического развития считал умственный прогресс и накопление практических знаний и умений людей. «Умственный фактор» трактовал как «истинный двигатель» общественной эволюции, что «может быть доказано двумя различными путями: во-первых, тем, что если не нравственное начало движет цивилизацией, то остается приписать это действие одному умственному; а, во-вторых, тем, что умственное начало проявляет такую способность все обхватывать, которая совершенно достаточно объясняет необыкновенные успехи, сделанные Европой в продолжении нескольких столетий». Б. признавал важную роль безграничной «энергии человека» в сравнении с ограниченностью ресурсов природы. Прогрессиям и научная основательность Б. сделали его труды весьма популярными (но только кратковременнолишь в третьей четверти 19 в.).

Новая философская энциклопедия:

БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (24 ноября 1821, Ли, графство Кент – 29 мая 1862, Дамаск)английский историк, теоретик истории. Родился в семье состоятельного лондонского купца. В детстве отличался успехами в математике и шахматах, с 13 лет занялся самообразованием. Рано увлекся политикой, в спорах вокруг свободной торговли и покровительственных пошлин занял сторону аристократов против «мещан». В возрасте 18–19 лет Бокль задумал написать историю человеческой цивилизации, много читал, около полутора лет путешествовал по Европе, изучая языки; к 25 годам знал 19 языков, свободно читал на них. Из путешествия вернулся радикалом.
Бокль начал работать над историей цивилизации ранее 1850. Со временем изменил замысел и решил ограничиться историей цивилизации в Англии. Бокль считал, что история Англии обладает особым достоинством, поскольку англичане менее других народов подвергались действию двух главных источников вмешательства: фанатизма и влияния иностранцев. В 1856 была готова рукопись 1-го тома задуманного труда. Помимо методологических глав 1-й том содержит очерк истории умственного движения в Англии с 14 до конца 18 столетия и более подробную умственную историю Франции того же периода. Издательство посчитало труд недостаточно интересным, и он был опубликован в 1858 за счет автора. Через год книга была переведена на все европейские языки, за исключением турецкого и испанского. Несмотря на сдержанность критиков, отметивших чрезмерную грандиозность плана, атеизм и «безнравственность» Бокля, успех книги у публики (в т.ч. материальный) был очевиден. 19 марта 1859 Бокль выступает с единственной в своей жизни лекцией, посвящая ее влиянию женщин на прогресс знаний. Он доказывает, что женщина инстинктивно предпочитает дедуктивное мышление индуктивному и, влияя на мышление мужчин, способствует научному прогрессу. В 1861 вышел 2-й том «Истории цивилизации в Англии», содержащий очерк умственного движения в Испании с 5 до середины 19 в., очерки о состоянии (до 14 в., в 15–18 вв.) и умственном движении в Шотландии (17–18 вв.). 20 октября 1861 Бокль отбыл пароходом для отдыха в Александрию, после путешествия по Египту и Палестине отправился на Синай, тяжело заболел и умер в Дамаске.
В духе времени, когда человечество рассматривалось как естественное явление, Бокль стремился дать истории естественно-научный фундамент. Он ставил перед собой двойственную задачу: с одной стороны, написать историю цивилизации, с другойсоздать философию истории, основанную на изучении деталей, из которых вырисовывались бы законы истории, общие причины событий. Из предшественников Бокль особенно высоко ценил Монтескьё [МОНТЕСКЬЕ], отмечая, что тот ввел полное отделение биографии от истории и, исследуя связи между социальными условиями страны и ее законодательством, обратился к помощи естествознания. Вслед за Монтескьё Бокль стремился сделать из истории естественную историю. Как и Конт [КОНТ], Бокль признает главенствующую роль развития идей и знаний в развитии общества, но, в отличие от Конта, делает обобщения на основе анализа обширного материала. Различны и практические выводы: Конт видит спасение в сильной центральной власти, Бокль выступает против духа излишней опеки (централизации), полагая, что она приводит к задержке умственного развития и цивилизации; по мнению Бокля, чрезмерный контроль препятствует нормальной жизни общества. Ключом и основанием истории Бокль считает уверенность в «правильности» нравственных явлений, в том, что действия людей не бывают непоследовательными, но всегда вытекают из предшествовавших им причин и, несмотря на кажущуюся произвольность, являются частью всеобщего порядка. Граница между двумя главными «отраслями исследования», естествознанием и историей, является искусственной, поскольку человек постоянно сталкивается с внешним миром и поскольку должна существовать связь между действиями человека и законами природы. История должна заниматься действиями людей – результатами столкновения явлений внешнего и внутреннего мира, а историки должны стать посредниками между естествоиспытателями и моралистами и теологами. Бокль ввел в историю данные статистики и политической экономии, доказывая с их помощью положение о несвободе человека и о причинной обусловленности человеческих поступков. В нравственных действиях людей Бокль видел продукт предшествующих обстоятельств. По его мнению, хотя чувства и страсти играют определенную роль в поступках человека, в совокупности действий человеческого рода их роль сглаживается в результате их столкновения с чувствами и страстями других людей, и поэтому действия человечества как целого зависят единственно от суммы знания, которым люди обладают.
Вслед за Монтескьё Бокль утверждает, что человек подвергается влиянию четырех естественных факторов: климата, пищи, почвы и общего вида природы. Бокль признает важность для развития общества распределения богатств, утверждая, что при прочих равных условиях исследование распределения богатства есть исследование распределения силы. Бокль полагал, что политико-экономическое исследование зависимости заработной платы от численности населения, соотношения между ростом народонаселения, средств производства и голодом и др. чрезвычайно важно для понимания истории, поскольку позволяет понять важность потребности человека в пище и одежде, а значит, и широкое движение за «реабилитацию плоти». По Боклю, политическая экономия позволяет связать физические явления с законами неравного распределения богатств и тем самым объяснить общественные проблемы. Но центром исследования Бокля является все же умственное развитие, которое, по его мнению, определяет развитие цивилизации, поскольку все изменения в жизни образованного народа зависят от количества знаний, какими владеют наиболее развитые люди, от характера и направления этих знаний, от их распространенности и свободы, с какой они проникают во все классы общества. При этом первенствующую роль играют именно умственные законы, нравственным же Бокль отводит второстепенную роль, считая их косными и связанными с обычаем. В конечном счете Бокль сводит свою философию истории к четырем основным положениям: 1) прогресс человечества зависит от успешности познания законов явлений и от меры распространенности знания этих законов; 2) такому познанию всегда должен предшествовать дух скептицизма, который сначала помогает исследованию, а после развивается им; 3) открытия, делаемые т.о., усиливают влияние умственных истин и относительно ослабляют действие нравственных, потому что нравственным истинам более свойственно состояние застоя и они гораздо слабее развиваются, чем умственные; 4) задержка этого движения, а следовательно, и цивилизации вызывается духом излишней опеки со стороны государства.
Сочинения:
1. History of Civilization in England, v. 1–3. L., 1872;
2. Miscellaneous and Posthumous Works, v. 1–3. L., 1872;
3. в рус. пер.: Влияние женщины на успехи знания. СПб., 1864;
4. Этюды. СПб., 1867;
5. История цивилизации в Англии, пер. с англ. К.Бестужева-Рюмина, т. 1–2. СПб., 1863–64;
6. История цивилизации в Англии, пер. с англ. А.Н.Буйницкого и Ф.Н.Ненарокова, т. 1–2. СПб., 1863–64.
Литература:
1. Соловьев Е.А. Г.Т.Бокль, его жизнь и научная деятельность. СПб., 1895.
И.В.Борисова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru