Определение слова «благодарность»

Толковый словарь Ефремовой:

благодарность
I ж.
1. Чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание или услугу.
2. Выражение такого чувства.
II ж.
1. Официальная положительная оценка чьего-либо труда, чьей-либо деятельности как мера поощрения.
2. Вознаграждение, плата.

Толковый словарь Ушакова:

БЛАГОДА́РНОСТЬ, благодарности, ·жен.
1. только ед. Чувство признательности за оказанное добро.
2. Выражение этого чувства (во мн. ·разг. ). Рассыпаться в благодарностях.
3. Взятка (·разг. ·эвф. ).

Словарь эпитетов русского языка:

Безграничная, безмерная, бесконечная, большая, великая, вечная, восторженная, глубокая, горячая, душевная, живейшая (устар.), искренняя, молчаливая, незабываемая, немая, огромная, сердечная, трогательная, чувствительная (устар.), щемящая.

Толковый словарь Кузнецова:

благодарность
БЛАГОДАРНОСТЬ -и; ж.
1. Чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу. Б. ученика. Б. дочери. С благодарностью относиться к кому-л. В знак благодарности делать что-л. Проникаться благодарностью (чувством благодарности) к кому-л. // только мн.: благодарности, -ей. О словах, выражающих признательность. Рассыпаться (изливаться) в благодарностях.
2. Официальная положительная оценка труда, деятельности кого-л. как форма поощрения. Объявить б. в приказе. Получить б. от командира.
3. Разг. Вознаграждение, плата. Дать сто рублей в качестве благодарности.

Малый академический словарь:

благодарность
-и, ж.
Чувство признательности за оказанное добро, внимание.
Я с глубокой благодарностью думаю о вас и о моих лучших годах молодости, когда я работал под вашим руководством. Каверин, Два капитана.
|| мн. ч. (благодарности, -ей).
Слова, выражающие признательность.
Рассыпаться в благодарностях.

Побужденный признательностию, он [Чичиков] наговорил тут же столько благодарностей, что тот [Манилов] смешался. Гоголь, Мертвые души.
||
Официальная положительная оценка чьего-л. труда, деятельности.
Объявить благодарность в приказе.

Словарь антонимов русского языка:

БЛАГОДАРНОСТЬ — НЕБЛАГОДАРНОСТЬ
Кто-то из отцов церкви писал, будто чувство благодарности есть проявление божества. Оттого оно редко. Неблагодарность куда чаще встречается. Ю. Трифонов. Старик.

БЛАГОДАРНЫЙ — НЕБЛАГОДАРНЫЙ
Благодарно — неблагодарно
благодарность — неблагодарность (см.)
Благодарная теманеблагодарная тема.
Впрочем, я и за это чучело благодарен Вам. Во всяком случае больше благодарен, чем неблагодарен и обижен. С. Залыгин. Незабудка.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
благодарность, -и

Толковый словарь Ожегова:

БЛАГОДАРНОСТЬ, и, ж.
1. см. благодарный.
2. Чувство признательности к кому-н. за оказанное добро, внимание, услугу. Принять с благодарностью что-н. Принести б. кому-н. Сделать что-н. в знак благодарности или в б. за что-н.
3. только мн. Слова, выражающие эти чувства (разг.). Рассыпаться в благодарностях.
4. Официальное выражение высокой оценки чьегон. труда, действий. Объявить б. в приказе. Получить б. от дирекции.

Новая философская энциклопедия:

БЛАГОДАРНОСТЬчувства обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность [ОБЯЗАННОСТЬ] благодарность восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами (подарок всегда предполагал «отдарок»возвратный, воздающий дар), а также к отношениям взаимности услуг. Некоторые современные психологи рассматривают укорененную в младенческом опыте способность к благодарности как один из первичных показателей нравственной чувствительности (отзывчивости) личности, как предпосылку более сложных нравственных чувств и способностей – доверия, сострадания, доброжелательности; развитая способность к благодарности удерживает человека от таких деструктивных чувств, как жадность, ревность, зависть (М.Кляйн).
Изначальный материально-контракторный исток благодарности угадывается в одном из замечаний Аристотеля: благодарность заключается в том, чтобы «ответить угодившему услугой за услугу и в свой черед начать угождать ему» (EN, 1133a 4). Греч, слово , помимо значения благодарности и близких ему значений «дар», «милость», «прелесть», «красота» (-Харита – богиня красоты и грации), имело и значение «угождение», «услуга». В русском переводе Нового Завета переводится как «благодать». В латыни трансформируется в caritas («любовь-милосердие, ср. англ. charity) и gratia («красота», «благодать», ср. итал. gracia – «спасибо» и англ. gratitude – «благодарность»). Русское слово «благодарность» («благое дарение») также указывает спецификацию особого действиядара как подношения, приношения, передачи (ср. родственное слово «у-дар»). Благодарность как особого рода дарение осмысляется постепенно; при этом всегда сохраняется понимание ее всего лишь как взаимности, характеризующей функциональные, корыстные отношения. На протяжении всей истории философам приходилось акцентировать возвышенный, собственно этический смысл благодарности. Напр., Сенека специально пояснял, что благодарность представляет собой добровольное дарение, отличается от простых проявлений щедрости и т.п.
В христианстве принципиально меняется проблематизация понятия: как отношение к другому благодарность фактически снимается в милосердии [МИЛОСЕРДИЕ]. Адресатом действительной и полной благодарности должен быть Бог, а ее предметом – все творения Бога. В отличие от античности, трактовавшей благодарность как добродетель, в христианстве она трактуется как обязанность и соотносится при этом не столько со справедливостью, сколько с милосердием. У Т.Гоббса эта идея выражается в утверждении, что благодарность обусловлена не предварительным соглашением, но лишь предварительной милостью. Тем не менее, утверждая благодарность в качестве «четвертого естественного закона», Гоббс представляет ее – вполне в духе контракторной этики – в качестве санкции благодеяния. Концепция благодарности как долга получила развитие и в учении И.Канта. Благодарность – это «священный долг» человека: ею подкрепляется мотив благодеяния, однако никакой благодарностью нельзя рассчитаться за принятое благодеяние, поскольку у дарителя невозможно «отнять заслугу быть первым в благоволении». Кант различал «просто благодарность», заключающуюся в сердечном благоволении, или признательности к благотворителю, и «деятельную благодарность», выражающуюся в практических действиях, подтверждающих это чувство признательности («Метафизика нравов», ч. II, § 32–33).
Понятие благодарности как обязанности, очевидно, нуждается в концептуальной доработке в более широком контексте этики милосердия, включающем и понятие благодеяния. Если благодарностьобязанность, то обязанность специфическая – не предполагающая никакого права у благотворителя на ее получение (что, однако, не освобождает благодетельствуемого от обязанности благодарности). Поэтому (и на это обратил внимание Кант) принимаемое благодеяние может восприниматься как бремя: вместе с благодеянием человек как бы обрекается на благодарность. Психологической особенностью восприятия благодарности вообще как обязанности оказывается то, что любая конкретная обязанность в отношении некоего лица (тем более авторитарного или патерналистского), будучи глубоко интернализированной, может переживаться как чувство благодарности к нему, по существу необоснованное.
Литература:
1. Кляйн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных источников. СПб., 1997;
2. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995;
3. Сенека. Нравственные письма к Луциллию [LXXXI]. М., 1977;
4. Amato J.A. Guilt and Gratitude. Westport, 1982;
5. Becker L. Reciprocity. Chi., 1990.
P.Г.Апресян

Грамматический словарь Зализняка:

Благодарность, благодарности, благодарности, благодарностей, благодарности, благодарностям, благодарность, благодарности, благодарностью, благодарностями, благодарности, благодарностях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Чувствования альтруистические.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru