Определение слова «бас»

Архитектурный словарь:

Отгороженный загон с навесом, предназначенный для зимнего содержания скота, в задней части крестьянского двора.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Большая советская энциклопедия:

(заимствовано из итал. basso или франц. basse, буквально — низкий)
1) самый низкий мужской голос. Различают Б. высокий, или певучий, и низкий, или глубокий (итал. basso profundo), в оперной практике — характерный, комический Б. Высокий Б. бывает лирический (диапазон примерно от соль большой октавы до фа первой) и драматический (от фа большой октавы до ми первой). Низкий бас (от до-ми большой октавы до ре-ми первой) в русском хоровом пении называется также «центральным». В хоре Б. подразделяются на первые (их партию исполняют Баритоны) и вторые (собственно Б.). В русских хорах встречаются и т. н. Б.-октависты, способные исполнять предельно низкие для человеческого голоса звуки (ля-си бемоль контроктавы).
2) Самая низкая партия многоголосного музыкального произведения.
3) Б. цифрованный (basso continue) — см. Генерал-бас.
4) Музыкальные инструменты низкого регистра: Б.-туба, контрабас и др., а также народная виолончель на Украине (басоля) и в Белоруссии (басетля).

Словарь эпитетов русского языка:

О громкости, характере звучания.
Бархатный, гибкий, глубокий, глухой, гремучий, громовой, громоподобный, грубый, грудной, гулкий, густой, железный, жирный, заливистый, звучный, зычный, колоратурный, крепкий, лающий, литавроподроный, ломкий, медный, могучий, мощный, магький, надтреснутый, низкий, оглушительный, октавистый, придушенный, пропитой, пропойный (разг.), протодиаконский, расшатанный, ревущий, резкий, рокочущий, рыкающий, рычащий, сильный, сиплый, сочный, толстый (устар.), тяжелый, утробный, хриплый.
О впечатлении, психологическом восприятии; об оценке голоса.
Безучастный, величественный, властный, внушительный, выразительный, вялый, гневный, грозный, досадливый, злой, изумительный, красивый, мрачный, мужественный, невеселый, ободряющий, подкупающий, покровительственный, привлекательный, приятный, равнодушный, рассудительный, свирепый, сердитый, солидный, спокойно-уверенный, спокойный, степенный, уверенный, угрюмый, унылый. Беззубый, гранитный, деревянный, замогильный, маслянистый, обветренный, органный, солдатский, стенопотрясающий, фундаментальный, черноземный, яровитый. Глубокий, драматический, лирический, певучий, профундо и т. п.

Словарь литературных эпитетов:

Бархатистый (Абельдяев).
Бархатный (Бунин).
Грубый (Чехов).
Густой (Горький, Златовратский, Куприн, Скиталец).
• Звякающий (Скиталец).
• Литавроподобный (Скиталец).
Могучий (Муйжель).
Медный (Грин).
Сиплый (Куприн).
Скрипучий (Серафимович).
Толстый (Гоголь).
Тяжелый (Скиталец).
Угрожающий (Куприн).

Малый академический словарь:

-а, мн. басы, м.
1.
Самый низкий мужской голос.
Послышался густой бас вошедшего и тонкий, знакомый всем, бабий голос директора. Скиталец, Кандалы.
||
Певец с таким голосом.
Басы мощно откашливались, рыча в глубине хора, как огромные, добродушные звери. Куприн, Мирное житие.
2.
Самая низкая партия многоголосного музыкального произведения.
3.
Музыкальный струнный или духовой инструмент низкого регистра.
Я не играл [в оркестре], а стоял подле баса и смотрел. Л. Толстой, Альберт.
4. мн. ч. (басы, -ов).
Струны, клавиши музыкального инструмента, издающие низкий звук.
С широкого края гусель натянуты длинные стальные басы, обвитые тоненькой блестящей, серебристой проволокой. Скиталец, Сквозь строй.
[итал. basso]

Музыкальная энциклопедия:

(итал. basso — низкий; франц. basse; англ. bass).
1) Самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б. (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, Б. (итал. basso profundo), в оперном исполнительстве — характерный, комич. Б. (итал. basso buffo). Высокий Б. бывает двух типов: лирическийболее мягкий и драматич.- более сильный; диапазон лирич. баса — G-f1, драматич. — F-е1. Для высоких Б. характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков. Низкий Б. (в рус. хор. пении его наз. "центральным") отличает глубокое, полное звучание в низком регистре и напряжённое — в верхнем; диапазон его — (С, D)E — d1(е1). В числе наиболее ярких оперных партий для высокого (певучего) Б. — Вотан ("Валькирия"), Сусанин, Борис Годунов, Досифей, Кончак, Кутузов, для низкого (глубокого) Б. — Зарастро ("Волшебная флейта"), Осмин ("Похищение из сераля" Моцарта), Фафнер ("Зигфрид"), для комич. Б. — Бартоло ("Севильский цирюльник"), Джероламо ("Тайный брак" Чимарозы), Фарлаф. Высокий и низкий Б. образуют басовую группу голосов и в хоре исполняют партию вторых басов (партию первых басов исполняют баритоны, к к-рым иногда присоединяются лирич. басы). В рус. хорах встречается особый, самый низкий вид басов — басы-октависты с диапазоном (А1) В1 — a (с1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a cappella. Б.-баритон — см. Баритон.
2) Самая низкая партия многогол. муз. произв.
3) Б. цифрованный (basso continuo) — см. Генерал-бас.
4) Муз. инструменты низкого регистра — туба -бас, контрабас и т. п., а также нар. виолончельбасоля (Украина) и басетля (Белоруссия).
И. Г. Лицвенко.

Толковый словарь Ожегова:

БАС, а, предл. в басе и в басу, мн. ы, ов, м.
1. (в басе). Самый низкий мужской голос.
2. (в басе). Певец с таким голосом.
3. (в басу). Медный духовой музыкальный инструмент низкого регистра и тембра.
| прил. басовый, ая, ое (к 1 и 3 знач.).
Басовый ключ (спец.) знак на нотном стане, устанавливающий высоту и название следующих за ним нот низкого регистра.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

бас-октавист
бас-профундо
басище
басок
гитара-бас
голос
грунт-бас
инструмент
как из бочки
кларнет
контрабас
октава
певец
саксофон
тромбон
труба

Этимологический словарь Макса Фасмера:

I
I. 1. "низкий голос", 2. "контрабас". Заимств. из ит. basso или франц. basse (из того же источника нем. Bass); см. Преобр. 1, 19.
II
II., также бась "украшение", арханг. (Подв.), олонецк. (Кулик.), яросл., сюда же баса "красота", яросл., сев.-русск. (Даль), басый, баской "красивый", новгор., арханг., олонецк., черепов., яросл., костр.
Ввиду исключительного распространения слова в с.-в.-р. представляется вероятным заим- ствование из скандинавских языков. Миккола (Ber. 19) и Калима (FUF 18, 16) видели источник в коми bas "украшение", в то время как Вихман – Уотила считают слово коми заимств. из упомянутой группы русск. слов. Если не удастся доказать заимств. из языка коми, придется поставить вопрос о родстве с др.-инд. bhsas м. "свет, блеск", bhsati "светит, блестит", bhs ср. р. (позже ж. р.) "блеск, свет, сияние", которые могут быть связаны с др.-англ. basu "багровый, красный", ср.-ирл. basc "красный"; см. Хольтхаузен, Aengl. Wb. 16; Шефтеловиц, Zschr. Ind. Ir. 2, 275; Горяев, ЭС 13. Вызывает сомнения только отсутствие слова в остальных слав. языках. Ср. еще басить "лечить, исцелять".

Грамматический словарь Зализняка:

1. бас, басы, баса, басов, басу, басам, бас, басы, басом, басами, басе, басах, басу 2. бас, басы, баса, басов, басу, басам, бас, басы, басом, басами, басе, басах 3. бас, басы, баса, басов, басу, басам, баса, басов, басом, басами, басе, басах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru