Определение слова «Андромаха»

Большой энциклопедический словарь:

АНДРОМАХА — в греческой мифологии супруга Гектора. В "Илиаде" Андромаха — воплощение идеала преданной и любящей жены.

Большая советская энциклопедия:

Андромаха
В древнегреческой мифологии супруга Гектора. После гибели мужа, взятия Трои и дележа добычи ахейцами А. досталась сыну Ахилла — Неоптолему, которому родила трёх сыновей. После его смерти стала женой Гелена, брата Гектора. А. воспел Гомер в «Илиаде», ей посвящена трагедия Еврипида «Андромаха».

Энциклопедия литературных героев:

АНДРОМАХА
1.
героиня трагедии Еврипида «Троянки» (415 г. до н.э.). А.- жена троянского героя Гектора. Во время битвы за Трою Гектор погибает. В «Тро-янках» Еврипид изображает момент, когда знатных пленниц греки распределяют между своими вождями. А. достается сыну Ахилла Неоптолему. Она оплакивает гибель Трои, любимого мужа, ненавистный новый брак и свою рабскую долю. Ей «страшно из благородства в рабство перейти». А. завидует Поликсене, которая была принесена в жертву на могиле Ахилла. Героине «слаще смерть, чем бедственная жизнь». Утешает А. в ее горе лишь то, что с ней остался малолетний сын Астианакт. Но вестник сообщает А., что по совету Одиссея греки решили убить сына Гектора, сбросив с крепостной стены. Оплакав Астианакта, героиня проклинает богиню Афину, называя ее дочерью Духа Зла, Зависти, Убийства и Смерти, и гордо говорит посланнику греков: «Казнь так казнь... Насытьтесь детской плотью!»
2.
Героиня трагедии Еврипида «Андромаха» (411 г. до н.э.). В этой трагедии А. уже отдана в рабство Неоптолему и родила ему сына. Законная жена Неоптолема Гермиона хочет убить мальчика и погубить саму А., т.к. уверена, что троянка напустила на нее порчу и сделала бесплодной. Для исполнения своего коварного плана она, пользуясь отсутствием мужа, призывает своего отца Менелая. А., предупрежденная рабыней, скрывается в храме Фетиды, моля богиню о спасении. Гермиона угрожает поджечь храм. Но А. не устрашилась и только посмеялась над разгневанной царицей. Тогда Менелай приводит к храму сына А. и предлагает ей жестокий выбор: «самой лишиться жизни или дитя <...> отдать ножу?» Тогда героиня покидает святилище, ее связывают, и Менелай объявляет, что обманул А.: погибнут и она, и сын, ибо того хочет Гермиона. Но свершиться несправедливой казни мешает Пелей, отец Ахилла. Менелай отступает, Гермиона, страшась мести мужа, сбегает из дворца. А., узнав о смерти Неоптолема от руки Ореста, становится законной женой царя Гелена и мирно правит с ним в Эпире.
В новое время образ А. был воплощен в трагедиях Ж.Расина «Андромаха» (1667) и П.А.Катенина «Андромаха» (1809-1819).
Е.Э.Гущина

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии супруга Гектора. Отцом А. был Ээтион, царь мисийского города Фивы Плакийские. Во время Троянской войны Фивы были взяты и разорены Ахиллом, который убил Ээтиона и семерых братьев А. (Ною. II. VI 413-428). В «Илиаде» А. представлена верной и любящей женой Гектора, предчувствующей грозящую ему опасность (в сцене прощания Гектора с А. — VI 370-502) и горько оплакивающей мужа после его смерти (XXII 437-515; XXIV 723- 746). После взятия Трои ахейцами А. лишается своего единственного сына Астианакта и как пленница сына Ахилла Неоптолема (Пирра) следует за ним в Грецию. В трагедии Еврипида «Андромаха» изображена ее горькая доля и притеснения со стороны жены Неоптолема Гермионы. После гибели Неоптолема в Дельфах А. переселяется в Эпир вместе с Еленом, чьей женой она становится. В Эпире А. застает во время своих странствий Эней (Verg. Aen. III 294 след.). От Неоптолема А. имела трех сыновей, в т. ч. Молосса (героя-эпонима царства молоссов в Эпире) и Пергама; вместе с Пергамом А. после смерти Елена вернулась в свою родную землю Мисию, где Пергам основал город, названный его именем. В историческое время здесь существовало святилище, посвященное A. (Paus. Ill, 2). В. я.
Сцена прощания Гектора с А. воплощалась в античном изобразительном искусстве, с 15 в. — в европейском искусстве (вначале в книжной миниатюре, затем в живописи: Г. Лересс, А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и др.; в России в 18 в. — А. П. Лосенко «Прощание Гектора и А.»); в 17-18 вв. получил распространение сюжет «скорбящая А.» (Ж. Л. Давид, Э. Вехтер и др.).В европейской драматургии 17- 18 вв. созданы трагедии: «А.» Расина, «А.» А. Дзено (послужила либретто для ряда итальянских опер) и др., в 20 в. «А.» Э. Поссарта, «Пирр и А.» Ф. Брукнера и др.В 18 — нач. 19 вв.: св. 20 опер — «А.» Н. Порпоры, А. Саккини, А. М. Гретри, Дж.. Паизиелло, «Астианакт» Дж. Б. Бонончини, Л. Винчи, Н. Иоммелли, Р. Крейцера и др. В 20 в. — «А.» К. Сен-Санса (музыка к постановке трагедии Расина), «Прощание А.» С. Барбера (симфоническая поэма) и др.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Андромаха, -и

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru