Определение слова «АКЦИДЕНЦИЯ»

Большой энциклопедический словарь:

АКЦИДЕНЦИЯ (акцидентный набор) — полиграфическое воспроизведение малых форм (бланки, аттестаты, ярлыки, грамоты и др.) — афиш, плакатов и др.
АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia — случай)философский термин, означающий случайное, преходящее, несущественное свойство.

Большая советская энциклопедия:

Акциденция
(от лат. accidentia — случай, случайность)
философский термин, означающий случайное, несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному (см. Субстанция). Впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, затем у Порфирия (См. Порфирий), который разделил А. на отделимые (например, сон для человека) и неотделимые (например, чёрный цвет кожи для негра). Понятие А. было развито в схоластике (См. Схоластика), где некоторые свойства вещей рассматривались как «реальные А.», существующие сами по себе вне тех субстанций, которым они обычно присущи. Декарт, Гоббс и др. философы 17 в. отрицали существование «реальных А.», в связи с чем Спиноза заменил термин «А.» термином «модус», обозначающим единичное проявление субстанции. Понятие А. встречается у Канта, Фихте и др. философов 18—19 вв., а также в формальной логике (Дж. Ст. Милль, Ф. К. С. Шиллер).
В. В. Соколов.

Толковый словарь Даля:

акциденция
См. акциз

Большой словарь иностранных слов:

[от лат. accidens (accidentis) случайность] – 1) фил. случайное свойство предмета; преходящее свойство предмета; несущественное свойство предмета; 2) мелкие типографские работы (бланки, объявления, программы и др.)

Толковый словарь Кузнецова:

акциденция
АКЦИДЕНЦИЯ [дэ], -и; ж. [лат. accidentia — случайность]. Филос. Случайное, преходящее, несущественное свойство, состояние предмета (в противоположность субстанциальному, существенному).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
акциденция, -и

Новейший философский словарь:

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia — случай, случайность) — философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещиотличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи). Впервые понятие А. употреблено Аристотелем в «Метафизике» и «Физике», затем — Порфирием, разделившим А. на «отделимые» (человеческий сон) и «неотделимые» (цвет кожи у человека). Распространенность получило в схоластике (некоторые качества вещей трактовались как «реальные А.», существующие сами по себе вне субстанций, которым они, как правило, присущи). В результате полемики Декарта и Гоббса со сторонниками идеи «реальных А.» Спиноза отказался от термина А. в пользу понятия «модус» (единичное проявление субстанции). Употреблялось также Кантом, Фихте и др.

Новая философская энциклопедия:

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia – неожиданно появляющееся) – несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета.
Термин в его греческом варианте () ввел Аристотель и выделил два основных смысла употребления в философии (Met. IV 30, 1025а 14; V 2, 1026b 35; X 8, 1065а 4; Phys. Il 4, 196 b 28). В первом смысле термин обозначает качество, которое не является существенным для данной вещи, то, что отнюдь не всегда и не обязательно принадлежит ей. Аристотель приводит приписываемое Сократу определение акцидентального по отношению к человеку – «быть музыкальным» в противоположность «быть рациональным» и «быть животным», которые не являются акцидентальными. Во втором смысле термин употребляется для обозначения того, что принадлежит вещи, но не входит в ее сущность: акциденция фиксирует сосуществование случайности и необходимости, возможности и причинной обусловленности. В качестве классического примера используется высказывание «копая трюфели, я найду сокровища». Ход рассуждений следующий: «копание» не является акциденцией, и поскольку сокровище было там всегда, то факт нахождения сокровищ при условии копать в этом месте предопределен, детерминирован. В то же время нахождение клада – акциденция, поскольку копание было копанием трюфелей, а не сокровища. Плотин различает акциденции вещей и их сущность (Еnn. II, 6, 2), Порфирий – отделимые и неотделимые акциденции. Боэций в «Комментариях к Порфирию» связывает акциденцию с привходящими признаками. В схоластике выделяются реальные акциденции, которые могут существовать самостоятельно.
В новой философии вместе с критикой понятия материальной субстанции отрицается и понятие акциденции (см., напр., Беркли. Соч. М., 1978, с. 205), хотя понятие модуса в философии Спинозы как обозначение индивидуального проявления субстанции может быть понято как развитие понятия акциденции. Кант связывает акциденции с изменчивостью субстанции (Критика чистого разума. М., 1998, с. 297, 229–230). Д.С.Милль называет акциденциями все атрибуты вещи, которые заключены в значении имени (Логика, 1158). В современной аналитической философии (напр., Austin J.L. A plea for Excuses. – «Philosophical Papers». Oxf., 1961) события, акцидентальные с точки зрения одного описания, считаются детерминированными с точки зрения другого.
А.А.Костикова

Толковый словарь по полиграфии:

Этим термином называли мелкие не книжные формы (бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты и др.), целью которых является не столько информативность, сколько привлекательность.

Грамматический словарь Зализняка:

Акциденция, акциденции, акциденции, акциденций, акциденции, акциденциям, акциденцию, акциденции, акциденцией, акциденциею, акциденциями, акциденции, акциденциях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru