Большой энциклопедический словарь:
АКЦИДЕНЦИЯ (акцидентный набор) — полиграфическое воспроизведение малых форм (бланки, аттестаты, ярлыки, грамоты и др.) — афиш, плакатов и др.
АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia — случай) — философский термин, означающий случайное, преходящее, несущественное свойство.
Большая советская энциклопедия:
Акциденция
(от лат. accidentia — случай, случайность)
философский термин, означающий случайное, несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному (см. Субстанция). Впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, затем у Порфирия (См. Порфирий), который разделил А. на отделимые (например, сон для человека) и неотделимые (например, чёрный цвет кожи для негра). Понятие А. было развито в схоластике (См. Схоластика), где некоторые свойства вещей рассматривались как «реальные А.», существующие сами по себе вне тех субстанций, которым они обычно присущи. Декарт, Гоббс и др. философы 17 в. отрицали существование «реальных А.», в связи с чем Спиноза заменил термин «А.» термином «модус», обозначающим единичное проявление субстанции. Понятие А. встречается у Канта, Фихте и др. философов 18—19 вв., а также в формальной логике (Дж. Ст. Милль, Ф. К. С. Шиллер).
В. В. Соколов.
Толковый словарь Даля:
акциденция
См. акциз
Большой словарь иностранных слов:
[от лат. accidens (accidentis) случайность] – 1) фил. случайное свойство предмета; преходящее свойство предмета; несущественное свойство предмета; 2) мелкие типографские работы (бланки, объявления, программы и др.)
Толковый словарь Кузнецова:
акциденция
АКЦИДЕНЦИЯ [дэ], -и; ж. [лат. accidentia — случайность]. Филос. Случайное, преходящее, несущественное свойство, состояние предмета (в противоположность субстанциальному, существенному).
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
акциденция, -и
Новейший философский словарь:
АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia — случай, случайность) — философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи). Впервые понятие А. употреблено Аристотелем в «Метафизике» и «Физике», затем — Порфирием, разделившим А. на «отделимые» (человеческий сон) и «неотделимые» (цвет кожи у человека). Распространенность получило в схоластике (некоторые качества вещей трактовались как «реальные А.», существующие сами по себе вне субстанций, которым они, как правило, присущи). В результате полемики Декарта и Гоббса со сторонниками идеи «реальных А.» Спиноза отказался от термина А. в пользу понятия «модус» (единичное проявление субстанции). Употреблялось также Кантом, Фихте и др.
Новая философская энциклопедия:
АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia – неожиданно появляющееся) – несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета.
Термин в его греческом варианте () ввел Аристотель и выделил два основных смысла употребления в философии (Met. IV 30, 1025а 14; V 2, 1026b 35; X 8, 1065а 4; Phys. Il 4, 196 b 28). В первом смысле термин обозначает качество, которое не является существенным для данной вещи, то, что отнюдь не всегда и не обязательно принадлежит ей. Аристотель приводит приписываемое Сократу определение акцидентального по отношению к человеку – «быть музыкальным» в противоположность «быть рациональным» и «быть животным», которые не являются акцидентальными. Во втором смысле термин употребляется для обозначения того, что принадлежит вещи, но не входит в ее сущность: акциденция фиксирует сосуществование случайности и необходимости, возможности и причинной обусловленности. В качестве классического примера используется высказывание «копая трюфели, я найду сокровища». Ход рассуждений следующий: «копание» не является акциденцией, и поскольку сокровище было там всегда, то факт нахождения сокровищ при условии копать в этом месте предопределен, детерминирован. В то же время нахождение клада – акциденция, поскольку копание было копанием трюфелей, а не сокровища. Плотин различает акциденции вещей и их сущность (Еnn. II, 6, 2), Порфирий – отделимые и неотделимые акциденции. Боэций в «Комментариях к Порфирию» связывает акциденцию с привходящими признаками. В схоластике выделяются реальные акциденции, которые могут существовать самостоятельно.
В новой философии вместе с критикой понятия материальной субстанции отрицается и понятие акциденции (см., напр., Беркли. Соч. М., 1978, с. 205), хотя понятие модуса в философии Спинозы как обозначение индивидуального проявления субстанции может быть понято как развитие понятия акциденции. Кант связывает акциденции с изменчивостью субстанции (Критика чистого разума. М., 1998, с. 297, 229–230). Д.С.Милль называет акциденциями все атрибуты вещи, которые заключены в значении имени (Логика, 1158). В современной аналитической философии (напр., Austin J.L. A plea for Excuses. – «Philosophical Papers». Oxf., 1961) события, акцидентальные с точки зрения одного описания, считаются детерминированными с точки зрения другого.
А.А.Костикова
Толковый словарь по полиграфии:
Этим термином называли мелкие не книжные формы (бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты и др.), целью которых является не столько информативность, сколько привлекательность.
Грамматический словарь Зализняка:
Акциденция, акциденции, акциденции, акциденций, акциденции, акциденциям, акциденцию, акциденции, акциденцией, акциденциею, акциденциями, акциденции, акциденциях
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020