Определение слова «АХУНДОВ»

Большая советская энциклопедия:

I
Ахундов
Мирза Фатали [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, — 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А. служил в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика (1834—1861); преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В 30-х гг. началась литературная деятельность А., направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих литературно-критических статьях А. подвергал критике придворно-эпигонскую и религиозно-мистическую поэзию, разрабатывал принципы реалистического идейного искусства, пропагандировал новые литературные жанры. Первое значительное произведение — элегическая поэма «На смерть Пушкина» (1837). Поэма была переведена на русский язык и опубликована в журнале «Московский наблюдатель» (1837).
Литературный талант А. с особенной силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана 1-й половины 19 в.: «Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» (1850: первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), «Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня» (1850), «Везир ленкоранского ханства» (1850; постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку), «Медведь, победитель разбойника» (1851), «Приключение скряги» («Хаджи Кара», 1852), «Правозаступники в городе Тебризе»(« Восточные адвокаты», 1855). В сатирические повести «Обманутые звёзды»(1857) А. изобразил распад феодально-патриархальных отношений.
Мировоззрение А. складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 в. В своём философском трактате «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле...", статье «Ответ философу Юму» и др. А. развивал материалистические идеи, отвергал бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы. В теории познания А. стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания. Протестуя против социального гнёта, А. выступал в защиту прав женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от религиозных верований. Большое значение придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским; выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность А. оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения А. впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов СССР.
Соч.: Эсэрлари, ч. 1—3, Бакы, 1949— 1955; в рус. пер. — Избранное, М., 1956; Избр. философские произв., М., 1962.
Лит.: Джафаров Дж., М. Ф. Ахундов, Критико-биографический очерк, М., 1962; Рафили М., Ахундов, М., 1959: Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение М. Ф. Ахундова, М., 1962; Рзаев А. К., Политические взгляды М. Ф. Ахундова, Б., 1968: Тагыjeв Н., Ахундов. Библиография (1837—1957), Бакы, 1960; Лерман А. Н., Мирза фатали Ахундов в русской печати. Биобиблиография. 1837—1962 гг., Баку, 1962.
А. А. Шариф.

М. Ф. Ахундов.
II
Ахундов
Рухулла Али оглы [1(13).1.1897, с. Шувеляны Бакинского уезда, — 1938], советский партийный и государственный деятель, публицист, учёный. Родился в семье учителя. Окончил медресе, реальное училище, торговую школу, владел несколькими восточными и западными языками. Член Коммунистической партии с 1919. В 1917 член группы азербайджанских «левых» эсеров. В 1918 редактор газеты «Известия» Бакинского совета, а в 1919 азербайджанской нелегальной большевистской газеты «Коммунист». После окончательного установления Советской власти в Азербайджане (1920) заведующий отделом по работе в деревне ЦК КП (б) Азербайджана, секретарь Бакинского комитета партии, редактор газеты «Коммунист» и других периодических изданий. В 1924—30 секретарь ЦК КП (б) Азербайджана, директор Азернешара (государственное книжное издательство), нарком просвещения Азербайджанской ССР. В 1930 избран секретарём Заккрайкома ВКП(б). Делегат 10—17-го съездов партии, 2-го конгресса Коминтерна. Последние годы жизни работал в Институте истории партии при ЦК КП(б) Азербайджана, начальником управления по делам искусств при СНК Азербайджанской ССР, участвовал в организации и руководстве Азербайджанского филиала АН СССР. Один из первых переводчиков на азербайджанский язык произведений К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Автор ряда работ по истории, искусству, литературе, редактор двухтомного русско-азербайджанского словаря (1928—29). Награжден орденом Ленина.
Лит.: Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане, Б., 1957, с. 67—69.

Р. А. Ахундов.
III
Ахундов
Сулейман Сани [21.9(3.10).1875, Шуша, — 29.3.1939, Баку], азербайджанский советский писатель. Окончил горийскую учительскую семинарию. Вёл педагогическую работу, составлял учебники. Первая сатирическая пьеса «Стяжатель» (1899) высмеивает жадность. В рассказах «Звезда свободы» (1905), «Чернушка» (1913), «Собака мистера Грея» (1927) и др. А. обличал буржуазно-помещичий строй. Пьесы «Соколиное гнездо» (1921), «Любовь и месть» (1922), «Дьявол» (1922) рисуют прежнюю жизнь крестьянства и революционный подъём. В творчестве А. сильно влияние традиций национальной реалистической литературы.
Соч.: Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1951; Кичик hеказэлэр, Бакы, 1966, в рус. пер. — Чернушка, Б., 1956; Страшные рассказы, Б., 1958.
Лит.: Ариф М., Литература азербайджанского народа, Б., 1958; Вэлиев М., Сулейман Сани Ахундов, Бакы, 1956; Haгыjeва Ч., С. С. Ахундов архивинин тзсвири, Бакы, 1962; Вэлиханов Н., Сулеjман Сани Ахундов, Бакы, 1968.
К. Талыбзаде.

Советская историческая энциклопедия:

1. Мирза Фатали (30.VI.1812 — 26.II.1878) — азерб. философ-материалист, просветитель-демократ. Родился в Нухе. Отказавшись от духовной карьеры, с 1834 жил в Тифлисе, где служил (до 1861) переводчиком в канцелярии наместника на Кавказе и преподавал восточные языки в Тифлисском уездном училище. В Тифлисе сблизился с ссыльными декабристами, особенно с А. Бестужевым (Марлинским). Мировоззрение А. складывалось под влиянием прогрессивных традиций отечеств. и мировой лит-ры. А. был сторонником и пропагандистом дружбы рус. и азерб. народов. В 30-х гг началась лит. и обществ. деятельность А., направленная против феод отсталости, религии ислама, за просвещение, свободу, прогресс и благоденствие народа. Видел цель иск-ва и лит-ры в служении народу, в правдивом изображении жизни, в разоблачении социальной несправедливости и др. пороков феод. об-ва. А. явился основоположником азерб. драматургии. В 1850-56 создал ряд реалистич. комедий ("Молла Ибрагим Халил, алхимик...", "Гаджи Гара" и др.), правдиво и ярко отразивших жизнь Азербайджана, в 1857 — блестящую сатирич. повесть "Обманутые звезды", в которой разоблачался деспотич. шахский режим в Иране. В филос. работах ("Три письма инд. принца Кемал-Уд-Довле...", 1864-65, и др.) А. пропагандировал материалистические и атеистические идеи, выступал против деспотизма и фанатизма, феодальной отсталости. Боролся за реформу старого алфавита.
Ист. исследования А., несмотря на то, что он был идеалистом в понимании обществ. явлений, проникнуты прогрессивными и демократич. идеями. В статье "Критич. заметки" (1862) А. подверг критике иран. историка Реза-Кули-хана, а в его лицо всю придворную иран. историографию за искажение фактов, пустословие, домыслы о религ. чудесах. Призывал изучать важнейшие ист. события, правдиво излагая факты, анализируя и объясняя их. В статье "Поражение тур. армии в 1618 г. под Багдадом" (1853), опубл. впервые на рус. языке, А. подчеркивал положит. значение централизованной власти, в противовес феод. раздробленности, которая подрывает силы страны и делает ее жертвой иноземных захватчиков. Оценивал как прогрессивное явление присоединение Азербайджана к России.
=====
Соч.: Избр., М., 1956; Избр. филос. соч., Баку, 1953; srlri, ld 1-3, Вакь, 1938.
=====
Лит.: Рафили М., M. P. Ахундов. Жизнь и творчество, Баку, 1957; Гусейнов Г. Н., Из истории обществ. и филос. мысли в Азербайджане XIX в., Баку, 1958; Очерки по истории филос. и политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956; История Азербайджана, т. 2, Баку, 1060; Гулиjев . Н., Несенов И. М., Стригунов И. В., XIX срд. в ХХ срин вваллринд Азербаjчанда тарих елминин инкишафы, Бакы, 1960.
=====
И. М. Гасанов, И. В. Стригунов. Баку.
2.
Рухулла Али оглы (1897-1938) — участник борьбы за Сов. власть в Азербайджане, публицист, ученый. Род. в с. Шувеляны Бакинской губ. в семье учителя. Чл. Коммунистич. партии с 1919. С 1916 работал в типографии. В 1917 — чл. группы азерб. "левых" эсеров. В 1918 — редактор газ. "Известия" Бакинского совета. Был редактором азерб. нелегальной большевистской газ. "Коммунист". После победы Сов. власти в Азербайджане (с 1920) — зав. отделом ЦК, секретарь Бакинского к-та партии, вновь редактор газ. "Коммунист". В 1924-30 работал секретарем ЦК КП(б) Азербайджана и наркомом просвещения Азерб. ССР. В 1930 избран секретарем Заккрайкома ВКП(б). Делегат X-XVII съездов партии. В последние годы жизни работал в Ин-те истории партии при ЦК КП Азербайджана. Один из первых переводчиков на азерб. язык произв. К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Автор ряда работ по теории и истории лит-ры.

Новая философская энциклопедия:

АХУНДОВ Мирза Фатали [30 июня (12 июля) 1812, Шеки, ныне Нуха – 26 февраля (10 марта) 1878, Тифлис]азербайджанский просветитель, писатель и драматург. Учился сначала в медресе, затем в русском уездном училище; в 1834–61 служил переводчиком в канцелярии царского наместника на Кавказе; преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В публицистических и литературно-критических работах, апеллируя к разуму и здравому рассудку, к человеческой природе и свободе человека, обличал деспотизм, невежество, фанатизм и бедность, призывал к распространению науки и образованности, к развитию торговли и промышленности, к благоустройству государства и благосостоянию народа. Акцентировал мысль об отставании Азии от Европы, о необходимости прогресса и цивилизации на Востоке и реформировании ислама. Автор философского трактата «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего» (перевел его на русский и персидский языки), статей «Критика «Еккельме»», «Ответ философу Юму» и др. Общим принципом его философии был пантеизм, в рамках которого он развивал мысль об атомном строении Вселенной и ее естественных законах.
Сочинения:
1. Избранное. М., 1956; Избр. филос. произв. Баку, 1982.
Литература:
1. Мамедов Ш.Ф. Мировоззрение М.Ф. Ахундова. М., 1962;
2. Ахмедов Э.М. Философия азербайджанского Просвещения. Баку, 1983;
3. Садыхов . . . Ахундов и русская литература. Баку, 1986.
В.Ф.Пустарнаков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru