Определение слова «тримурти»

Большой энциклопедический словарь:

ТРИМУРТИ (санскр.) — в индуизме проявление триединства верховных богов индуизма — Брахмы, Вишну и Шивы; изображается с одной головой и тремя ликами.

Большой словарь иностранных слов:

[санскр.] – троица в древней религии индусов: Брама – созидающий мир, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

((имеющий) три образа) — божественная триада Брахма, Вишну и Шива, выполняющая в мифологии функции сотворения, сохранения и разрушения вселенной и мыслимая как единое целое. Воплощает в себе др. идею троичности и триединства божеств, сил. Разл. секты и учения толкуют Т. по-разному, исходя из своих осн. постулатов. В иконографии изображается в виде трех божеств или стоящих рядом, или словно вырастающих один из другого.
М. Альбедиль

Советская историческая энциклопедия:

(санскр., букв. — три образа) — в индуизме проявление сущностей трех главных богов Брахмы, Шивы и Вишну как триединого божества; его иконографич. изображение — с одной головой, но с тремя лицами. Наиболее известна гигантская скульптура Т. в пещерном храме на о. Элефанта близ г. Бомбей.

Мифологическая энциклопедия:

[др.-инд. trimurti, «тройственный образ» или «обладающий (-ая) тремя обликами»], в индуистской мифологии божественная триада Брахмы, Вишну и Шивы, мыслимых в онтологическом и функциональном единстве. Представления о Т. сложились сравнительно поздно, в эпоху пуран, однако сама идея троичности божественных сил прослеживается с древнейших слоев древнеиндийской мифологии. В ведах боги нередко объединяются в группы, в т. ч. по трое, например Агни — Индра (или Ваю) — Сурья. В «Махабхарате» сам Агни провозглашается имеющим три ипостаси (огонь — молния — солнце) — создателем, разрушителем и хранителем мира (напр., Мбх. I 220, 22 след.); большую роль играют и другие троичные структуры.В эпосе Врахма, Вишну и Шива — главные боги, но идеи их триединства еще нет, хотя и можно найти отдельные ее предвосхищения. Развернутое описание Т. (в различных вариантах) дают пураны: Брахма — творец мира, Вишну — его хранитель, Шива — разрушитель. В духе философской системы санкхья три бога рассматриваются как воплощения трех гун (качеств): Брахма — это раджас (страстность, активность, действенность), Вишну — саттва (ясность, уравновешенность, сознательность), Шива — тамас (пассивность, бессознательность, инертность). В развитие этой философской концепции три бога, как и три гуны, провозглашаются проявлениями единой сути (пракрити). Различные теистические секты толкуют Т. как три ипостаси единого верховного бога, который в таком случае обычно получает имя одного из членов триады (чаще всего Вишну — Нараяны или Шивы, реже Брахмы) и объединяет в одном лице три функции (творения, хранения и разрушения).На скульптурных изображениях члены Т. или стоят рядом друг с другом (памятники Эллоры и др.), или тела их как бы вырастают одно из другого (южноиндийские шиваитские храмы).Прежде за Т. ошибочно принимали изображения Шивы-Махешвары (напр., на острове Элефанта около Бомбея) с тремя лицами, соответствующими трем собственным ипостасям этого божества.Лит.: Тюляев С. И, Развитие образа Шивы от древней к средневековой эпохе (II в. до н. э- — XII в.), в кн.: Искусство Индии. Сб. статей, М., 1969; Kirfel W., Die dreikpfige Gottheit, Bonn, 1948; Banerjea J. N.. The so-called Trimurti of Elefanta. Arts Asiatiquesi, 1955, t. 2, № 2, p. 120-26; Rajan К. V. S., Trinity in sculpture,

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
тримурти, нескл., с.

Новая философская энциклопедия:

ТРИМУРТИ (санскр. trimrti – три формы) – индуистская модель отражения Абсолюта [АБСОЛЮТ]в трех взаимодополнительных формах, соотносимых с космогоническими функциями создания, сохранения и разрушения мира и с соответствующими тремя верховными божествами пантеона – Брахмой, Вишну и Шивой.
Предпосылки тримурти можно видеть уже в триадических формах некоторых ведийских богов, напр. в образе Агаи, присутствующего в виде солнца на небе, в виде молнии в атмосфере и в виде обычного огня на земле (Ригведа I.144.4, II.4.5, Х.4.5 и т.д.), или трех богинь, связанных с жертвоприношениями животных (там же, V.5.8). Но лишь в сравнительно поздней «Майтри-упанишаде» Брахман [БРАХМАН]как абсолютное начало сущего представлен в трех «образах владычества» – Брахмы, Рудры (Шива) и Вишну, подобно тому как женское, мужское и среднее суть образы его рода, а огонь, ветер и солнце – образы его сияния (VI.4–5). Дальнейшие этапы формирования конструкции тримурти засвидетельствованы в эпических текстах, в поздних Упанишадах (Рамоттаратапания-уп. 1.16), а также в поэзии Калидасы (Кумарасамбхава II.14). На этих этапах можно предположить и косвенное влияние буддизма махаяны, где разрабатывалась идея трех тел Будды (трикайя [ТРИКАЙЯ]),хотя концептуально буддийская и индуистская триады различны.
Модель тримурти была освоена преимущественно шиваитами. В «Линга-пуране» (I.18.12) Абсолют, соответствующий «вечному Шиве» (Садашива), представлен в трех эманациях – Брахмы, созидателя мира, Вишну – его хранителя и Шивы (Бхава) – разрушителя, благодаря чему Шива как бы раздваивается, чем нарушается теоретически предполагаемая «нейтральность» Абсолюта, но зато укрепляются приоритеты «сектантского божества». И у шиваитов, и у вишнуитов три космологические функции соотносятся с тремя гунами [ГУН]философии санкхьи [САНКХЬЯ]:в тримурти Вишну олицетворяет действие «просветляющего» начала саттвы, Брахма – «энергетического» раджаса, Шива – «деструктивного» тамаса. Модель тримурти под углом зрения концепции трех гун присутствует в «сектантских» вишнуитских классификациях Пуран. Так, в «Падма-пуране» (I.62) утверждается, что все они вышли из тела Вишну, что подразумевает вишнуитскую интерпретацию их происхождения. В том же тексте (263.81 и т.д.) они распределяются по трем гунам. А именно вишнуитские «Вишну-», «Нарада-», «Бхагавата-», «Гаруда-», сама «Падма-» и «Вараха-пурана» пронизаны гуной просветленности, саттвой, и ведут к «освобождению»; посвященные Брахме «Брахманда-», «Брахмавайварта-», «Маркандея-», «Бхавишья-», «Вамана-» и «Брахма-пурана» – раджасом и могут обеспечить только небо; шиваитские же «Матсья-», «Курма-», «Линга-», «Вайю-», «Сканда-» и «Агни-пурана» – тамасом и ведут в ад. В течениях поздней вишнуитской бхакти, напр. у Нимбарки (13 в.), воспроизводится конфигурация «Линга-пураны» в вишнуитском контексте: Абсолют-Вишну представлен в трех формах, одна из которых соответствует «малому Вишну». Основная философема, реконструируемая из этой корреляции, состоит в идее онтологической внеположенности Брахмана как абсолютного и неизменного начала мира, всей активности в космосе, которая передается в ведомство «относительных» в сравнении с ним (хотя с «народной точки зрения» и верховных) божеств.
Эти соотношения получили и графические отражения: в шиваитских изображениях тримурти над тремя рядоположенными скульптурными ликами возвышается четвертая голова «вечного Шивы», у вишнуитов Непала за тремя фигурами помещается колонна, соответствующая четвертому лицу – Вишну. Эти изображения появляются поздно, и популярности, ввиду своего выраженного «философического» подтекста, в народном индуизме не получают. Одно из наиболее известных изображений, датируемое 8 в., находится в южноиндийском ансамбле пещерной и наземной архитектуры Эллоры, в грандиозном скальном шиваитском храме Кайласанатхи. Среди основных задач, которые ставили перед собой создатели абстрактного культа тримурти, была унификация верховных божеств индуизма перед лицом джайнов и буддистов, а также попытка гармонизации вишнуизма и шиваизма.
Несмотря на желание неоиндуистов представить тримурти в качестве ближайшего аналога христианскому тринитарному догмату, их сопоставление выявляет скорее глубинные различия. Уже один из первых исследователей «Бхагавата-пураны», французский индолог Ж.Руссель, отмечал нераздельность в тримурти божественной манифестации и мистификации, справедливо подчеркивая, что здесь речь идет о трех функциональных масках Анонима, но никоим образом не о единстве Трех Лиц.
Литература:
1. Искусство Индии. Сб. статей. М., 1969.
В.К.Шохин

Краткий религиозный словарь:

Тройственный образ в индуизме, состоящий из трех богов: Брахма, Вишну и Шива. Все они являлись проявлением единой божественной сути, но отображали разные ипостаси: Брахма считался создателем мира, Вишну — хранителем мира, а Шива — разрушителем и восстановителем мира. Все три бога нередко изображались вместе. Позднее, к концу второй половины I тысячелетия до н.э., Брахма отступил на задний план. Вишну и Шива стали главными богами в индуистском пантеоне. В Индии сохранился лишь один храм, посвященный Брахме — в Пушкаре, штат Раджастхан

Теософский словарь:

(Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" - Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя мысль, так как в "Ведах" ни Брама, ни Шива неизвестны, и ведийская Троица состоит из Агни, Вайю и Сурьи; или, как объяснено в "Нирукте", из земного огня, атмосферного (или воздушного), и небесного огня, так как Агни есть бог огня, Вайю - воздуха, а Сурья есть солнце. Как сказано в "Падма Пуране": "В начале великий Вишну, пожелав сотворить весь мир, стал тройным создателем, хранителем и разрушителем. Чтобы построить этот мир, Всевышний Дух эманировал из правого бока своего тела сам себя как Браму; затем, чтобы сохранить вселенную, он из левого бока своего тела создал Вишну; и чтобы разрушить мир, он из середины своего тела сотворил вечного Шиву. Одни поклоняются Браме, другие - Вишну, третьи — Шиве; но Вишну, единый и все же тройственный, создает, хранит и разрушает, потому пусть благочестивые не делают разницы между этими тремя". По существу, все эти три "личности" Тримурти, являются просто тремя характерными гунами или атрибутами этой вселенной дифференцированного Духа-Материи, само-создающейся, само-хранящейся и само-разрушающейся, с целью возрождения и усовершенствования. Это есть правильное значение; и это являет Брама как олицетворение Раджогуны, атрибута или свойства активности, желания порождать потомство, того желания, благодаря которому вся вселенная и все в ней вызвано к жизни. Вишну есть олицетворение Саттва-гуны, того качества сохранения, возникающего из спокойствия и мирного покоя наслаждения, которое характеризует промежуточный период между полной зрелостью и началом упадка; тогда как Шива — олицетворение Тамогуны — что есть качество застоя и конечного разложения — конечно, становится разрушителем. Это является настолько же высоко философским под своей маской антропоморфизма, насколько нефилософично и абсурдно держаться за мертвую букву первоначальной концепции и навязывать ее миру. ТРОИЦА Каждый знает христианскую догму "три в одном" и "один в трех"; поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в каждом катехизисе. Афанасию, Отцу Церкви, который определил Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и собственную силу мозга; ему надо было лишь обратиться к одной из бесчисленных троиц языческих верований, или к египетским жрецам, в стране которых он провел всю свою жизнь. Он слегка изменил лишь одну из трех "личностей". Все триады неевреев были составлены из Отца, Матери и Сына. Превратив это в "Отца, Сына и Святого Духа", он изменил эту догму лишь внешне, так как Святой Дух всегда был женского рода, и Иисус явлен обращающимся к Святому Духу, как к своей "матери", в любом гностическом Евангелии.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru