Определение слова «ЮСТИН»

Советская историческая энциклопедия:

(Justinus) — рим. историк 2-3 вв., гл. соч. к-рого является сокращенное изложение не сохранившегося ист. труда Помпея Трога. Ю. подверг труд Помпея Трога основат. переработке, о мн. событиях он сообщил кратко, допуская ошибки и искажения. Гл. внимание Ю. сосредоточил на описании наиболее занимат. и поучит. фактов. Тем не менее осн. содержание соч. Помпея Трога изложено им верно. Соч. Ю. остается важным ист. источником (особенно по воен. и дипломатич. истории) эпохи эллинизма, по истории Причерноморья.
=====
Соч.: М. Juniani Justini Epitoma Historiarum Philippicarum Pompei Trogi, ed. F. Ruehl, O. Seel, Lipsiae, 1935; в рус. пер. — Эпитома соч. Помпея Трога "Historiae Philippicae", пер. A. A. Деконского и M. И. Рижского, "ВДИ", 1954, No 2-4; 1955, No 1.

Словарь личных имен:

А, муж.; разг. Устин, -а; прост. к Устим, -а; стар. Иустин, -а.
Отч.: Юстинович, Юстиновна; разг. Юстиныч.
Производные: Юстинка; Юстя (Юста); Тина;

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Юстин, муж. имя (Юстинович, Юстиновна)

Новейший философский словарь:

ЮСТИН философ (Ю.-мученик) (Iustin) (ум. ок. 165) — раннехристианский богослов и философ, представитель ранней патристики (см. ПАТРИСТИКА). Основные сочинения: «Против всех ересей», «Лирник», «Первая и вторая апологии», «Разговор с Трифоном-иудеем», а также «Против Маркиона» (сохранилось во фрагментах), «К эллинам», «Обличение», «О божественном единодержавии» (не сохранились). Родился в Сихеме, в семье греческого колониста, принадлежащей к состоятельной провинциальной аристократии, что позволило ему получить хорошее образование. В поисках истины и смысла жизни приступает к занятиям философией, последовательно примыкая к стоикам, перипатетикам, пифагорейцам и неоплатоникам. Поворотным событием в духовной эволюции Ю., чьи воззрения были фундированы презумпцией «разум владычествует над всем», стала встреча со старцем, высказавшем мысль о том, что подлинным «любителем мудрости» является «любитель деланья», т.е. постигший заветы Писания и сделавший их руководством к действию (традиционная оппозиция эллинской и христианской мудрости — см. ТЕОЛОГИЯ), — «любитель же слов» есть не философ, а «филолог», «софист». Разговор со старцем способствует обращению Ю. в христианство. После крещения не только не оставляет свои занятия любомудрием, но, используя приобретенные навыки, пишет множество работ, основанных на идее тождества истинной философии и христианства (»Христос-Логос и Истина-Логос суть тождественны»). Ю. открывает в Риме первую христиано-философскую школу, где его среди прочих слушал Тациан, потом назвавший своего учителя «достойным всякого изумления». Ю. своими трудами внес большой вклад в развитие апофатического богословия, четко сформулировал ряд догматических положений учения Церкви. Принимал участие в различных диспутах (исторически зафиксированы победы Ю. над киником Кресцентом и др.). Придерживался того направления патристики, которое пыталось реализовать синтез христианских ценностей с античными идеалами рациональности: по оценке Евсевия, работа Ю. «О божественном единодержавии» составлена «не только по нашим Писаниям, но и по эллинистским книгам». По клеветническому доносу проигравшего в диспуте оппонента Ю. и шесть учеников его были схвачены римским префектом и обезглавлены. Знаменитая проповедь Ю. в суде об ипо-стасной Истине-Христе и его смерть за мудрость доказали, что он был не «филологом», а философом — в самом возвышенном смысле этого слова. Ю. почитаем Православной (день памяти 14 июня) и Католической (день памяти 13 апреля) церквами как «небесный покровитель рода философов» и всех ищущих истину.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru