Определение слова «Патриции»

Большой энциклопедический словарь:

ПАТРИЦИИ (лат. patricii, от pater — отец) — в Др. Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем — родовая аристократия.

Большая советская энциклопедия:

Патриции
(лат. patricii, от pater — отец)
в Древнем Риме первоначально, по-видимому, всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей — родовая аристократия. С конца 6 в. до н. э., в период формирования классового общества и государства, П. превратились в господствующий класс-сословие Римской республики; экономической основой их могущества было исключительное право на пользование общественной землёй (ager publicus). После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с П. (к началу 3 в. до н. э.) верхушка П., или патрициата, и плебса, слившись, образовали Нобилитет. В эпоху империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций.
Лит.: см. при ст. Плебеи.

Словарь по культурологии:

(лат. patricii, pater – отец) – в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составляющее римский народ и противостоявшее плебеям; потом – родовая аристократия.

Советская историческая энциклопедия:

(patricii, от лат. pater — отец) — родовая аристократия в Др. Риме. Первоначально П. называлось, по-видимому, все коренное население Рима, входившее в родовую организацию и противостоявшее плебеям. Согласно традиции, П. составляли сначала 100, а затем 300 отцовских родов и образовывали римский народ (Populus Romanus Quiritium). Родовую аристократию П. составили после выделения из рода знатных патриархальных семей, члены к-рых стали претендовать на лучшую часть воен. добычи (земля и рабы), на монополию вступать в сенат, становиться военачальниками и т.д. Уже в царскую эпоху они противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам.
=====
С кон. 6 в. до н.э., в период формирования клас. общества и гос-ва, П. превращаются в господствующий класс-сословие Рим. республики. Они обладали всеми гражд. и политич. правами, главным из к-рых являлось замещение высших магистратур. Экономич. основой могущества П. было их исключит. право на пользование обществ. землей (ager publicus). Привилегированное положение П. привело к борьбе против них плебеев, продолжавшейся с нач. 5 в. по нач. 3 в. до н.э. В ходе этой борьбы было создано гос. устройства Рим. республики, плебеи были включены в состав Populus Romanus и уравнены с П. во всех правах. К нач. 3 в. до н.э. верхушка патрициата и плебса, слившись, образовали нобилитет. Среди нобилей патрицианского происхождения в политич. жизни Др. Рима особую роль играли представители родов Валериев, Клавдиев, Корнелиев, Фабиев, Эмилиев, Юлиев и др.
=====
В эпоху империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императорами уроженцы Италии и провинций.
=====
Проблема происхождения П. принадлежит к числу спорных, что прежде всего объясняется противоречивостью источников. Нем. историк Б. Нибур видел в П. коренное население, составлявшее Искусственно образованную гентильную организацию. Поддерживая идею родовой патрицианской общины, рус. ученый Д. Л. Крюков впервые разработал вопрос о социальных и религ. различиях между П. и плебеями. Сторонники этнич. теории, видевшие в П. пришельцев, завоевателей, считали их или этрусками (нем. ученый И. Куно и др.) или италиками (итал. историк Дж. Оберцинер и др.). Нем. историк Э. Мейер полагал, что П. выделились в результате имуществ. дифференциации внутри рим. общины. Венг. историк А. Альфёльди считает П. потомками тех, кто составлял конное войско рим. царей. Сов. историки исходят при исследовании вопроса о П. из оценки Ф. Энгельса, рассматривавшего П. первоначально как древнейшее население Рима, жившее в условиях естественно сложившейся родовой организации, и как родовую аристократию после выделения из рода знатных патриархальных семей.
=====
Лит. см. при статье Плебеи.
=====
И. Л. Маяк. Москва.

Большой юридический словарь:

(лат. patricII, от pater — отец) — в Древнем Риме позднее название сословия, которое еще при родовом строе возвысилось над рядовыми его членами (плебеями) и присвоило себе различные привилегии, прежде всего ведущие политические позиции и большую часть общинных земель. по одной из версий п. изначально представляли собой коренное население на территории будущего города. после включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с п. (к началу III в. до н.э.) верхушка: п., или патрициата, и плебса, слившись, образовали нобилитет (см. нобили).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Patricii) — В Риме слово П. имело в разные эпохи различное значение. В царский период под П. подразумевались граждане, имевшие отца, т. e. по рождению приобретавшие в полном объеме права, которыми обладал pater familias; а так как patres familiae могли быть только cives optimo jure, т. e. не клиенты и не плебеи, то под П. подразумевались полноправные, свободнорожденные (ingenui) дети коренных римских граждан, принадлежавших к трем исконным трибам (Ramnes, Tities и Luceres) и разделенных на роды (gentes). Как члены рода и сыновья представителей семейств, патриции относятся к patres точно так же, как dediticii, т. e. дети (потомки) покоренных, относятся к dediti, т. e. к самим покоренным. Таков взгляд Моммзена. По мнению Беккера, Чивеглера, Ланге, Клазона, patricii — то же самое, что patres. Виллемс в П. видит свободнорожденных (ingenue, потомков ста сенаторов Ромула, и предполагает, что в ту эпоху представителей родов было сто. Несомненно, во всяком случае, что П. в эпоху царей обладали полным комплексом прав, как частных (jus connubii, commercii, gentilitatis, patronatus), так и общих (jus suffragi, honorum, sacrorum, auspiciorum, sacerdotiorum, occupandi agrum publicum), и исполняли все функции общественной жизни, религиозные и гражданские. Органом их власти были куриатные комиции. Некоторые ученые (Беккер, Нибур, Ланге) утверждают, что эти комиции были исключительно патрицийские; Моммзен, Зольтау и Виллемс доказывают, что в них участвовали и плебеи, хотя последним принадлежало одно лишь право — jus suffragii. Сенат состоял из одних П. Магистратуры, с которыми были тесно связаны религиозные права, также принадлежали одним П. Звание П. приобреталось или путем рождения (agnatio), или путем натурализации (cooptatio), т. e. дарования неримским (альбанским, сабинским, этрусским) родам прав римского патрициата. Отсюда различие между чисто римскими патрицийскими родами — Ramnes, Tities, Luceres primi — и натурализованными — Ramnes, Tities, Luceres secundi; первые назывались gentes majores, вторые — gentes minores (Ланге, согласно древнему преданию, считает gentes minores за плебейские роды, присоединенные при Тарквинии Приске к числу патрицийских). К числу majores gentes принадлежали, между прочим, Эмилии, Корнелии, Фабии, Манлии, Валерии и др. Образование новых патрицийских родов имело место лишь в период родовой общины, т. e. в дореспубликанскую эпоху; во время республики не было создано ни одного нового патрицийского рода. В период республики, с размножением бесправной массы плебеев, государственно-правовой монополии патрициев был положен конец: путем долгой и упорной борьбы плебеи добились равноправности с П. и низвели их сословие на степень родовой аристократии, сохранившей за собой лишь некоторые магистратуры (Rex sacrorum, Flamines majores, Salii, Arvales, Titii, Fetiales, Interrex) и право избирать из своей среды princeps senatus. Созданные за этот период новые государственные органы, несмотря на стремление П. управлять ходом государственной жизни, стали доступны после долгой борьбы и плебеям. Полное уравнение в гражданских и административных правах произошло около 300 г. Поражение патрициата объясняется, между прочим, вымиранием многих патрицийских родов и замкнутостью сословия. До 300 г. не было ни одного случая усыновления патрицием плебея; затем до эпохи Суллы хотя такие факты и встречались, но очень редко. В результате число патрицианских родов к концу республики свелось к 14, с тридцатью фамилиями (имена приведены у Моммзена в его "Rmische Forschungen", I т., 1864, стр. 122). Несмотря на уменьшение политических преимуществ, П. до конца республики сохранили гордость чистокровного происхождения от отдаленных предков. Цезарь и Август, а за ними императоры первых трех веков после Р. Х., желая поднять сословие П., свободно принимали в его состав новые роды и новых членов. О П. после Константина Великого см. Патрициат.
Литература. Mommsen, "Rmisches Staatsrecht"; его же, "Rmische Forschungen" (1864, I т., ст. "Die Rmischen Patriciergeschlechter" и "Der Patriziersenat der Republik"); Виллемс, "Римское государственное право"; Willems, "Le snat de la Rpublique romaine" (1878—83, Лувен); Lange, "Rmische Altertmer"; Lange, "De patrum auctoritate" (1877, Лейпциг); Mispoulet, "Les institutions politiques des Romains" (1882); Reuter, "De patrum patriciorumque apud antiquissimos Romanos significatione" (1849, Вюрцбург); Christensen, "Die ursprngliche Bedeutung d. Patricii" (1876, Гузум); Bdinger, "Cicero und der Patriciat" (1881, Вена); Азаревич, "П. и плебеи в Риме" (СПб., 1875).
Н. О.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru