Определение слова «НИБУР»

Большой энциклопедический словарь:

НИБУР (Niebuhr) Бартольд Георг (1776-1831) — немецкий историк античности, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Основной труд "Римская история" (т. 1-3) — оставшийся незавершенным, — изложение истории Рима до 241 до н. э. Основатель научно-критического метода в изучении истории.
НИБУР (Niebuhr) Рейнхольд (1892-1971) — американский протестантский теолог, близкий кругу идей диалектической теологии; с нач. 30-х гг. выступил с критикой либерального протестантизма 19 — нач. 20 вв., считая иллюзорными его социальный оптимизм и веру в прогресс.

Большая советская энциклопедия:

I
Нибур (Niebuhr)
Бартольд Георг (27.8.1776, Копенгаген, — 2.1.1831, Бонн), немецкий историк античности. Сын датского путешественника-ориенталиста Карстена Нибура. Преподавал в 1810—13 в Берлинском университете, с 1823 — в Боннском университете. Основной труд — «Римская история» [остался незавершённым; изложение доведено до конца 1-й Пунической войны (241 до н. э.)]. Н. — основатель критического метода в изучении истории. Пытался проследить, как возникла римская традиция, и на основании тщательных исследований извлечь из неё историческое зерно. Он полагал, что у древних римлян существовал свой эпос, но он не был записан, а потому и не сохранился; утраченные эпические песни исторического содержания в измененном виде составили основу традиции о древнейшем Риме. Большую роль в построениях Н. играли этнографические данные и метод аналогии (для объяснения некоторых явлений в Древнем Риме Н. изучал современные ему пережитки родовых отношений у различных народов). Н. выдвинул теорию возникновения Рима в результате слияния разноплемённых общин и теорию происхождения плебеев вследствие завоевания римскими царями латинских поселений. Он первым признал существование родового строя у древних римлян, как и у других народов, но считал, что род является искусственной организацией (группой семей). Взгляды Н. оказали большое влияние на развитие европейской, в частности русской, историографии (П. Н. Кудрявцев, Т. Н. Грановский и др.).
Соч.: Rmische Geschichte, neue Ausg., Bd 1—3, В., 1873—74; Kleine historische und philolcgische Schriften, Bd 1—2, Bonn, 1828—43; Historische und philologische Vortrge, Abt. 1—4, Bd 1—8, В., 1846—58.
Лит.: Кудрявцев П. Н., О достоверности истории, Соч., т. 1, М., 1887; Eyssenhardt F., В. G. Niebuhr, ein biographischer Versuch, Gotha, 1886; Kornemann E., Niebuhr und der Aufbau der altrmischen Geschichte, «Historische Zeitschrift», 1931, Bd 145, Н. 2.
С. Л. Утченко.
II
Нибур (Niebuhr)
Рейнхольд (21.6.1892, Райт-Сити, Миссури, — 1.6.1971, Стокбридж, Массачусетс), американский протестантский теолог, представитель диалектической теологии (См. Диалектическая теология). Пастор в Детройте (1915—28), с 1928 — профессор теологии в федеральной теологической семинарии (Нью-Йорк). В условиях экономического кризиса 1929—33 и разочарования в либерализме возглавил переход большинства американских протестантских теологов с позиций Модернизма на позиции так называемой теологии кризиса. В знаменующей этот поворот книги «Нравственный человек и безнравственное общество» (1932) Н. объявляет надежды «социального евангелия» на приведение общества в соответствие с требованиями христианской морали и изживание зла иллюзорными и наивными. В последующих работах «Природа и судьба человека» (т. 1—2, 1941—43), «Вера и история» (1949), «Ирония американской истории» (1952) Н. отрекается от всего буржуазно-просветительского прогрессивного наследия, защиту которого называет опасным донкихотством, отказывается от идей социального прогресса, совершенствования человеческой личности и т.п., утверждая, что любые попытки построения справедливого общественного порядка наталкиваются на злую и эгоистичную («греховную») сущность человека. Всякий альтруизм рассматривается им как лицемерие, за которым скрывается эгоизм личности, класса, нации, хитроумно выдающих свои эгоистические интересы за всеобщие. История, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и воли бога, непознаваема и неподвластна человеку, который, пытаясь подчинить её себе, всегда получает результаты, обратные желаемым. В этом и состоит «ирония истории». Отсюда Н. делает вывод: следует отказаться от всех попыток кардинальных социальных преобразований и ограничиться непосредственной практической деятельностью, направленной на смягчение неразрешимых в принципе противоречий.
Лит.: Мельвиль Ю. К., Чанышев А. Н., Ирония истории, «Вопросы философии», 1954, № 2; Harland G., The thought of R. Niebuhr, N. Y., 1960.
А. Н. Чанышев.

Советская историческая энциклопедия:

(Niebuhr), Бартольд Георг (27.VIII.1776 — 2.I.1831) — нем. историк античности. Сын датского путешественника-ориенталиста Карстена Нибура. В 1810-13 преподавал в Берлинском ун-те, с 1825 — проф. в Боннском ун-те. Осн. труд Н. "Римская история" ("Rmische Geschichte", Bd 1-3, В., 1811-32, neue Ausg., Bd l-3, В., 1873-1874) остался незавершенным, изложение доведено до кон. 1-й Пунической войны (241 до н. э). Др. филологич. и ист. работы Н. впервые были собраны в изданиях: "Kleine historische und philologische Schriften", Bd 1-2, Bonn, 1828-43; "Historische und philologische Vortrge", Abt. 1-4, Bd 1-8, В., 1846-58. H. является основателем критич. метода в изучении истории. Отказавшись от простого отрицания достоверности рим. ист. традиции, Н. пытался проследить, как она возникла, и на основании тщательных исследований извлечь из нее ист. зерно. Он полагал, что у древних римлян существовал свой эпос, но он не был записан, а потому и не сохранился. Однако утраченные эпич. песни ист. содержания в измененном виде составили основу традиции о древнейшем Риме. Большую роль в построениях Н. играли этнографич. данные и метод аналогии (для объяснения нек-рых явлений в Др. Риме Н. изучал совр. ему пережитки родовых отношений у различных народов). Н. принадлежит теория о возникновении Рима из слияния разноплеменных общин и теория происхождения плебеев в результате завоевания рим. царями лат. поселений. Он первым признал существование родового строя у древних римлян, как и у др. народов, но при этом считал, что род является искусств. организацией (группой семей). Взгляды Н. оказали большое влияние на развитие европейской, в частности русской, историографии (П. Н. Кудрявцев, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский и др.). Нек-рые положения Н. отвергаются совр. историографией (напр., возникновение древнейшей рим: ист. традиции из эпоса). Но значение Н. как основоположника критич. конструктивного метода в изучении истории остается непоколебленным.
=====
Лит.: Кудрявцев П. Н., О достоверности истории. Соч., т. 1, М., 1887; Eyssenhardt F., В. G. Niebuhr, ein biographischer Versuch, Gotha, 1886; Kornemann E., Niebuhr und der Aufbau der altrmischen Geschichte, "HZ", 1931, Bd 145, H. 2; Lewis G. C., Niebuhr e la critica delle fonti, в кн.: Momigliano A., Contribute alla storia degli studi classici, Roma, 1955.
=====
С. Л. Утченко. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru