Определение слова «Индра»

Большой энциклопедический словарь:

ИНДРА — в ведической религии наиболее почитаемое божество, предводитель, царь богов, громовержец и устроитель мира.

Большая советская энциклопедия:

Индра
Один из великих богов в ведической религии (См. Ведическая религия), громовержец, бог-воитель, царь (раджа) богов.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Гл. божество пантеона "Ригведы", бог — громовержец и змееборец, возглавляющий богов (дэва) в их противостоянии асу рам. Гимны воспевают его подвиги, из них главный — победа над чудовищным драконом Вритрой, грозившим поглотить вселенную; убиение Вритры мыслится как космогонич. акт. И. побеждает также трехглавого змея Вишварупу, Валу (демона пещеры, в к-рой заключают похищенных коров демоны пани), Шушну, демона засухи, и мн. др. асуров и дасов (мифологизированных вождей племен аборигенов, воевавших с арийскими пришельцами в эпоху "Ригведы"). Победы И. над Вритрой, поглотившим воды, и Вишварупой, поглотившим коров, связываются с борьбой за священный напиток — сому, хранителем к-рого выступает древний бог Тваштар, отец Вишварупы и создатель Вритры, у к-рого И. отнимает сому силой. На битвы с демонами И. отправляется, опьяненный сомой, в сопровождении дружины Марутов. Его гл. оружиеваджра, гром, его сковал для И. Тваштар (отношения с к-рым противоречивы). Уже в поздневедийской лит-ре И. утрачивает положение главы пантеона, значение его постепенно падает. В послеведийской мифологии И. сохраняет титул царя богов, полученный от Брахмы, но подчиняется верховной триаде (тримурти), возглавляя группу локапалов как хранитель Востока. И. — властелин небесного царства, куда уходят павшие в битве герои, покровитель воинского сословия, правит в небесном граде Амаравати; от И. зависит благополучие земных царей, своевременное выпадение дождей в их владениях. В эпосе И. возглавляет богов в их постоянных войнах с демонами, но часто терпит поражение и даже теряет царство, пока его не спасает вмешательство высших божеств или великих мудрецов. Снижение образа И. находит выражение также в мифах о соблазнении им земных женщин (мудрец Гаутама карает его за соблазнение его жены Ахальи). Великие подвижники превосходят И. могуществом. Страшась их, И. подсылает к ним ради соблазна и нарушения обетов подчиненных ему прекрасных дев — апсар. И. опасается также честолюбивых земных царей, к-рые могут сравняться с ним, если совершат 100 жертвоприношений коня (ашвамедха), и препятствует им. Нередко И. появляется на земле, принимая различные образы. Культ И. в индуизме заметной роли не играет; в древности ежегодно после сезона дождей справлялся праздник И., на к-ром главным объектом почитания был "стяг" И. — украшенный гирляндами столб, опускавшийся в конце праздника в воду; И. почитался на нем в образе гуся; праздник дожил до нашего века. Зооморфный атрибут И. (вахана)слон Айравата, воплощение дождевой тучи, главный из 4 мировых слонов (дигнагов, см. ЛОКАПАЛЫ). Употребительные эпитеты И. — Шакра (Могучий), Магхаван (Щедрый), Сахасракша (Тысячеглазый). Жена И. в Ведах именуется Индрани, в послеведийской мифологии — Шачи (считается дочерью демона Пуломана); заметной роли в пантеоне не играет, как и сын И. — Джаянта. Земными сыновьями И. считаются Арджуна, герой "Махабхараты", и царь обезьян Валин в "Рамаяне".
В. Эрман

Советская историческая энциклопедия:

Бог грозы в ведической религии.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Индра, -ы, м.

Краткий религиозный словарь:

Один из наиболее почитаемых богов ведического пантеона

Теософский словарь:

(Санскр.) Бог Небесного Свода, Царь звездных богов. Ведийское Божество.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Индусский бог неба и атмосферы. В ведах это наиболее популярный бог, призываемый чаще других. Он имеет отца (могучего бога) и мать (героиню-женщину) в противоположность другим, не сотворенным богам. Его формы бесконечны, он может принимать любой вид. Он едет в сияющей золотой колеснице, влекомой двумя бурыми или красными конями с развевающимися хвостами и гривами; в правой руке у него громовая палица; кроме того, он действует стрелами, большим крюком и сетью, в которую ловит врагов. Сок сомы (см.) — его любимый напиток. Он управляет погодой и посылает дождь, гром и молнию. В своем воздушном царстве он вечно воюет, освобождая Воды и Коров, супруг богов, захваченных демонами. Опьяненный сомой, он поражает своей палицей змея Аги, сушителя Шушну, демона Вртру, разбивает пещеру Валы (укрывателя) и похищает у хитрых Пани украденных ими коров (см. M. Bral, "Hercule et Cacus; tude de mythologie compare", П., 1863). В этих боях ему иногда помогают и другие боги: Сома, Агни, Вишну, Маруты, но чаще он борется один, так как сила его безгранична и не нуждается в помощи. Страбон сообщает, что индусы почитают Юпитера Плювия (очевидно — И.). Индранациональный патрон; он дает арьям победу над дасью (черными врагами, туземцами) и нередко сам разбивает их укрепления. Ведийские индусы поэтому всегда призывают его на помощь против дасью. Во многих местах Ригведы ему приписываются функции и свойства высочайших богов. Как бог неба и властелин дождя и вёдра, он также и податель всех благ, творец и охранитель всякой жизни. Одной и той же рукой он наполняет вымя коров молоком и удерживает солнечное колесо на скате небосвода, проводит речные пути и утверждает без подпорок своды небес. Он неизмерим; землю он держит в своей горсти; он владыка и царь всего. У него есть жена Индрани и преданные спутники или дружинники: Маруты — боги ветров, бог грозы Парджанья, Вишну, боги ветра и бури — Ваю и Рудра. Перед его дыханием дрожат оба мира; он утвердил колеблющуюся землю и горы; измерил воздушное пространство; производит огонь между небом и землей; создал солнце и утреннюю зарю; направляет воды, повелевает конями и коровами, войсками и колесницами; его призывают стоящие друг против друга, готовые к бою войска и бойцы в битве, ибо без помощи его, потрясающего даже неподвижной твердью, нельзя победить. Преступника он пронзает своим копьем, прежде чем тот это заметит; злых он сокрушает; перед ним преклоняются небо и земля, и горы содрогаются от его дыхания. Даже верховный ведийский бог Варуна (см.) отчасти затмевается им. Оба часто призываются вместе, как неразрывная пара И. — Варуна. Другие такие пары: И. — Ваю, И. — Агни, И. — Пушан, И. — Брхаспати, И. — Вишну, И. — Сома. В позднейшей мифологии (средн. веков) И. теряет часть своего прежнего значения. Он ниже Вишну, Шивы, Брахмы, но господин над прочими богами. Он все еще управляет атмосферой и, кроме того, охраняет восточную страну света (Локапала); ведет прежнюю войну с демонами, но уже должен нередко прибегать к помощи других, даже земных героев и царей, которых привозит на своей колеснице. Как бы в вознаграждение за утраченное значение И. получает небесное царство — Сварга, где живет по-царски, окруженный огромной свитой, в которой, кроме старых друзей Марутов, являются новые члены — разные гении и духи: Гандхарвы, Апсарасы, Сиддха, Садхья, Чарана и т. д. Резиденция его — на небесной горе Амаравати, на которой находится и чудная роща Нандана (радость, блаженство). Дворцы И. из золота, колонны из бриллиантов; в садах плещут фонтаны и не прекращается музыка и пляски, цветут и приносят плоды небесные деревья и царствует вечная радость и блаженство. Сюда попадают герои и воины, павшие в боях. Некоторые черты ведийского И. являются усиленными: склонность к Соме граничит уже с пьянством, а чувственность превратилась в крайнюю похотливость. В целом ряде разных любовных похождений И. играет роль главного героя. Не довольствуясь собственными игривыми приключениями, он часто посылает нимф смущать покой святых отшельников. Но иногда он сам попадает в затруднительное положение: убив демона Вртру, который сделался брахманом, И. должен искупить это преступление жертвами. Нередко он даже терпит поражение от своих врагов, как, напр., от демона Раваны, разбившего и привезшего его с собой на о-в Ланку (Цейлон), как описывает это Рамаяна. Брахме и др. богам пришлось выкупать его из плена, кот. явился наказанием ему за обольщение Агальи (жены мудреца Гаутамы). См. A. Holtzmann, "Indra nach den Vorstellungen des Mahbhrata" (в "Zeitschr. d. Deutsch. Morgenlnd. Gesellschaft", т. XXXIII). В позднейшие времена И. изображается молодым человеком, едущим на слоне, четвероруким, с телом, покрытым 1000-ю глаз (наказание за обольщение Агальи; первоначально это были не глаза..., но боги смилостивились и заменили первичный рисунок глазами). По преданию, И. был также первым инд. грамматиком; от него носит название целая школа инд. грамматиков, так называем. Аиндра (т. е. происходящий от И.).
С. Булич.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru