Определение слова «Парджанья»

Большой энциклопедический словарь:

ПАРДЖАНЬЯ — в ведийской мифологии бог грозовых туч и ливня. Оживляет землю, питая ее водой. Враг злых демонов.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Ведийское божество дождя и грома. Воплощает плодоносящую силу дождя, почитается также как бог плодородия. Сын Дьяуса, в Ведах именуется сыном или супругом Притхиви, богини земли; иногда именуется отцом Сомы. Выступает обычно в образе быка. Его супруга Вашаолицетворение дождевой тучи в образе коровы. Уже в Ведах П. затмевается фигурой Индры, окончательно вытеснившего П. из пантеона в послеведийский период. Индоевропейские корни прослеживаются в имени Перкунаса, бога грозы литовской мифологии.
В. Эрман

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Parjnya, собств. «дождевая туча»)
в древнеиндийской мифологии бог грозовой тучи и дождя. В «Ригведе» ему посвящено 3 гимна, а имя его упоминается около 30 раз. П. слабо персонифицирован, в ряде случаев не отличим от тучи (ср. РВ I 164, 51), в чем следует видеть глубокий архаизм. П. появляется в сопровождении грома и молнии (V 83 и др.), он гремит и ревет, как бык, изливает потоки дождя (его называют богом дождя и богом погоды), орошает оба мира, он связан с водой, источниками, его колесница полна воды. Громом он поражает демонов, злых людей, деревья и наводит ужас на всех; вместе с тем он предоставляет защиту (X 169, 2), приносит мед и молоко (IV 57, 8). Наиболее тесно как атмосферное божество П. связан с богом ветра Вата (X 66, 10); несколько раз вместе с П. призываются и маруты. Функционально П. весьма близок к Индре; в поздней литературе имя П. иногда прилагается ~к Индре. В «Ригведе» есть упоминание о связи П. с Брихаспати, заставившим его излить дождь (X 98, 1), и с Агни.Как бог дождя П. имеет непосредственное отношение к плодородию. Он оживляет землю своими семенами (= дождем), производит скот и семена растений и выращивает растения, идущие в пищу (РВ V 83, 4-5; 10; VI 50, 12; 52,6; АВ IV 15, 2-3, 15; VIII 7,21); он помещает семя не только в растения, но и в коров, лошадей, женщин (РВ VII 102, 2); П. не раз сравнивался с такими символами производительной силы,* как бык или буйвол (ср., в частности, мотив: буйвол, рожденный П., приносит дочь Сурье). По этой же причине П. часто называют отцом. В частности, он отец Сомы (IX 82, 3), который возрастает благодаря ему (IX 113, 3). Жена П.- Земля; в «Атхарваведе» (XII 1, 12) Земля называется матерью, а П.- отцом. В этом отношении П. аналогичен Дьяусу и может рассматриваться как действующее лицо архаичной мифологемы — бог грома и дождя оплодотворяет Землю. В более позднее время П. выступает как один из 12 адитьев, как бог-хранитель, повелевающий тучами и дождем.Роль П. в индуистском пантеоне крайне незначительна, что резко контрастирует с тем местом, которое занимал носитель соответствующего имени в древней индоевропейской мифологии. В имени П. скрывается название индоевропейского громовержца; ср. литов. Perkunas, латыш. Perkons, слав. Регчпъ, др.-исл. Fjorgyn, хетт. Pirua-/Perua (ср. peruna «скала») и т. д.Лит.: Przyluski J., Deux noms Indiens du dieu du soleil. «Bulletin of the School of Oriental studies», 1931, v. в, pt. 2. p. 457-60. В. Н. Топоров.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(санскр. Parjanya) — ведийский бог дождя, олицетворение дождя. В ряду других божеств ведийской мифологии П. занимает подчиненное положение. В целом ряде случаев слово П. имеет в Ведах чисто нарицательное значение "дождевого облака". Иногда изображается в виде быка, с некоторой, однако, неясностью относительно пола (может быть потому, что облака олицетворяются и в виде коров). Семя этого быка оплодотворяет растения и землю. Самая характерная черта П. — проливание дождя на землю, о чем его и умоляют. При этом, впрочем, заметно, что его оросительная деятельность, как и деятельность бурных Марутов (вполне второстепенных божеств), подчинена богам Митре и Варуне. Реже П. представляется олицетворением грома, властителем которого он является вместе с богом ветра Вата (герм. Вотан). Еще реже П. представляется в сопровождении молнии, сверкающей, когда он оплодотворяет свою жену — землю. В последнем отношении (земля — жена П.), в связи с олицетворением в образе быка и властью над громом и молнией, П. напоминает Зевса — Дьяуса, сыном которого он однажды и называется. Нередко П. является в обществе других богов; иногда он призывается вместе с Марутами, раза два с Агни; с Индрой его сравнивают, как бога дождя. Имя П. темного происхождения. Обыкновенно его сравнивают с именем литовского громового бога Перкуна (слав. Перун), с которым он схож по основному характеру. Но сопоставление их имен может быть допущено только в том случае, если принять, что одно из них подверглось изменению (скорее всегопутем народной этимологии): фонетически невозможно соответствие санскр. j и литов. k, а также санскр. а и литов. и. Ср. A. Macdonell, "Vedic Mythology" (стр.83—85, 1897, Страсбург); Bhler, "Grundr. d. indo-ar. Philologie" (т. III, вып. I; здесь указана и литература).
С. Б—ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru