Определение слова «глас»

Толковый словарь Ефремовой:

глас
I м.
1. Разновидность лада в церковной музыке.
2. Напев, входящий в систему церковного пения.
II м. устар.
1. Физическая составляющая речевого звука, обусловленная колебанием голосовых связок при прохождении воздушной струи и характеризующаяся индивидуальными особенностями звучания (высотой, тембром и т.п.); голос I 1.
|| Звучащая речь, произносимые кем-либо слова.
|| Звуки, сопровождающие плач, рыдания и т.п.
|| Крик, пение птиц, вой животных.
|| Звуки, сопровождающие действие, движение, деятельность и т.п. чего-либо.
2. Звуки, издаваемые человеком при пении; голос I 2.
III м. устар.
Ощущение внутренней убеждённости в необходимости какого-либо поступка или предчувствие чего-либо; голос III

Толковый словарь Ушакова:

ГЛАС, гласа, ·муж.
1. То же, что голос в 1 и 4 ·знач. (·церк.-книжн., ·поэт. ·устар. ). «Все природы голоса сливались тут, не раздался... лишь человека глас.» Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий).
2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.

Большой энциклопедический словарь:

ГЛАС (греч. echos) — в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.

Большая советская энциклопедия:

(старославянское слово, то же, что голос)
1) в византийском и римско-католическом церковном пении различные диатонические лады, каждый из которых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия. 2) В древнерусском церковном пении Г. — сумма различных диатонических полевок в объёме Трихордов и Тетрахордов. Понятие господствующего и конечного тонов рус. Г. несвойственно, и различия между Г. рус. восьмигласия определяются входящими в них попевками, т. е. краткими мелодическими оборотами небольшого диапазона.
Н. Д. Успенский.

Толковый словарь Кузнецова:

ГЛАС -а; м.
1. Высок. = Голос (1, 4, 6 зн.). Раздался трубный г. Услышать г. народа. Мирный г. страны. Г. вопиющего в пустыне (книжн.; о призыве, остающемся без ответа, без внимания). Ни гласа ни воздыхания (книжн.; о полном молчании, безмолвии).
2. мн.: гласы и гласы. Вид лада в церковной музыке; напев, входящий в систему церковного пения. Петь на гласы. Г. первый, второй.

Малый академический словарь:

-а, м.
1. трад.-поэт.
Голос (в 1, 4 и 6 знач.).
Глас народа.

Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава.
И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон.
А мы тем часом Свою в виду держали даль. И прогремела грозным гласом В годину битвы наша сталь. Твардовский, За далью — даль.
2. (мн. гласы и гласы).
Название лада в церковной музыке; название напевов, составляющих систему церковного пения.
В обиходе церковного пения употребляется 8 гласов или напевов. Помяловский, Очерки бурсы.
[Белоусов] умел хорошо петь на гласы и недурно знал церковную службу. Мамин-Сибиряк, Старая реформа.

- трубный глас
глас вопиющего в пустыне
книжн.
о призыве, остающемся без ответа.
ни гласа ни воздыхания
книжн.
о полном молчании, безмолвии.

Музыкальная энциклопедия:

(старослав., равнозначно рус. слову голос) — в древнерус. церк. пении сумма диатонич. попевок типа трихордов и тетрахордов, связанных с определёнными областями церк. звукоряда. Восемь Г. составляли систему осмогласия, охватывавшую весь осн. попевочный фонд церк. пения. Каждое песнопение, как правило, принадлежало к одному из восьми Г. и строилось на попевках данного Г. Однако существуют образцы, в к-рых осуществлялась своеобразная мелодич. модуляция, т. е. переход из одного Г. в другой. Иногда на протяжении одного песнопения затрагивались все восемь Г. Наконец, было известно нек-рое количество песнопений, мелодич. материал к-рых не был ограничен кругом попевок осмогласия.
Исследователи рус. церк. пения 19 в., исходя из распространённого в их время представления об универсальном значении античной муз. системы (Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, И. И. Вознесенский), стремились объяснить русские Г. с помощью древнегреч. теории музыки, но попытки отождествления их с древнегреч. ладами оказывались научно несостоятельными. Позднее В. М. Металлов установил, что в основе рус. осмогласия лежит не система звукорядов с разл. господствующими и конечными тонами, а сумма попевок, из к-рых одни принадлежат отд. Г., другие же употребляются в нескольких Г., но излагаются по-разному. Позднейшие исследования музыковедов-византологов (Г. Дж. У. Тильярд, Э. Веллес) показали, что тот же принцип лежал в основе системы византийских ладов (см. Византийская музыка).
Попевочный фонд рус. осмогласия накапливался постепенно. Количество попевок в певческих уч. пособиях 17 в. исчисляется сотнями, но в Г. они распределены неравномерно. Наименьшее количество попевок — примерно по 150 — содержат 3, 5, 6 и 7-й гласы. В 1, 2 и 4-м гласах примерно по 200 попевок, а в 8-м гласе около 300. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но разл. по напеву. Их принято обозначать словами: "Ин перевод" или "Преводне".
Литература: Разумовский Л., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев, К., 1887; Металлов В., Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам, М., 1900; Бражников М., Пути развития знаменного распева XII-XVIII веков, Л.-М., 1949; его же, Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971.
Н. Л. Успенский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
глас, -а (устар. к голос; церк. муз.)

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Церк. и поэт., гласный "публичный", также "городской депутат", производное от глас "голос". Подробнее см. на голос.

Грамматический словарь Зализняка:

1. глас, гласы, гласа, гласов, гласу, гласам, глас, гласы, гласом, гласами, гласе, гласах 2. глас, гласы, гласа, гласов, гласу, гласам, глас, гласы, гласом, гласами, гласе, гласах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(церк.-слав.) — в техн. смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом Г. главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта). Правосл. греко-российская црк. приняла от греческой восемь Г. или муз. ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием. Во всех нотных и ненотных богослужебных книгах Г. обозначаются в заголовке первыми по счету славянскими цифрами. Г. распадается на две четверицы (тетрахорд) — верхнюю и нижнюю. Восемь Г. првсл. црк. схожи с восемью церковными ладами зап. црк., которые основаны на греческих ладах. Эти лады следующие: дорийский от r до r, фригийский — от mi до mi, лидийский — от fa до fa, миксолидийский — от sol до sol (на фортепиано все эти лады состоят только из белых клавишей, взятых под ряд). Эти четыре лада называются амвросианскими, или аутентическими. Св. Григорий Двоеслов к этим четырем ладам прибавил еще четыре, из которых каждые отстоят на чистую кварту вниз от первоначальных. Эти лады носят название григорианских, или плагальных. Их греческие названия те же, но только с присоединением слова гипо: гиподорийский — от la до la, гипофригийский — от si до si, гиполидийский — от do до do, гипомиксолидийский — от r до r. Св. Иоанн Дамаскин в своем октоихе надписал, над текстом, нотными знаками (крюками), песнопения, с соблюдением требований Г. В настоящем своем виде октоих содержит мелодии не одного Дамаскина, но и других песнопевцев. Под словом осмогласие не следует подразумевать хор, положенный на восемь голосов. Оно обозначает пение церковных мелодий, написанных сообразно требованиям церковных ладов, или Г.
См. Разумовского, "Церковное пение в России" (М., 1867).
Н. Соловьев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru