Определение слова «УСПЕНСКИЙ»

Толковый словарь Ефремовой:

успенский прил.
1. Относящийся к Успению успение I, связанный с ним.
2. Свойственный Успению успение I, характерный для него.
3. По времени приходящийся на успение I; Успеньев день.

Толковый словарь Ушакова:

УСПЕ́НСКИЙ, успенская, успенское (церк.). прил. к успение во 2 ·знач. Успенский пост.

Советская историческая энциклопедия:

1.
Константин Николаевич (1874 — 14(27).V.1917) — рус. историк-византинист. С 1910 — приват-доцент Моск. ун-та. Его гл. труд — "Очерки по истории Византии" (ч. 1, М., 1917). На ист. концепции У. сказался идеологич. разброд в среде рус. интеллигенции в годы реакции после поражения революции 1905-07. У. отрицал закономерности ист. явлений; фактически пришел к теории извечности феодализма, не увидев в нем новой, более высокой ступени развития общества. Считая иммунитет (экскуссию) основой визант. феодализма, У. парадоксально утверждал, что после 5-6 вв. этот институт больше не развивался, а к 11 в. и вовсе утратил значение. Особенностью визант. феодализма считал "монастырский феодализм", преувеличивая экономич. и политич. влияние монашества в ранней Византии. Иконоборчество, по У., было борьбой императоров против монастырского землевладения. У. выступал против распространенной в 19 в. общинной теории, утверждая, что "...самый "общинный строй"... ирреален" (см. "Очерки...", ч. 1, М., 1917, с. 162); отрицал какое бы то ни было слав. влияние на складывание визант. общины (визант. община, согласно У., существовала и до слав. колонизации), принижая при этом уровень обществ. развития славян и утверждая, что они в то время были способны лишь разрушать, а но созидать. Народ в изображении У. — аморфная масса, не играющая существенной роли в ист. процессе.
=====
Соч. (кроме указ. в ст.): Юстиниан и крупное землевладение сенатской знати, "Голос минувшего", 1913, No 6; Экскуссия — иммунитет в Визант. империи, в сб.: Визант. врем., т. 23, П., 1923; Феофан и его хронография, там же, т. 3, 4, М.-Л., 1950-51.
=====
Лит.: Удальцова З. В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории историч. науки в СССР, т. 3, М., 1963, гл. 9; Сюзюмов М. Я., Осн. направления историографии истории Византии иконоборческого периода, в сб.: Визант. врем., т. 22, М., 1963.
=====
М. Я. Сюзюмов. Свердловск.
2.
Порфирий (Константин) (1804 — 19.IV.1885) — рус. церковный деятель, исследователь Бл. Востока (преим. в области истории православной церкви). Епископ (с 1865). Род. в семье соборного псаломщика. В 1829 окончил Петерб. духовную академию. Принял монашество под именем Порфирия. В 1831 был назначен законоучителем, а в 1838 проф. богословия, церк. истории и церк. права в Одесском Ришельевском лицее. В 1841-42 — настоятель рус. посольской церкви в Вене. Рус. пр-во и Синод направляли У. (1843-46, 1847-54, 1858-61) на Бл. Восток (в Палестину, Сирию, Египет, М. Азию) для выяснения положения там православной церкви. В 1847-54 У. возглавлял рус. духовную миссию в Иерусалиме; в это время выступил с проектом объединения рус. и коптской церквей.
=====
У. — автор ряда работ, содержащих описание рукописей, древних памятников Бл. Востока, этнографич. наблюдения, а также одной из первых на рус. яз. работ об Эфиопии. Собрал ценные вост. рукописи, в т. ч. одну из лучших рукописей "Истории" Яхьи Антиохийского, к-рая легла в основу исследования В. Р. Розена. У. открыл Синайский кодекс Библии 4 в. н. э. За свои науч. труды был избран почетным членом Новоросс. ун-та в Одессе (1866); Моск. ун-т присвоил ему в 1869 ученую степень доктора греч. филологии.
=====
Соч.: Книга бытия моего, т. 1-8, СПБ, 1894-1902; Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году..., СПБ, 1856; Путешествие по Египту..., СПБ, 1856; Восток христианский. Абиссиния, К., 1866; Описание греч. рукописей монастыря св. Екатерины на Синае, т. 1-3, СПБ, 1911-17.
=====
Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 5, М.-Л., 1958, с. 108; Коростовцев M. A., Ходжаш С. И., Востоковедная деятельность Порфирия Успенского, в сб.: Ближний и Средний Восток, М., 1962.
=====
М. А. Коростовцев. Москва.
3.
Федор Иванович (7(19).II.1845 — 10.IX.1928) — рус. историк, один из крупнейших представителей бурж. византиноведения и славяноведения. Академик (с 1900), член мн. иностр. ученых об-в. С 1874 — доцент, в 1879-94 — проф. Новороссийского ун-та в Одессе. В 1894-1914 — директор основанного им Рус. археол. ин-та в Константинополе и ред. "Известий" ин-та. В этот период он руководил рядом археол. экспедиций (в М. Азию, Болгарию, Сирию, Палестину и др.), во время к-рых был собран ценный мат-л. В 1915-28 У. — ред. "Визант. временника". В 1922-1927 читал курс лекций в Ленинградском ун-те. У. опубликовал ок. 200 науч. работ, важнейшая из к-рых — "История Визант. империи". Этот труд охватывает всю историю Византии и сопредельных с ней стран в 5-15 вв., базируется на огромном количестве источников (визант., слав., зап.-европ. и вост.), мн. из к-рых впервые были введены в науч. оборот. У. наибольшее внимание уделял внутр. истории Византии и визант.-слав. отношениям; развивал мысль о влиянии на социально-экономич. развитие Византии обществ. строя славян, принесших с собой общинные порядки. Свободное крест. землевладение и слав. община сохранялись, по мнению У., почти на всем протяжении существования империи. "Устойчивость" общины У. объяснял покровительством императорской власти, "охранявшей" общину от натиска крупных землевладельцев. Такая трактовка У. коренных вопросов визант. истории была связана с его бурж.-консервативными взглядами, складывавшимися в период разложения старых обществ. отношений в России, и идеалистич. мировозрением, определившим его идейно- теоретич. позиции: преувеличение значения церк. вопросов в истории, игнорирование классового характера гос-ва и идеализация визант. монархии, православной церкви, резко отрицательное отношение к нар. движениям и классовой борьбе, панслав. тенденции.
=====
В первое десятилетие Сов. власти У. являлся главой рус. византиноведения. По кардинальным вопросам агр. и социальной истории он оставался, однако, на своих старых позициях. Из написанного У. после 1917 наиболее значит. след в историографии оставили исследования по истории Трапезундской империи, основанные на архивных материалах. Ценным вкладом в византиноведение была публикация У. совместно с В. Н. Бенешевичем "Вазелонских актов" (Л., 1927).
=====
Соч.: История Визант. империи, т. 1-3, СПБ, М.-Л., 1913-48; К истории крест. землевладения в Византии, "ЖМНП", 1883, No 1-2; Значение визант. и юж.-слав. пронии, СПБ, 1883; Следы писцовых книг в Византии, "ЖМНП", 1884, No 1, No 2, 1885, No 7; Визант. землемеры. Наблюдения по истории сел. х-ва, в кн.: Тр. VI археологич. съезда в Одессе в 1884, т. 2, О., 1888; Очерки по истории визант. образованности, СПБ, 1891; Очерки из истории Трапезунтской империи, Л., 1929.
=====
Лит.: Каптерев С. Н., Uspenskiana (I. Хронологич. указатель тр. II. Лит-ра о Ф. И. Успенском), "Визант. врем.", 1947, т. L (XXVI); УдальцоваЗ., К вопросу об оценке трудов акад. Ф. И. Успенского, "ВИ", 1949, No 6; ее же, Византиноведение, в кн.: Очерки истории историч. науки в СССР, т. 2, М., 1960, с. 508-24, т. 3, М., 1963, с. 514-26, т. 4, М., 1966, с. 615-21.
=====
З. В. Удальцова. Москва.

Этимологический словарь Крылова:

Эта известная русская фамилия восходит к распространенному названию Успенское — так называли поселки вблизи церкви Успения (то есть кончины) Богородицы.

Малый академический словарь:

успенский
-ая, -ое.
прил. к успение (во 2 знач.).
Успенский пост.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
успенский (к Успение)

Новая философская энциклопедия:

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович [5 (17) мая 1878, Москва – 2 октября 1947, Лин Плейс, Англия] – русский философ-мистик, психолог. Получил математическое образование в Московском университете. С юности стремился обрести отличное от обычного эзотерическое знание. Много путешествовал по России, Востоку и Европе. Первый роман «Странная жизнь Ивана Осокина» (1905) построен на идее вечного возвращения. Успенский знакомится с теософской литературой, изучает оккультизм и йогу. В книге «Новая Модель Вселенной» (1911) подвергает критике ограниченное чувственным восприятием понятие трехмерного пространства, выдвигает теорию многомерной Вселенной, включающей измерения времени и вечности. В «Tertium Organum» (1912) рассматривает феномены и закономерности мышления, памяти, сознания; выдвигает идею о том, что орудие отбора человеческой эволюции есть любовь, отсутствие ее ведет к вырождению и инволюции. Важнейшим событием в жизни Успенского стала его встреча в 1915 с Г.И.Гурджиевым, автором учения «четвертого пути», восходящего к суфийской традиции накшбандийа. Глубоко восприняв идеи Гурджиева, Успенский в последующих книгах излагал его учение в собственной интерпретации. Суть учения состояла в том, что в отличие от трех традиционных путей самосовершенствования – факира, монаха и йога, требующих ухода от мира, есть четвертый – путь расширения, трансформации сознания в условиях обыденной жизни. Обычный человек является машиной, живущей и реагирующей на мир механически, в состоянии спящего сознания. Он – жертва своих страхов и желаний, клубок различных импульсов и реакций. Человек состоит из сотен маленьких «я». Цель «учения» – дать человеку способ обретения внутренней целостности через трудный процесс самовспоминания и самоосознавания с помощью специально разработанной системы методов и упражнений для ума и тела. В течение двадцати шести лет (1921–47) сначала в Лондоне, затем в Нью-Йорке Успенский создает группы единомышленников, проводит встречи, читает лекции.
Сочинения:
1. The Phychology of Man’s Possible Evolution. L.–N.Y., 1950;
2. В поисках чудесного. СПб., 1992;
3. Четвертый путь. СПб., 1995;
4. Совесть: поиск истины. СПб., 1997.
Литература:
1.  Wilson C. The Strange Life of P.D.Ouspcnsky. L., 1993.
E.Л.Митюгова

Словарь русских фамилий:

• Фамилия возникла у духовенства: так именовали священника или дьякона, служащих в церкви Успенья Богородицы.
• Семинарская фамилия. По названию церквей, посвященных дню Успения (то есть смерти) богородицы. (Ф).

Грамматический словарь Зализняка:

Успенский, успенская, успенское, успенские, успенского, успенской, успенского, успенских, успенскому, успенской, успенскому, успенским, успенский, успенскую, успенское, успенские, успенского, успенскую, успенское, успенских, успенским, успенской, успенскою, успенским, успенскими, успенском, успенской, успенском, успенских, успенск, успенска, успенско, успенски

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru