Определение слова «феномен»

Толковый словарь Ефремовой:

феномен
I феномен, феномен м.
Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии).
II феномен, феномен м.
Редкое, необычное, исключительное явление.
III феномен м.
Выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.

Толковый словарь Ушакова:

ФЕНОМЕ́Н (феномен ·устар.), феномена, ·муж. (·греч. phainomenon, ·букв. являющееся).
1. То же, что явление в 3 ·знач. (филос., научн.).
| В некоторых идеалистических философских системах — внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой, непознаваемой его сущности — ноумена (филос.).
2. О человеке или явлении: нечто исключительное, выдающееся, небывалое.

Словарь по культурологии:

(греч. phainomenon – являющееся)
1) необычный, исключительный факт, явление;
2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании.

Толковый словарь Кузнецова:

феномен
ФЕНОМЕН, ФЕНОМЕН, -а; м. [от греч. phainomenon — являющееся]
1. только феномен. Необычное, особенное явление, редкий факт. Ф. долголетия. Модасоциальный ф.
2. О человеке, отличающемся какими-л. выдающимися способностями, талантами, чертами и т.п. Он настоящий ф. Эта женщина — ф. энергии.
3. только феномен. В идеалистической философии: познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов.
Феноменальный (см.).

Малый академический словарь:

феномен
И (устар.) феномен, -а, м.
1.
Необычное, особенное явление, редкий факт.
Пронесся слух, что --- в Таврическом саду прогуливается нос майора ---. Одна знатная, почтенная дама просила особенным письмом смотрителя за садом показать детям ее этот редкий феномен. Гоголь, Нос.
Над самым горизонтом сияло три дымных, малиновых солнца ---. Этот феномен, говоривший о небывалом морозе, был так красив и фантастичен, что они невольно залюбовались таинственным небесным зрелищем. Катаев, За власть Советов.
||
О человеке, отличающемся какими-л. выдающимися способностями, талантами, чертами и т. д.
Сам Дарданелов был феноменом чистоты и деликатности. Достоевский, Братья Карамазовы.
2.
В идеалистической философии: субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности; явление, постигаемое в чувственном опыте.
[От греч. — являющееся]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
феномен, -а

Толковый словарь Ожегова:

ФЕНОМЕН, а, м. (книжн.).
1. Явление, в к-ром обнаруживается сущность чего-н. Ф. долголетия. Мода социальный ф.
2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-н. отношении.

Новая философская энциклопедия:

ФЕНОМЕН (греч. , от – являться, быть видимым, такжеказаться)явление, предмет, данный в чувственном созерцании.
В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза «следовать феноменам», а фраза «спасать феномены» – популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия [БЫТИЕ], что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюдасмысл не только «кажимости», но и положительной «явленности», открытости бытия.
В философии Нового времени (особенно у Беркли [БЕРКЛИ] и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явление перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т. п.). Размышление над проблемами познания приводит к возникновению наряду с «феноменом» других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия: «видимость», или «кажимость» («Schein»), – в качестве промежуточного между «иллюзией» и «истиной» (впервые в «Новом органоне» Ламберта, 1764), явление (Erscheinung), «вероятность» (Wahrscheinlichkeit) и др. У Канта [КАНТ] феноменвсякий объект, конституированный трансцендентальным Я («Критика чистого разума», А 240).
Понятие феномена играет важную роль у Брентано [БРЕНТАНО]: знание о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть «феномен» – в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смысле становится возможным говорить о «внутренних», психических, и «внешних», физических, феноменах. Специфику психических феноменов определяет то, что им присуще «внутреннее интенциональное существование» (см. Интенциональность [ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ]).
Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной традиции, Гуссерль выделяет естественно-научное толкование феномена, закрепившееся в философии Нового времени (Галилей [ГАЛИЛЕЙ], Ф.Бэкон [БЭКОН Ф.]), – вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть «сами по себе»: чувственные вещи – это «всего лишь явления» (blosse Erscheinungen) – в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, «возвещает» о себе подлинная природа. Называя свою философию «феноменологией», «наукой о чистых феноменах», Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также «единство, пронизывающее смену созерцаний», т.е. «чистые» содержания, «единства» сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром. Однако та методическая процедура, которая должна была, по Гуссерлю, сделать доступными эти феномены, – феноменологическая редукция [РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ] – неоднократно вызывала возражения коллег Гуссерля по феноменологическому движению (Г.X.Липпс, А.Пфендер [ПФЕНДЕР] и др.). Высказывались предположения о возможности обращения к феноменам как к конкретным «реальностям» (философским, религиозным, этическим, эстетическим и т. п.). Если для Гуссерля феномен есть то, что «показывает себя» очевидным и достоверным образом, то Хайдеггер, обращаясь, в частности, к аристотелевской трактовке этого понятия, пытается показать, что феномен не обозначает ничего «содержательного», но относится только к «способу», каким нечто становится нам доступным (отсюда тезис, что феноменология не должна быть необходимо связана с трансцендентальным сознанием). Хайдеггер утверждает также, что к «способу бытия» феномена необходимо присуще как «показывание себя на себе самом», так и «скрывание себя».
Литература:
1. Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. Томск, 1997;
2. Neue Entwicklungen des Phnomenbegriffs, «Phnomenologische Forschungen», Bd. 9. Mnch., 1980.
И.А.Михайлов

Социологический словарь:

ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon — являющееся) — англ. phenomenon; нем. Phanomen. 1. Явление, постигаемое в чувственном опыте. 2. Объект чувственного созерцания. 3. В феноменологии — идеальная сущность. 4. Редкое, необычное явление или выдающийся в к.-л. отношении человек.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

восьмое чудо света
диво
диво дивное
диковина
игра природы
исключение
невидаль
невидальщина
спиноза
суперфеномен
уникум
факт
чудо
чудо природы
чудо чудное
явление

Грамматический словарь Зализняка:

Феномен, феномены, феномена, феноменов, феномену, феноменам, феномен, феномены, феноменом, феноменами, феномене, феноменах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru