Определение слова «Пейн»

Большой энциклопедический словарь:

ПЕЙН (Пэн) (Paine) Томас (1737-1809) — просветитель радикального направления (родился в Великобритании; с 1774 в Сев. Америке) — участник Войны за независимость в Сев. Америке 1775-83 и Французской революцииии. Отстаивал идею суверенитета народа и его право свергать правительство, вышедшее из-под его контроля. Разум, по Пейну, устанавливает вечные принципы нравственности.

Большая советская энциклопедия:

(Paine)
Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания,— 8.6.1809, Нью-Йорк, США), общественный и политический деятель США и Великобритании, представитель революционного крыла просветительства 18 в. В 1774 с рекомендательным письмом Б. Франклина уехал в Северную Америку, где вскоре выдвинулся в первые ряды борцов за независимость английских колоний. В памфлете «Здравый смысл» (1776) П., исходя из рационалистических теорий естественного права и общественного договора, защищал идею суверенитета народа и его право на революцию, доказывал необходимость разрыва североамериканских колоний с Великобританией, образования ими независимой республики; идеи памфлета получили отражение в Декларации независимости 1776 (См. Декларация независимости 1776). Вместе с Т. Джефферсоном П. выступал за отмену рабства. Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775—83 (См. Война за независимость в Северной Америке 1775-83) написал 13 прокламаций под названием «Американский кризис» (1776—83). В 1777—79 П.— секретарь Комитета конгресса по иностранным делам, в 1781 участвовал в Париже в переговорах с французским правительством о помощи североамериканским колониям.
Великая французская революция, заставшая П. в Великобритании, нашла в нём страстного приверженца. В трактате «Права человека» (1791—92) П. развивал идеи народного суверенитета и республиканизма, защищал революционные принципы французской Декларации прав человека и гражданина. В Великобритании книга П. была запрещена, он был вынужден эмигрировать во Францию, где был избран членом Конвента. П., однако, разошёлся с якобинцами по вопросу о казни Людовика XVI и был в конце 1793 заключён в тюрьму, где находился около года. Итогом деятельности П. во Франции было развитие его социальных взглядов в области критики с мелкобуржуазных позиций буржуазных имущественных отношений. В работе «Аграрная справедливость» (1797) П. осуждал систему распределения собственности и высказал догадку о труде рабочих как источнике капиталистической прибыли. П. развивал утопический проект государственного обеспечения неимущих за счёт налогообложения состоятельных классов общества и национализации земли за выкуп. П. явился также одним из зачинателей атеистических традиций на американской почве. В работе «Век разума» (1794) П. решительно противопоставлял силу разума религиозным заблуждениям. Философские позиции П. можно охарактеризовать как непоследовательный метафизический материализм. После возвращения в США (1802) П. подвергся травле со стороны реакционных политических и религиозных кругов, умер в бедности. Взгляды П., наиболее последовательного представителя радикально-демократического направления в американском общественно-политическом движении конца 18 в., оказали непосредственное влияние на формирование идеологии чартистского движения в Великобритании.
Соч.: The complete writings, v. 1—2, N. Y., [1945]; в рус. пер.— Избр. соч., М., 1959.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 2, с. 598—99; т. 10, с. 365; Аптекер Г., История американского народа, [т. 2] — Американская революция 1763—1783, М., 1962; Громаков Б. С., Политические и правовые взгляды Пейна, М., 1960; Гольдберг Н. М., Томас Пейн, М., 1969; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, т. 1, М., 1962; Conway М. D., The life of Thomas Paine, v. 1—2, N. Y.— L., 1892; Aldridge A. О., Man of reason. The life of Thomas Paine, Phil., 1959.
И. П. Дементьев.

Советская историческая энциклопедия:

(Paine), Томас (29.I.1737 — 8.VI.1809) — общественный и политич. деятель США, представитель революц. крыла просветительства 18 в. Родился в Тет-форде (Англия), в 1774 переселился в Сев. Америку, где вскоре выдвинулся в первые ряды борцов за независимость англ. колоний. В памфлете "Здравый смысл" ("Common sense", Phil., 1776; эта и др. названные в ст. работы П. вошли в его Избр. произв. в рус. пер.), разошедшемся тиражом в 120 тыс. экз., П., исходя из рационалистам, теорий естеств. права и обществ. договора, защищал идею суверенитета народа и его право на революцию, доказывал необходимость разрыва североамер. колоний с Англией и образования ими независимой республики; идеи памфлета получили отражение в Декларации независимости 1776. Вместе с Джефферсоном П. выступал за отмену рабства в США. Во время войны за независимость в Сев. Америке 1775-1783 написал 13 прокламаций под назв. "Американский кризис" ("American crisis", No 1-13, Phil., 1776-83), к-рые пользовались огромной популярностью в стране. В 1777-79 П. — секретарь К-та конгресса по иностр. делам, в 1781 участвовал в Париже в переговорах с франц. цр-вом о помощи сев.-амер. колониям.
=====
Великая франц. революция, заставшая П. в Англии, нашла в нем страстного приверженца. Ответом на контрреволюц. памфлет Бёрка (Е. Burke, Reflections on the revolution in France... 1790) явился трактат П. "Права человека" ("Rights of man", pt 1-2, L., 1791-1792), развивавший идеи нар. суверенитета и республиканизма, защищавший революц. принципы франц. Декларации прав человека и гражданина. В Англии книга П. была запрещена, он был вынужден эмигрировать во Францию, где был избран членом Конвента. П., однако, разошелся с якобинцами по вопросу о казни Людовика XVI и был в конце 1793 заключен в тюрьму, где находился около года. Итогом революц. деятельности П. во Франции было развитие его социальных взглядов в области критики с мелкобурж. позиций, бурж. имуществ. отношений. В работе "Аграрная справедливость" ("Agrarian justice, opposed to agrarian law, and to agrarian monopoly", Balt., 1797) П. осуждал систему распределения собственности и высказал догадку о труде рабочих как источнике капиталистич. прибыли. П. развивает утопич. проект гос. обеспечения неимущих за счет налогообложения состоятельных классов общества и национализации земли за выкуп. П. явился также одним из зачинателей атеистич. традиции на амер. почве. В работе "Век разума" ("Age of reason", Boston, 1794), получившей популярное назв. "Библия для неверующих", П. стоял, хотя и непоследовательно, на позициях материализма (метафизического) и подвергал теологию суду разума. После возвращения в США (1802) П. подвергся травле со стороны реакц. политич. и религ. кругов, умер в бедности. Взгляды П. — наиболее последовательного представителя радикально-демократич. направления в амер. общественно-политич. движении конца 18 в. — оказали непосредственное влияние также на формирование идеологии деятелей чартистского движения в Англии.
=====
Соч. в рус. пер.: Избр. произв., М., 1959.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 598-99; т. 8, с. 361-62; т. 10, с. 365; Очерки новой и новейшей истории США, т. 1, M., 1960; Аптекер Г., История американского народа, (т. 2) — Американская революция 1763-1783, М., 1962; Громаков Б. С., Политические и правовые взгляды Пейна, М., 1960; Conway M. D., The life of Thomas Paine, v. 1-2, N. Y.-L., 1892; Aldridge A. C., Man of reason. The life of Thomas Paine, Phil., 1959.
=====
И. П. Дементьев. Москва.

Новейший философский словарь:

ПЕЙН (Paine) Томас (1737-1809) — американский мыслитель, публицист, общественный деятель английского происхождения, один из главных представителей американского Просвещения. В 1774 прибыл в Америку, приняв позднее участие в войне за независимость, необходимость которой обосновал в политическом памфлете «Здравый смысл» (1776), а затем в 16 памфлетах под общим названием «Американский кризис». По возвращению в Англию издал книгу «Права человека» (1791-1792), представляющую резкую критику Э. Берка и защиту Французской революции, а также призывавшую к свержению монархии в Англии и установлению республиканского строя. Бежал во Францию, где был избран в Конвент от жирондистов. После победы якобинцев посажен в Люксембургскую тюрьму (1793-1794), где начал, а, вернувшись в Штаты, окончил и опубликовал главный труд «Век Разума» (1793-1807, тт. 1-3), в котором широко представил свои радикальные и деистические воззрения. Это свод политических и философских идей эпохи Просвещения, рассмотренных сквозь призму американской и французской революцией, история и манифест идеологии Просвещения в практически-политическом проявлении. Основа всей его философии — вера в Разум, Науку и Свободу, преодолевающие предрассудки прошлого, а прежде всего религии. И тем не менее, П. не был атеистом, веруя в бессмертие души, в чем был близок Радищеву. Однако, не понятый и в Штатах, П. был обречен на одиночество. Философские воззрения П. представляют собой форму радикального деизма и метафизического материализма, близкого к французскому, однако без откровенного атеизма. Политическая концепция П. была близка американскому федерализму вкупе с идеями французской Декларации прав человека. Люди, по мнению П., терпят правительство до тех пор, пока оно выражает их волю, в противном случае они обладают правом заменить его. Эти принципы позднее были скорректированы концепцией равновесия властей.

Новая философская энциклопедия:

ПЕЙН (Paine) Томас (29 января 1737, Тетфорд, Великобритания – 8 июня 1809, Нью-Йорк) – англо-американский философ и писатель эпохи Просвещения, участник борьбы североамериканских колоний за независимость и Французской революции 18 в. Родился в бедной семье ремесленника, получил лишь начальное образование и с 13 лет помогал отцу, став сборщиком акцизного налога на табак и алкогольные напитки. В 1772 он потерял работу, т.к. публично выступил за увеличение окладов. Оказавшись в очень трудном финансовом положении, он воспользовался советом Б.Франклина в Лондоне переехать в Америку. В 1774 прибыл в Филадельфию и получил место помощника редактора газеты. В эти годы стали выходить его статьи по различным проблемам жизни в североамериканских колониях. Именно Пейн первым опубликовал идею о необходимости бороться за независимость колоний от Англии. Его знаменитый памфлет «Здравый смысл», опубликованный 10 января 1776, открыл дорогу к принятию 4 июля 1776 Декларации независимости США. Огромную роль в поддержании боевого духа участников войны за независимость сыграли 16 статей Пейна под общим названием «Американский кризис». Они были высоко оценены генералом Вашингтоном. Кроме того, Пейн стал организатором бескорыстной материальной поддержки солдат молодой американской армии, что способствовало победе американской революции. За заслуги в войне за независимость колоний Пейну была подарена ферма в Нью-Рочелле. В 1787 он вновь приезжает в Европу, где его особенно привлекают события во Франции.
В 1791 Пейн выпускает в Лондоне 1-ю часть работы «Права человека» (которая выдержала 8 изд. только в 1791), а позднее издает и 2-ю часть этой работы. Поскольку книга содержала резкую критику социальных условий в европейском обществе и выдвигала революционные планы по введению народного образования, искоренению нищеты и безработицы, ее немедленно запретили, а предложения Пейна были названы «кровавой революцией». Сам Пейн смог избежать ареста, перебравшись во Францию, где его избрали депутатом Национального Конвента. Он горячо поддержал свержение монархии во Франции, но после безуспешной попытки спасти королю жизнь был заключен революционными властями Парижа в тюрьму.
В 1794–96 Пейн публикует антирелигиозный трактат «Век разума», а в 1797 работу «Аграрная справедливость». Обе работы только увеличили круг недоброжелателей Пейна. В 1802 он возвращается в США, где к этому времени успели забыть о его заслугах. Он скончался в Нью-Йорке в 1809 и был похоронен на своей ферме в Нью-Рочелле.
Философское мировоззрение Пейна наиболее полно отражено в труде «Век разума», признанном своеобразной «библией американского Просвещения». Как и большинство просветителей, Пейн был сторонником деизма, но в его философии бог из сверхъестественного существа превратился в моральный идеал, олицетворение этических ценностей. «Я не верю в религии, – писал Пейн, – исповедуемые еврейской, римской, греческой, турецкой, протестантской церквями... Мой собственный ум – моя церковь» (Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959, с. 247). Высшим смыслом «религиозности» Пейн считал «практическое подражание нравственной благости бога» (там же, с. 287), что с необходимостью приведет к возрождению «чистого деизма».
Сочинения:
1. The Complete Writings of Thomas Paine, v. 1–2. N. Y., 1945;
2. Избр. соч. M., 1959;
3. Американские просветители. Избр. произведения, т. 2. М., 1969.
Литература:
1. Гольденберг Н.М. Т.Пейн. М., 1969;
2. Aldridge A.D. Man of Reason. Phil. – N. Y., 1959.
В.Ф.Коровин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru