Определение слова «охлократия»

Толковый словарь Ефремовой:

охлократия ж.
Захват власти неорганизованным народом; власть толпы.

Толковый словарь Ушакова:

ОХЛОКРА́ТИЯ, охлократии, ·жен. (от ·греч. ochlos — чернь, толпа и kratos — сила, власть) (·книж. ). Господство толпы, низших, неимущих классов (термин Аристотеля, вошедший впоследствии в обиход буржуазного языка).

Большой энциклопедический словарь:

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. ochlos — толпа, чернь и...кратия) — в древнегреческих учениях о государстве (Платон, Аристотель) — господство "толпы".

Большой словарь иностранных слов:

Охлократии, ж. [от греч. ochlos – чернь, толпа и kratos – сила, власть]. Господство толпы, низших, неимущих классов (термин Аристотеля).

Советская историческая энциклопедия:

(от греч. oxlos — толпа, чернь и kratos — сила, власть) — у нек-рых др.-греч. писателей название формы гос. устройства, к-рая возникает, по их мнению, в результате вырождения демократии. Термин "О." имеет уничижительный оттенок. Впервые термин "О." встречается у Полибия во "Всеобщей истории", VI, 4, 6, сл.; VI, 44, 9; VI, 57, 9.

Толковый словарь Кузнецова:

охлократия
ОХЛОКРАТИЯ -и; ж. [от греч. ochlos — толпа и kratos — сила, власть] Полит. Давление, влияние толпы деклассированных или люмпенизированных слоёв общества на законодательную и исполнительную власть. // Господство толпы.
Охлократический, -ая, -ое. О-ое государство.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
охлократия, -и

Новая философская энциклопедия:

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. – толпа, чернь, – власть) – господство, власть толпы. Понятие было впервые употреблено Полибием в его «Всеобщей истории». Исторический процесс, по Полибию, телеологичный в своей основе и направленный к некой универсальной цели, реально состоит в чередовании ряда политических форм – монархии [МОНАРХИЯ], аристократии и демократии [ДЕМОКРАТИЯ], каждая из которых со временем имела тенденцию к вырождению и замене ее др. К числу выродившихся, извращенных форм государственного устройства Полибием были отнесены тирания (как измененная в худшую сторону монархия), олигархия [ОЛИГАРХИЯ] (как результат вырождения аристократического правления) и охлократия (форма государственного устройства, возникающая в результате предельного развития и доведения до абсурда демократических тенденций – правление черни, худших из числа граждан). Данное понятие получило достаточно широкое распространение во времена поздней античности, а затем через эпоху Возрождения было заимствовано философами и мыслителями Нового времени. Пользовалось особой популярностью у представителей консервативных течений общественно-политической мысли Европы в 19 – нач. 20 в., в частности, в связи с дискуссиями о предоставлении избирательных прав той или иной части электората, в полемике об угрозе пролетарской революции, о введении и расширении социальных гарантий и т.п. В реальной политической жизни примеры власти толпы – чрезвычайно редкое, эпизодическое явление, как правило свойственное периодам глубоких социально-экономических кризисов, революционных потрясений.
В 80-х гг. 19 в. Г.Лебон был одним из первых, кто попытался подойти к феномену толпы, массового действия с чисто сциентистских позиций. Наряду с Г.Тардом и некоторыми др. исследователями он оказался в числе первых теоретиков «массового общества». Лебон полагал, что в результате промышленной революции, роста городов и развития средств коммуникации толпы маргинализированных индивидов, представляющие собой деструктивную неуправляемую силу, начинают определять характер социальных процессов и стиль жизни общества. Будучи сторонником элитистских воззрений, Лебон полагал, что наступающая «эра масс» приведет к упадку европейской цивилизации [ЦИВИЛИЗАЦИЯ]. Подобные выводы разделялись в нач. 20 в. многими политическими мыслителями и философами – такими, как О.Шпенглер [ШПЕНГЛЕР], X.Ортега-и-Гассет, Н.А.Бердяев [БЕРДЯЕВ] и др. Однако уже Лебон в своих работах избегал употребления понятия «охлократия» для определения влияния «толпы» на те или иные параметры социального или политического процесса. Впоследствии термин «охлократия» вышел из употребления в строго научных контекстах и был заменен понятием «массовое общество» и его производными. Ныне в современной западной социологии и политологии этот термин практически не встречается, оставаясь достоянием политической философии и политической публицистики, где выступает синонимом доминирования при определении политической стратегии и выработке того или иного политического курса авантюристически настроенных, не обладающих развитым чувством ответственности за свои поступки и некомпетентных социальных слоев, ориентированных на популистские лозунги и требования, исповедующих анархические, антигосударственные и вообще «антисистемные» воззрения и выступающих в качестве провоцирующей силы этнических, расовых и иных страстей, нередко выливающихся в уличные беспорядки, погромы, акты вандализма и т.п. эксцессы.
Э.Г.Соловьев

Социологический словарь:

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. ochlos — толпа и kratos — власть) — англ. ochlocracy; нем. Ochlokratie. 1. Власть толпы, массы. 2. По Аристотелю — форма управления, основанная не на законах, а на меняющихся прихотях толпы, постоянной попадающей под влияние демагогов, особенно в переходные, кризисные периоды; форма вырождения демократии.

Грамматический словарь Зализняка:

Охлократия, охлократии, охлократии, охлократий, охлократии, охлократиям, охлократию, охлократии, охлократией, охлократиею, охлократиями, охлократии, охлократиях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(греч. — господство черни или толпы) — в системе Полибия форма государственного устройства, являющаяся выродившейся демократией (см.), как олигархия — выродившейся аристократией. У Аристотеля О. описывается под именем демократии, как полибиевская демократия — под именем политии. О., или, по Аристотелю, демократия как форма извращенная, не представляет строго объективных признаков, и причисление к ней того или иного государства является всегда результатом субъективно-отрицательного отношения к нему. Аристотель описывает Афины при Перикле и позднее (с перерывом во время правления 400, потом 30 и 10) как демократию, ибо тогда господствовала чернь; люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, при назначении на должность решающую роль играла жеребьевка; неизбежным результатом такой системы являлся деспотизм по отношению к союзникам и беспорядки в управлении. Между тем другие писатели видят в Афинах образец чистой демократии (в позднейшем смысле этого слова). Признаки О. можно найти в Римской империи, где армия возводила на престол и свергала с него по усмотрению, хотя государственные учреждения тогда были монархическими. Многие указывают как на охлократию на Парижскую коммуну 1871 г.; но правильная система всенародного голосования, господствовавшая там, делает это указание в значительной степени произвольным, хотя несомненно, что отдельные факты, как расстреляние ген. Леконта и Тома (см.), были актом воли неорганизованной толпы. С большим основанием можно назвать О. государственное устройство Франции в некоторые моменты великой революции и в первые дни после революции 1848 г., когда неорганизованная толпа выбирала всех важнейших должностных лиц. Вообще О. в наиболее точном смысле слова может существовать только весьма непродолжительное время, причем всего чаще является промежуточной формой в бурные времена после падения старого порядка и до замены его новым, более или менее правильно организованным.
В. Водовозов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru