Определение слова «ЛЕБОН»

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (1841-1931) — французский ученый, социальный психолог. Выдвинул один из первых вариантов теории "массового общества" В книге "Психология народов и масс" (1895) рассматривал толпу как иррациональную разрушительную силу, подавляющую индивидуальность человека. Отвергал идею социального равенства и социализм.
ЛЕБОН (Lebon) Филипп (1769 — по другим данным, 1767-1804) — французский инженер. Разработал способ получения светильного газа сухой перегонкой древесины (1799).

Большая советская энциклопедия:

Лебон
(Lebon)
Филипп (29.5.1769, по др. данным, 1767, Браше, Шампань, — 2.12.1804, Париж), французский инженер. Профессор механики в Школе мостов и дорог в Париже. В 1790-х гг. начал опыты по получению светильного газа посредством сухой перегонки древесины, в 1799 ему был выдан на этот способ патент. В том же году Л. создал т. н. термолампу с использованием светильного газа. В 1801 предложил проект газового двигателя внутреннего сгорания со сжатием смеси газа и воздуха.
Лит.: Beaujouan М. G., Philippe Lebon, a-t-il t assassine?, «Journal des Usines a gaz», 1955, [v.] 79, № 1.

Новейший философский словарь:

ЛЕБОН (Lе Bon) Гюстав (1841-1931) — французский социолог, социальный психолог, публицист, антрополог и археолог. Основные сочинения: «Эволюция материи» (1886), «Психология маг-с» (1895), «Психология социализма» (второе русск. изд., 1908), «Психология революций», «Психология толпы», «Эволюция сил» (1907) и др. В своих работах обращался прежде всего к проблемам массовой психики и психологии народов. Рассматривал общественно-исторический процесс как закономерный, целенаправленный и обусловливающий единство психических процессов и явлений, расцениваемых как общие у представителей одного народа. Совокупность таких признаков обусловливает единство и специфику феноменов социального порядка, присущих данному народу: «души народа», его чувств, верований, мыслей, учреждений, искусств; душевный строй народа достаточно устойчив и связан с определенным общественно-историческим опытом. Л. поддерживал идеи иерархии рас и детерминации индивидуальных психических характеристик расовой принадлежностью. Анализируя проблемы «психики толп», Л, отмечал такие ее особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Индивид в толпе характеризуется утратой индивидуального начала и возобладанием бессознательных мотивов в его поведении; в толпе действует «закон духовного единства толпы», подавляется индивидуальное рациональное начало. С элитарист-ских позиций Л. оценивал историю цивилизации и делал прогнозы относительно ее будущности. По его мнению, достижения культуры связаны с деятельностью определенного аристократического начала, создающего и навязывающего массам идеи и образцы посредством утверждения, повторения и заражения. Выступал как противник идей демократии и равенства. По мысли Л., развитие промышленности, средств массовой коммуникации, рост городов приведут к тому, что общественная жизнь все более будет зависеть от масс. Как результат, общество вступает в век масс, характеризуемый доминированием «бессознательной деятельности толпы». Понятия «массы» и «толпы» Л. отождествлял. Теоретические и идеологические позиции Л. особенно ярко отразились в его критике социализма и социалистических идей. Социализм, согласно Л., может осуществиться лишь как общество, состоящее из толп неприспособленных к жизни людей и дегенератов. Возможность прихода социалистов к власти Л. связывал с мирным или вооруженным переворотом; результатом установления социалистического строя станет огосударствление экономики, приводящее к ее отставанию по сравнению с другими странами и к экономическому краху. Социализм неизбежно, как считал Л., эволюционирует к анархии и к диктатуре. Творчество Л., нося скорее публицистический, чем исследовательский характер, тем не менее привело к созданию ранних вариантов концепций массового общества и массовой культуры, повлияло, в частности, на Фрейда (концепция родового бессознательного и др.).

Социологический словарь:

ЛеБон (Le Bon) Гюстав (07.05. 1841, Ножан-ле-Ротру — 15.12.1931, Париж) — французский социолог, социальный психолог и публицист; занимался также вопросами антропологии, археологии, естествознания. Вслед за Гобино отстаивал концепцию расового детерминизма, подчеркивая иерархический характер расового деления и особую значимость расовой принадлежности в развитии цивилизации.
ЛеБон считал, что решающую роль в социальных процессах играют не разум, а эмоции. С позиций аристократизма он выступал против всех форм социального равенства и демократии, стремясь доказать, что все достижения цивилизации — результат деятельности элиты. ЛеБон — автор одной из первых концепций массового общества: отождествляя массу с толпой, он пророчил наступление "эры масс" и следующий за этим упадок цивилизации. В результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации современная жизнь, по Лебону, все больше определяется поведением толп, которые всегда представляют собой слепую, разрушительную силу. В толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств, догматизма, нетерпимости, всемогущества, т. к. ими управляет закон "духовного единства толпы".
Книгами, которые буквально перевернули наше представление о законах развития общества, и которые открыли нам секреты того, как политики управляют умами народных масс стали книги великого французского мыслителя, философа, экономиста и историка Гюстава ЛеБона (Gustav LeBon) (1841-1931). Это — книги "Психология народов и масс" и "Психология социализма"
"Психология народов и масс" — настольная книга всех политиков добивавшихся власти. Ее перечитывали и тщательно изучали Ленин, Гитлер, Муссолини, Сталин. В ней излагаются основные и простые принципы поведения толпы, описываются приемы достижения политиками успеха в борьбе за власть.
Парадокс и трагедия автора в том, что за небольшим исключением, в этом веке труды знаменитого ученого-энциклопедиста Гюстава ЛеБона углубленно изучались лишь потенциальными диктаторами. Те, кому книги адресовались автором, остались глухи к его предупреждениям и предвидениям. Призрак по-прежнему ходит по Европе, как, впрочем, и по остальному миру:
"Психология Социализма" — работа во многом пересекающаяся с "Психологией народов и масс ". Анализ того, почему умами людей овладевает желание "отнять и поделить." Анализ и закономерности развития обществ Европы и Америки
Природа верований, привлекательность и обманчивость социалистических и демократических идей. Сценарии событий, предсказанные ЛеБоном в этой работе, с поразительной точностью сбылись в ХХ в. Одно это уже заставляет внимательно вчитаться в его книги.
В целом, его труды являют из себя редкое достояние здравой мысли. Если вам небезразлична своя судьба и вы хотите узнать о том как и в какую сторону развивается, например, наша страна — прочитайте эти книги.
Важнейшую роль в общественном развитии Лебон приписывал идеям, навязываемым массам немногими лидерами путем утверждения, повторения и заражения. Революции он считал проявлением массовой истерии.
Соч.: 1) Эволюция цивилизации. О., 1895. 2) Психология народов и масс. СПб., 1896. 3) Психология социализма. 2-е изд. СПб., 1908

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru