Определение слова «НЕОКОНФУЦИАНСТВО»

Большой энциклопедический словарь:

НЕОКОНФУЦИАНСТВО — школа китайской философии, сложившаяся в основном в период конфуцианства с его, главным образом, этико-политическими концепциями. В неоконфуцианстве значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Видный представитель неоконфуцианства — Чжу Си. Утверждая незыблемость социальных порядков, неоконфуцианство занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до нач. 20 в. Пользовалось большим влиянием в Японии, Корее и Вьетнаме.

Большая советская энциклопедия:

Неоконфуцианство
Идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Суй (10—13 вв.). Н. сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом, подвергаясь в то же время их влиянию. Ранними предшественниками Н. можно считать писателя и философа 8—9 вв. Хань Юя и его ученика Ли Ао, которые поставили задачу обновления и дальнейшего развития конфуцианства (См. Конфуцианство) с целью преодоления влияния даосского и буддийского учений в Китае. В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими концепциями, в Н. значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Один из основателей Н. мыслитель 11 в. Чжоу Дунь-и, или Чжоу-цзы, выдвинул понятие «великого предела» (тай цзи) как первоосновы мира. Этому абсолютному «великому пределу» подчиняется мир природы и мир этических отношений как единая система, как две стороны единого целого. Учение Чжоу-цзы восприняли и развивали Чжан Цзай и братья Чэн Хао и Чэн И. Наиболее видным представителем Н. был крупный сунский учёный 12 в. Чжу Си — комментатор, историк, философ-дуалист. Он привёл в систему основные философские представления своих предшественников. Чжу Си считал, что «великий предел» содержит два начала (идеальное бестелесное «ли» и материальное «ци»), признавая «ли» предшествующим всему и возвышающимся над всем, но могущим существовать только с «ци». Виднейшим представителем субъективно-идеалистического направления Н. считают философа конца 15 — начала 16 вв. Ван Ян-мина, который идею Конфуция и Мэн-цзы о врождённости знаний дополнил утверждением о том, что мир является порождением сознания.
Н. поддерживало реакционную концепцию древнего конфуцианства о незыблемости существующих социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, на «благородных мужей» и «мелких людишек». Неоконфуцианцы пересмотрели толкование основного свода конфуцианской канонической литературы — «Пятикнижия» («У цзин»). По предложению Чжу Си новым конфуцианским каноном было провозглашено «Четверокнижие» («Сы шу»).
В конце 13 — начале 14 вв. Н. стало официальной идеологией. Н. сохраняло своё господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 в. Оно оказало большое влияние на философские взгляды в Японии, Корее и Вьетнаме.
Лит. см. при ст. Конфуцианство.
Л. И. Думан.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
неоконфуцианство, -а

Новая философская энциклопедия:

НЕОКОНФУЦИАНСТВОтермин западного происхождения, обозначающий обновленное и преобразованное конфуцианство [КОНФУЦИАНСТВО], в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока. Существует несколько пониманий термина. В самом узком смысле неоконфуцианствоучение философов 11–12 вв., составлявших, согласно официальной «Истории [династии] Сун» («Сун ши», 14 в.), направление дао сюэ, т.е. Чжоу Дуньи [ЧЖОУ ДУНЬИ], Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В более широком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 11–17 вв. (эпохи Сун – Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле неоконфуцианство означает всю совокупность конфуцианских и «конфуцианизированных» учений, созданных в дальневосточном регионе с 11 в. по настоящее время. Автохтонные наименования неоконфуцианства подчеркивают: Сунн сюэ («учение [эпохи] Сун») – время его возникновения; ши сюэ («учение о реальном») – «реалистичность» и «практичность» в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао сюэ («учение [истинного] Пути»)следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной истине – дао-пути; шэн сюэ («учение о совершенной мудрости» или «учение совершенномудрых») – признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространенные китайские обозначения неоконфуцианства – [син мин и] ли сюэ, синь сюэ [СИНЬ СЮЭ] – выделяют его центральные категории: «[индивидуальная] природа» (син), «предопределение» (мин [МИН]),«долг/справедливость» (и [И]),«принцип» (ли),«сердце» (синь).
У истоков неоконфуцианства, развивавшегося в условиях широкой популярности даосизма и буддизма, стояли апологеты конфуцианства – Ван Тун (6–7 вв.), Хань Юй [ХАНЬ ЮЙ]и его ученик Ли Ао (8–9 вв.). Создавать идеологию неоконфуцианства начали «три мастера учения о принципе» – Сунь Фу, Ху Юань (кон. 10–11 в.) и Ши Цзе (11 в.), систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно впервые обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в неоконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов – Чэн [братьев] – Чжу [Си] школа, первоначально оппозиционная официальной идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до нач. 20 в., а в середине 20 в. породившая «новое учение о принципе» (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Основную конкуренцию ей составила Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школа (см. Лу Цзююань [ЛУ ЦЗЮЮАНЬ], Ван Янмин), идейно доминировавшая в 16–17 вв. Соперничество школ Чэн – Чжу и Лу – Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции «учение о принципе» – «учение о сердце», распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих главных направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологическим (см. Сян шу чжи сюэ [СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ]) построениям (Шао Юн [ШАО ЮН], Цай Цзюфэн, 12– 13 вв.; Фан Ичжи [ФАН ИЧЖИ], Ван Фучжи);представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзу-цянь, Чэнь Лян, 12 в.; Ши, 12–13 вв.; Ван Тинсян [ВАН ТИНСЯН];Янь Юань, 17 – нач. 18 в.). В 17–19 вв. господствовавшие учения Чэн – Чжу и Лу – Вана подверглись атакам со стороны «эмпирической» школы, делавшей упор на критическое изучение классических текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого «учением о естестве», или «конкретным учением» (пу сюэ), был Гу Яньу [ГУ ЯНЬУ], а крупнейшим представителем – Дай Чжэнь. Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с Кан Ювэя [КАН ЮВЭЙ], связано с попытками усвоения западных теорий (см. Новое конфуцианство [НОВОЕ КОНФУЦИАНСТВО]).
В отличие от первоначального конфуцианства неоконфуцианство основано прежде всего на текстах Конфуция, Мэн-цзы и их ближайших учеников, а не на протофилософских канонах. Этот новый подход школа Чэн – Чжу воплотила в «Четверокнижии» («Сы шу»), В период складывания неоконфуцианства нормативной формой «Тринадцатиканония» («Ши сань цзин») была охвачена и древняя протофилософская классика. Первое место в нем занял методологический «органон» – «Чжоу и», в котором изложены нумерологические идеи, полностью эксплицированные (в т.ч. средствами графической символики) и развитые в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологическую, космологическую и гносеопсихологическую проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этической интерпретации. Этическая доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных идентификаций человеческой и природных сущностей. Современные неоконфуцианцы (новые конфуцианцы – Моу Цзунсань, Ду Вэймин) определяют такой подход как «моральную метафизику», являющуюся одновременно теологией.
Литература:
1. Хуан Цзунси, Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [эпох] Сун и Юань), т. 1–4. Пекин, 1989;
2. Он же. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин). Пекин, 1990;
3. Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought, v. 1–2. N.Y., 1957–62;
4. Reflections on Things at Hand. The Neoconfucian Anthology, compiled by Chu Hsi and Lu Tsu-ch’ien. N.Y.–L., 1967.
А.И.Кобзев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru