Определение слова «НЕЙРАТ»

Большой энциклопедический словарь:

НЕЙРАТ (Neurath) Константин (1873-1956) — министр иностранных дел Германии в 1932-38, в 1939-42 возглавлял "Протекторат Богемии и Моравии". На Нюрнбергском процессе как один из главных немецко-фашистских военных преступников приговорен к 15 годам тюрьмы; освобожден в 1954.

Советская историческая энциклопедия:

(Neurath), Константин (2.II.1873 — 14.VIII.1956) — один из главных воен. преступников фаш. Германии. С 1908 — на дипломатия. службе. В 1917-18 возглавлял пр-во королевства Вюртемберг; после Ноябрьской революции 1918 — посланник в Копенгагене (1919-22), посол в Риме (1922-30) и Лондоне (1930-32). В 1932-38 — мин. иностр. дел; обеспечивал дипломатич. подготовку агрессивных действий фаш. Германии. В 1938-39 — глава тайного кабинета, Высшего консультативного органа по вопросам внеш. политики. В 1939-42 в качестве гитлеровского "протектора Чехии и Моравии" осуществлял жестокий оккупац. режим в Чехословакии. На Нюрнбергском процессе гл. воен. преступников был в 1946 осужден к 15 годам тюремного заключения; досрочно освобожден в 1954.
=====
Лит.: Фомин В. Т., Агрессия фаш. Германии в Европе. 1933-1939 гг., М., 1963.

Новейший философский словарь:

НЕЙРАТ (Neurath) Отто (1882-1945) — австрийский философ, социолог и экономист. Был одним из организаторов и лидеров Венского кружка. В 1934-1940 жил в Голландии, с 1941 — в Великобритании. Главные сочинения Н. посвящены проблемам политэкономии и социологии. В процессе разработки вопросов философии науки, полемизируя с Кар-напом, Н. утверждал, что критерием истинности т.наз. «протокольных предложений» научного знания, принимаемых учеными по соглашению, является в конечном счете их непротиворечивость другим утверждениям данной науки. Одной из важнейших задач философии науки считал установление единства знаний, полагая, что последнее можно достичь с помощью «унифицированного языка науки», опирающегося на языки физики и математики (точка зрения т.наз. радикального физикализма). Вместе с Карнапом был одним из авторов и главным редактором «Международной энциклопедии унифицированной науки» (1938-1940). Основные работы: «Социология в физикализме» (1931), «Влияние Венского кружка на будущее эмпирической логики» (1935), «Современный человек в производстве» (1939), «Основания социальных наук» (1962) и др.

Новая философская энциклопедия:

НЕЙРАТ (Neurath) Otto (10 декабря 1892, Вена – 22 декабря 1945, Оксфорд, Англия) – австрийский философ, социолог и экономист; видный представитель логического позитивизма [ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ], был одним из организаторов и лидеров Венского кружка [ВЕНСКИЙ КРУЖОК]. Нейрат был убежденным антифашистом и демократом, принимал участие в революционных событиях в 1918–23 в Австрии и Германии. После захвата Австрии гитлеровской Германией переехал в Голландию, а оттуда в 1940 – в Англию, где до конца жизни преподавал в Оксфордском университете. Лекции Нейрата («Das Problem des Lustmaximums», 1912) о концептуальной критике идеи максимального удовольствия по сути предвосхитили развитие аналитической этики в сер. 20 в. В 1915 появилась статья Нейрата, посвященная альтернативным гипотезам, системам гипотез (на примере физической оптики), которая представляла собой интересный анализ исторического развития соперничающих теорий света, их нереализованных возможностей и случайного выживания теорий в науке. В работе «Zur Klassification von Hypothesensystemen» (1916) Нейрат рассмотрел несоответствия различных попыток классифицировать системы гипотез и впервые заявил о том, что одной из задач научной философии является разработка метатеории. Одна из наиболее значительных статей Нейрата, посвященная анализу «Метафизических размышлений» Р.Декарта, содержит простое и ясное описание процесса рационального принятия решений, используемого нами и в теоретической, и в практической жизни, а также предостережение против псевдорационализма, которым так легко обмануться, когда недооценивается неполнота и неточность нашего знания. В статьях Нейрата о физикализме намечен поворот «частного» феноменализма карнаповской реконструкции мира как мира науки и повседневности к «общественному» вещному языку коммуникационной технологии и социальных взаимоотношений.
Заметное влияние на развитие доктрины логического позитивизма оказала дискуссия между Нейратом и Карнапом о природе протокольных предложений – эмпирического базиса науки. Нейрат считал, что протокольные предложения не обладают преимуществами по сравнению с др. видами предложений. Критерием истинности является не абсолютная достоверность протокольных предложений, а в конечном счете непротиворечивость утверждений науки; любое предложение (не противоречащее другим предложениям данной науки), в зависимости от задач исследования, может быть выбрано ученым (по соглашению с др. учеными) в качестве протокольного. При этом вопрос о том, как приходят ученые к указанному соглашению, является их личным делом и не имеет отношения к логике и философии. Работы Нейрата нач. 1930-х гг. (см., напр., «Protokolsaetze», 1932–33) об основаниях знания, отчетах о наблюдениях, протокольных предложениях разрабатывали когерентную теорию истины в ее эпистемологической и социоисторической форме, обосновывали неизбежную ошибочность идеи «протокольных предложений», что стимулировало позднее работы У.Куайна и Т.Куна.
Критика Нейратом первого издания книги К.Поппера «Логика исследования» (Pseudorationalismus der Falsification, 1935) более чем на 25 лет предвосхитила все дискуссии между Лакатосом, Фейерабендом, Грюнбаумом и Куном по проблеме фальсификации, указав на эпистемологические трудности их «парадигм» и «исследовательских программ», а также других способов описания структуры и развития науки.
Считая установление единства знаний важнейшей задачей философии науки, Нейрат вместе с Карнапом стал одним из авторов и главным редактором издания «International Encyclopedia of Unified Science» (1938–40). Одна из основных философских идей Нейрата состояла в обосновании возможности единого унифицированного языка науки, опирающегося на язык физики и математики и способного обеспечить единство научного знания (точка зрения т.н. радикального физикализма). С помощью такого языка можно установить логические связи между науками, выработать общую методологию, проанализировать основные понятия и разработать классификацию наук. Основное внимание Нейрат уделил переводу на такой язык положений психологии и социологии. Предметом психологии, по Нейрату, должно быть изучение поведения отдельных людей, «...которое можно интерсубъективно описать на языке физики» (Le dveloppement du circle de Vienne et l’avenir de l’empirisme logique. P., 1935, p. 6). Рассуждения о психике, о «чужом сознании» и т.п. Нейрат относил к разряду метафизических и ненаучных. Такая концепция привела его в конечном счете к оценке бихевиоризма как единственно возможной формы научной психологии. Главные работы Нейрата принадлежат области политической, экономии и социологии. Социология, по Нейрату, исследует поведение больших или малых человеческих групп (племен, наций, государств, классов и т.д.) и является социал-бихевиористикой. «Физикализованная» социология основана лишь на эмпирических предложениях наблюдения, говорящих, напр., об условиях климата, биологических, географических условиях, о поведении людей и т.д. (см. Foundations of social sciences. Chi., 1954, p. 4). Нейрат призывал отказаться от традиционного деления науки на физические, биологические, социальные (или «духовные»). В пределах унифицированной науки, во-первых, природа и общество должны исследоваться одними и теми же методами, а, во-вторых, для понимания истории общества любые природные факторы являются столь же важными, как и факторы общественной жизни. Поэтому, ставя перед социологией задачу установления законов и формулирования предвидений, он был вынужден подчеркивать ограниченность предсказуемости будущих общественных явлений ввиду трудности учета всех факторов, воздействующих на них. Нейрат критиковал традиционное понятие причинности (в основном в социальных науках), считая, что объяснение социальных явлений должно быть вероятностным. Он считал себя марксистом и пытался представить марксизм как «подлинную эмпирическую социологию» (см. Erkenntnis, Bd. 2. Lpz., 1932. S. 422), сходную с его «физикалистской» социологией.
Нейрат проявлял удивительную активность в различных областях социальной жизни: в 1914–18 он был директором Музея военной экономики в Лейпциге, в 1919–24 – одним из организаторов Музея градостроения и домашнего хозяйства в Вене, а в 1924–34 – организатором и директором Социально-экономического Музея в Вене, в 1933 он организовал Международный фонд визуального образования в Paare, а в 1934–40 – Международное объединение по развитию науки.
Сочинения:
1. Anti-Spengler. Mnch., 1921;
2. Empirische Sociologie. W., 1931;
3. Le dveloppement du Cercle de Vienne et l’avenir de l’empirisme logique. P., 1935;
4. Modem Man in the Making. N.Y.–L., 1939;
5. International Encyclopedia of Unified Science, Ed. in chief О.Neurath, associate ed. Rudolf Carnap, Charles W.Morris. Chi., 1938;
6. Empiricism and Sociology. Dordrecht–Boston, 1973;
7. Philosophical Papers: 1913–1946, Dordrecht–Boston–Lancaster, 1983 (имеется библиография работ Нейрата);
8. Economic Writings. Dordrecht–Boston, 1983;
9. The Correspondance of О.Neurath and R.Carnap. Dordrecht–Boston, 1984.
Литература:
1.  Kraft V. Der Wiener Kreis. W., 1950;
2. Logical positivism, ed. by A.J.Ayer. Glencoe (Ill.), 1960.
О.А.Назарова

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Вильгельм Neurath) — экономист; род. в 1840 г.; читает политическую экономию в высшей венской агрономической школе. Главные его труды: монографии об Адаме Смите, Тюрго и Кенэ, "Socialphilosophische und Volkswirthschaftliche Essays" (B., 1880), "Eigenthum u. Gerechtigkeit" (B., 1884), "Das Sittliche in der Volkswirthschaft" (B., 1887), "Moral u. Politik" (B., 1891), "Grundzge d. Volkswirthschaft" (В. и Лейпциг, 1885), "Elemente d. Volkswirthschaft" (B., 1887; 2 изд., B. и Лейпциг, 1892), "System der socialen u. politischen Oekonomie" (1 вып., там же, 1889).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru