Определение слова «МОРРИС»

Большой энциклопедический словарь:

МОРРИС (Morris) Уильям (1834-96) — английский художник, писатель, теоретик искусства. С 1860-х гг. выступал с социальной критикой, видел в искусстве средство преобразования общества. Литературное творчество Морриса отмечено романтической стилизацией (поэма "Земной рай", 1868-70). С 1880-х гг. участник английского рабочего движения. Социалистические взгляды выразил в социально-утопическом романе "Вести ниоткуда, или Эпоха счастья" (1891).
МОРРИС (Morris) Чарлз Уильям (р. 1901) — американский философ, сочетал принципы прагматизма с идеями логического позитивизма. Сформулировал основные понятия и принципы семиотики.

Большая советская энциклопедия:

I
Моррис (Morris)
Лесли (10.10.1904, Уэстон-сьюпер-Мэр, Великобритания, — 13.11.1964, Торонто, Канада), деятель рабочего движения Канады. С 12 лет работал подручным кузнеца. В 15-летнем возрасте впервые участвовал в забастовке железнодорожников. В 1920 переехал в Канаду. С декабря 1921 член Коммунистической партии Канады (КПК). В 1924—25 первый национальный секретарь канад. комсомола. Делегат 7-го конгресса Коминтерна (1935). Неоднократно подвергался арестам за революционную деятельность. В 1956—57 вёл активную борьбу против ревизионистов и ликвидаторов, пытавшихся развалить КПК. С января 1962 генеральный секретарь КПК.
II
Моррис (Morris)
Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, — 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском университете (1853—56). С 1856 работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857—62 обратился к живописи. В 1861—62 организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды М. формировались под влиянием учения Т. Карлейля (См. Карлейль), лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов (См. Прерафаэлиты). Начиная с 1860-х гг. он выступал с романтической критикой буржуазной действительности, видя в искусстве главное средство ее преобразования и ставя своей целью эстетическое воспитание масс. Сотрудничая с Ф. М. Брауном, Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, М. стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности эстетических возможностей машинного производства при социализме), возродить вытесненные капиталистической индустрией народного ремёсла и т. о. решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле М. закладывал основы художественного конструирования (См. Художественное конструирование), выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских М., оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль «Модерн». Деятельность мастерских во многом способствовала возрождению англ. декоративно-прикладного искусства; однако на практике, сводясь к новому оформлению буржуазного быта, она входила в неизбежное противоречие с эстетической программой М. В 1877 М. основал Общество защиты старинных зданий, в 1890—91 — Келмскоттское издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул (См. Инкунабулы) [иллюстрированные М. в духе английских готических миниатюр «История сверкающей долины» (совместно с У. Крейном; см. илл.) и «Сочинения Джеффри Чосера» (совместно с Э. Берн-Джонс, 1896]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное творчество М. (поэмы «Защита Гиневры», 1858, и «Земной рай», 1868—70). С 1880-х гг. М. играл крупную роль в английском рабочем движении. С января 1883 член Демократической (с начала 1884 Социал-демократической) федерации. После её раскола — один из основателей (1884) Социалистической лиги, издатель и редактор (1884—90) её органа «Коммонуэл» («Commonweal»). Вышел из лиги после прихода к руководству в ней анархистов. М. изучал труды К. Маркса, но не понял сущности его учения, оставаясь, по характеристике Ф. Энгельса, «...социалистом эмоциональной окраски...» (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 409), Свои социалистические взгляды М. выразил во многих статьях, революционных стихах, исторические повести «Сон про Джона Болла» (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопическом романе «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891; рус. пер. — М., 1906), рисующем будущее счастливое общество.
Соч.: Искусство и жизнь, [пер. с англ., предисловие А. А. Аникста], М., 1973; Collected works, v. 1—24, L. — N. Y., 1910—15; Selections, М., 1959.
Лит.: Мортон А. Л., Английская утопия, [пер. с англ.], М., 1956, с. 191—212; Гольдзамт Э., Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры, [пер. с польск.], М., 1973; Amot R. P., W. Morris, L., 1964; Henderson Ph., William Morris. His life, work and friends, L., 1967; Meier P., La pense utopique de William Morris, P., 1972.
Г. И. Володина.

У. Моррис и У. Крейн. Илл. к «Истории сверкающей долины». Гравюра на дереве. Лондон. 1894.

Мастерская У. Морриса. Ковёр. 2-я половина 19 в. Собрание Э. Скотт-Снелла.
III
Моррис (Morris)
Чарлз Уильям (р. 23.5.1901, Денвер, Колорадо), американский философ-идеалист. Профессор Чикагского (1931—47) и Флоридского университетов. Философские взгляды М. представляют собой сочетание Прагматизма (в духе Дж. Мида) с идеями логического позитивизма (См. Логический позитивизм). Развивая социально-психологические аспекты концепции Ч. Пирса, М. разработал на основе принципов Бихевиоризма теорию, согласно которой поведение человека определяется через реакции на знаки, а значение знаков — через функционирование в качестве организаторов поведения человека. В рамках этой теории М. попытался дать классификацию различных сфер человеческой деятельности с точки зрения характерного для каждой из них типа рассуждений. Сформулировал основные понятия и принципы семиотики (См. Семиотика). По своим социальным взглядам М. — приверженец буржуазной демократии и «американского образа жизни».
Соч.: Six theories of mind, Chi., 1932; Logical positivism, pragmatism and scientific empiricism, P., 1937; Foundations of the theory of sings, Chi., 1938; Paths of life, preface to aworld religion, 2 ed., N. Y., 1956; The open self, N. Y., [1948]; Signs, languge and behavior, 2 ed., N. Y., 1955; Varieties of human value, Chi., [1956].
И. С. Добронравов.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Morris), Лесли (10.X.1904 — 13.XI.1964) — деятель рабочего движения Канады. Родился в Англии в семье рабочего. В 1920 переехал в Канаду, вскоре стал одним из руководителей Лиги молодых рабочих Америки. В 1921 вступил в Коммунистич. партию Канады. В 1923-24 — первый нац. секретарь канад. комсомола. В 1929 в составе революц. крыла компартии участвовал в разгроме правой группировки, проповедовавшей теорию "американской исключительности". В 1933 за революц. работу заключен в тюрьму на 11 месяцев. В 1935 — делегат компартии Канады на VII конгрессе Коминтерна. В 1950-54 руководил агитационно-пропагандистской работой канад. коммунистов. В 1952 — пред. комитета по подготовке новой программы партии "Путь Канады к социализму". В 1954-57 — нац. организатор партии. В 1957 вместе с Т. Баком и У. Каштаном возглавил борьбу против образовавшейся в партии в конце 1956 группы ревизионистов и ликвидаторов. С янв. 1962 — ген. секретарь компартии.
=====
Соч.: Peace is in your hands, (Toronto), 1949; Toward Communism, Toronto, 1959; Challenge of the 60 s., Toronto, 1964; в рус. пер. — Компартия Канады и национальные интересы страны, "ПМиС", 1962, No 6; Коммунисты и национальный вопрос, там же, 1964, No 9.
2.
(Morris), Уильям (24.III.1834 — 3.X.1896) — деятель англ. социалистич. движения, писатель, художник. Учился в Оксфордском ун-те (1852-1853), был учеником архитектора (1856-58), затем посвятил себя лит-ре и декоративному иск-ву. Написал ряд романтич. поэм ("Земной рай" — "The earthly paradise", 1868-70, и др.).
=====
С 80-х гг. М. играл крупную роль в англ. рабочем движении. С янв. 1883 он — член Демократич. (с нач. 1884 — Социал-демократической) федерации. После раскола последней в дек. 1884 М. — один из основателей Социалистич. лиги, издатель и редактор (1884-90) ее органа "Commonweal". M. вышел из Лиги в связи с тем, что в руководстве ее возобладали анархисты. М. стал социалистом, считая, что только при социалистич. строе возможна достойная человека жизнь в условиях свободы и красоты. Свои социалистич. взгляды М. выразил в книгах "Сон про Джона Болла" (1888; рус. пер., М., 1911) и "Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия" (1891; рус. пер., СПБ, 1906, новейший пер., М., 1962), а также в ряде статей и брошюр.
=====
Соч.: Hopes and fears for art, L., 1882; Signs of change, L., 1888; Collected works, v. 1-24, L.-N. Y., 1910-15; Selections. M., 1959.
=====
Лит.: Mackail J. W., The life of W. Morris, L., (1950); Glasier J. В., W. Morris and the early days of the socialist movement, L., 1921; Thompson E. P., W. Morris. Romantic to revolutionary, L., 1955; Arnot R. P., W. Morris, L., 1964.

Новейший философский словарь:

МОРРИС (Morris) Чарльз (1901-1979) — американский философ. Доктор философии (Чикагский университет, 1925). Основные сочинения: «Шесть теорий разума» (1932), «Логический позитивизм, прагматизм и научный эмпиризм. Сборник статей» (1937), «Основы теории знаков» (1938), «Пути жизни» (1942), «Знаки, язык и поведение» (1946), «Открытое Я» (1948), «Разнообразие человеческих ценностей» (1958), «Обозначение и смысл. Изучение отношений знаков и ценностей» (1964) и др. М. утверждал, что разнообразные знаковые системы выступают существенно значимыми основаниями любых цивилизаций людей. Вне контекста реконструкции той роли, которую исполняют совокупности знаков в общественной жизни, по М., немыслимо какое-либо адекватное постижение сути человеческого разума как такового. Традиционные, по классификации М., подходы к трактовке разума — теории: разума как субстанции (Платон, Аристотель, Декарт и др.); разума как процесса (Гегель, Брэдли и др.); разума как отношения (Юм, Мах, Рассел и др.); разума как прагматической функции (Шопенгауэр, Ницше, большинство представителей школы прагматизма и др.); разума как интенционального акта (Брентано, Мур, Гуссерль и др.) — М. предлагал дополнить знаковой концепцией. Исходя из предположения о том, что унификация результатов одной из ипостасей человеческого мышления — научного знания — осуществляется в границах процесса, именуемого М. «семи-озисом», предложил принципиально нетрадиционное истолкование реального содержания и эвристического потенциала семиотики как специфической научной дисциплины. В проблемное поле семиотики М. предложил включить: те предметы и явления (посредники), которые функционируют как знаки, или «знаковые проводники»; те предметы и явления, к которым знаки относятся, или «десигнаты»; воздействие, оказываемое знаком на истолкователя (интерпретатора), вследствие которого обозначаемая вещь становится неотъемлемо сопряженной с этим знаком (суть самим этим знаком) для последнего; самого интерпретатора (истолкователя) как такового. В абстрактной форме М. определил это взаимодействие следующим образом: «знаковый проводник» есть для толкуемого истолкователем «определенный Знак» в той мере и степени, в какой толкуемое истолкователем обозначает (интерпретирует, осознает) десигнат вследствие присутствия знакового проводника. Семиозис предстает у М. процедурой «осознания-посредством-чего-то». Исследуя в каждом отдельном случае диадические репертуары взаимозависимости и взаимодействия трех элементов триады (»знаковый проводник», «десигнат» и «толкователь»), семиотика выступает, таким образом, в трех своих ракурсах: как синтаксис (изучающий отношения знаков между собой); как семантика (изучающая отношения знаков с обозначаемыми ими предметами и явлениями); как прагматика (изучающая отношения знаков и их интерпретаторов). По М., интерпретатор знака — это определенный организм, интерпретируемое им — одеяния того органического существа, которые (при помощи знаковых проводников) исполняют роль отсутствующих предметов в тех проблематических ситуациях, в которых эти предметы якобы присутствуют. Указанный «организм» таким путем обретает способность постигать интересующие его характеристики отсутствующих предметов и явлений, а также ненаблюдаемые параметры наличных объектов. В целостном семиотическом «развороте» язык, согласно концепции М., предстает интерсубъективной коллекцией знаковых проводников, использование которых обусловлено сопряженным набором фиксированных процедур синтаксиса, семантики и прагматики. В духе современной ему интеллектуальной моды М. предложил содержательную интерпретацию категории «знак» в стилистике объяснительной парадигмы дисциплин, изучающих поведение людей: «Если некоторое А направляет поведение к определенной цели посредством способа, схожего с тем, как это делает некоторое В, как если бы В было наблюдаемым, тогда А — это знак». Обнаружив пять главных видов знаков (знаки-идентификаторы — вопрос «где», знаки-десигна-торы — вопрос «что такое», прескриптивные знакивопрос «как», оценочные знакивопрос «почему», знаки систематизации — формирующие отношения толкователя с иными знаками), М. сформулировал подходы к пониманию категории «дискурс», а также посредством комбинирования разнообразных способов использования и обозначения самих знаков выявил 16 типов дискурса (научный, мифический, технологический, логико-математический, фантастический, поэтический, политический, теоретический, легальный, моральный, религиозный, грамматический, космологический, критический, пропагандистский, метафизический), объемлющих в своей совокупности проблемное поле семиотики в целом как научной дисциплины, изучающей язык. Установки семиотики, по убеждению М., не метафизичны и релятивны, они формируют упорядоченное пространство в безграничной совокупности конкретных дискурсивных форм. Постижение культурного потенциала в модусе универсалий культуры осуществимо, с точки зрения М., для личности тем успешнее, чем в большей степени данная личность ориентирована на реконструкцию именно знакового ресурса культуры, именно знаковых феноменов в парадигме семиотических подходов. Только обладая внутренней готовностью к адекватному истолкованию обрушиваемых обществом на человека массивов знаково организованной информации, только располагая иммунитетом против знаков, ориентированных на манипулирование людьми, личность, по мнению М., может претендовать на сколько-нибудь эффективное сохранение собственного автономного «я».

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru