Определение слова «мелодрама»

Толковый словарь Ушакова:

МЕЛОДРА́МА, мелодрамы, ·жен. (от ·греч. melos — песнь и drama — действие) (·книж. ).
1. Драма, соединенная с пением и музыкой (·устар. ).
2. Драматическое произведение с преобладанием в сюжете внешне ужасного и чувствительного (лит.).
3. перен. Выражение чувств, вызывающее раздражение или смех своей неестественностью, приподнятостью (·неод. ).

Большая советская энциклопедия:

Мелодрама
(от Мело... и Драма
1) жанр драматургии; пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возник в конце 90-х гг. 18 в. во Франции, достигнув наибольшего расцвета в 30—40-е гг. 19 в. Лучшие образцы М. (пьесы Ж. М. Монвеля, Э. Сувестра, Ф. Пиа и др.) несли протест против социальной несправедливости, религиозного фанатизма, показывали нищету и бесправие народа. Но постепенно М. утратила демократическую, гуманистическую направленность, уступив место внешней занимательности и слащавой сентиментальности.
В России М. появилась с конца 20-х гг. 19 в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь резко критиковали произведения этого жанра за отрыв от насущных интересов русского общества, неправдоподобие характеров и положений. В советском театре и драматургии интерес к М. возник в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. М. Горький и А. В. Луначарский выступали в защиту М., по существу приравнивая её к социальной драме романтического стиля. Отдельные элементы М. характерны для творчества некоторых современных драматургов (А. Н. Арбузов, А. Д. Салынский и др.).
2) Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, перемежающей их или звучащей одновременно с ними. Один из ранних образцов такой М. — лирическая сцена «Пигмалион» Ж. Ж. Руссо (1762). Ряд М. был написан чешским композитором 18 в. И. Бендой. Русскому композитору Е. И. Фомину принадлежит М. «Орфей» (1792).
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Глумов А. Н., Несколько значений термина «мелодрама», в его кн.: Музыка в русском драматическом театре, М., 1955.

Толковый словарь Даля:

мелодрама
См. мелодия

Большой словарь иностранных слов:

Мелодрамы, ж. [от греч. melos drama – действие] (книжн.). 1. Драма, соединенная с пением и музыкой (устар.). 2. Драматическое произведение с преобладанием в сюжете внешне ужасного и чувствительного (лит.). 3. перен. Выражение чувств, вызывающее раздражение или смех своей неестественностью, приподнятостью (неодобрит.).

Толковый словарь Кузнецова:

мелодрама
МЕЛОДРАМА -ы; ж. [от греч. melos — напев, песня и drama — действие, сценическое представление]
1. Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой. Поставить мелодраму на сцене. Играть в мелодраме.
2. Драматургический жанр, произведения которого насыщены преувеличенными драматическими эффектами и имеют отчётливо выраженный морально-поучительный характер, а герои отличаются излишней эмоциональностью, сентиментальностью и резко противопоставляются друг другу по своему доброму и злому началу в; произведения этого жанра. Любить или не любить мелодраму.
3. О выражении чувств, переживаний, отличающемся преувеличенным, неестественным трагизмом. Разыгрывать мелодраму перед мужем. Очередная м. в лаборатории.
Мелодрамный, -ая, -ое. М. сюжет. М-ая пьеса. М-ые страсти. Мелодраматичный; Мелодраматический (см.).

Малый академический словарь:

мелодрама
-ы, ж.
1. устар.
Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой.
2.
Драматический жанр, отличающийся преувеличенной эмоциональностью и напряженностью действия, резким противопоставлением добра и зла, внешними эффектами, а также произведения этого жанра.
Приехала драматическая труппа, которая ставит вперемежку мелодрамы, малорусские комедии. Куприн, Свадьба.
3.
О выражении чувств, переживаний, отличающемся преувеличенным, неестественным трагизмом.
[Кручинина:] Я ищу своего сына: мне запретить никто не может. [Муров:] Вот что! Я еще раз предлагаю вам бросить всю эту мелодраму. А. Островский, Без вины виноватые.
Зачем вы меня сюда привезли? — продолжал доктор ---. — Если вы с жиру женитесь, с жиру беситесь и разыгрываете мелодрамы, то при чем тут я? Чехов, Враги.
[От греч. — пение и — действие, сценическое представление]

Музыкальная энциклопедия:

(от греч. melos — песнь, мелодия и drama — действие, драма) — особый муз.-театр. жанр, возникший и получивший распространение в 18 в. в европ. странах. В М. монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, к-рая перемежается с декламацией, а иногда исполняется одновременно с произнесением текста. Возникновение М. было продиктовано эстетич. принципами эпохи Просвещения: стремление к естественной выразительности музыки в тесной связи с развитием драм. мысли. Ранний образец М. создал Ж. Ж. Руссо в лирич. сценах "Пигмалион" (1762, сюжет заимствован из "Метаморфоз" Овидия). Его целью было соединение декламации, пантомимы и инстр. музыки, чутко следующей за развитием психологич. драмы. Руссо отказался от возвышенной декламации старого франц. оперного иск-ва, он стремился к освобождению музыки от оперных условностей и требовал её соответствия каждому душевному движению персонажей. Для этого было ограничено число действующих лиц, и всё внимание сосредоточено на чувствах скульптора, оживляющего статую девушки, и на самом процессе постепенного оживления мёртвой материи силой искусства. Руссо, видимо, лишь наметил характер музыки (сохранились отрывки её); исполнялся "Пигмалион" с музыкой О. Куанье (1770, Лион; впоследствии музыку писали и др. композиторы). Идея М., выдвинутая Руссо, привлекла внимание музыкантов и за пределами Франции. Высокое признание получили М. чешского комп. Й. Бенды "Ариадна на Наксосе" (1774) и "Медея" (1775). Произв. в этом жанре были созданы К. Г. Нефе ("Софонисба", 1782) и др. В России к М. обратился драматург Я. Б. Княжнин. М. "Орфей" на его текст впервые исполнена с музыкой Ф. Торелли (1781), но стала популярной после того, как Е. И. Фоминым была написана новая музыка (исп. в 1792, Петербург). "Орфей" Княжнина и Фомина — один из ярких образцов этого жанра, отличающийся глубокой драм. выразительностью музыки, симф. напряжённостью её развития. В произв. введён хор, завершает его драм. балетная сцена (танец фурий). М. постепенно утрачивает самостоят. значение. Принципы её широко проникают как выразит. средство в оперу, сценич. музыку. В процессе симфонизации оперы, характерном для 19 в., приёмы М. утрачивают своё значение внутри оперного произв., сохраняясь, однако, в музыке к драм. спектаклям ("Манфред" Шумана, "Арлезианка" Бизе, "Пер Гюнт" Грига, "Король Лир" Балакирева и др.). См. также ст. Мелодекламация.
Литература: Глумов A., Историческое развитие мелодрамы, "СМ", 1935, No 1; его же, Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 350-61; Istеl E., J. J. Rousseau als Komponist seiner lyrischen Szene "Pygmalion", Lpz., 1902; его же, Die Entstehung des deutschen Melodramas, В., 1906; Veen J. van der, Le mйlodrame musical de Rousseau au romantisme, La Haye, 1955.
T. H. Соловьёва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мелодрама, -ы

Толковый словарь Ожегова:

МЕЛОДРАМА, ы, ж.
1. Драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью [первонач. драма с музыкой и пением].
2. перен. Событие, поведение, окрашенное преувеличенным драматизмом (неодобр.).
| прил. мелодраматический, ая, ое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

мелодрама
Через нов.-в.-н. Меlоdrаmа или франц. mlodrame из греч. и .

Грамматический словарь Зализняка:

Мелодрама, мелодрамы, мелодрамы, мелодрам, мелодраме, мелодрамам, мелодраму, мелодрамы, мелодрамой, мелодрамою, мелодрамами, мелодраме, мелодрамах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Чтение текста с сопровождением музыки, с целью усилить впечатление. Идею М. приписывают Ж.-Ж. Руссо. М. встречается эпизодически не только в драмах, но и в операх ("Фрейшютц" Вебера, сцена в Волчьей долине; отдельные сцены в "Прециозе" Вебера), а также в музыке к "Эгмонту" — Бетховена, к "Струэнзе" — Мейербера. Одно время в Петербурге пользовалась успехом в концертах мелодекламация, т. е. чтение стихов под аккомпанемент фортепиано. Пропагандистом ее был Г. А. Лишин (см.). Монодрамой называется чтение текста одним лицом под аккомпанемент музыки, дуодрамой — двумя лицами.
К концу XVIII столетия слово М. начинает употребляться в ином значении, получившем наибольшее распространение; так называется театральное представление для народа, трагического содержания, с примесью грубого комизма, сопровождаемое танцами и музыкой. Музыка предшествовала выходу действующих лиц и возвещала наступление чувствительных мест. Мало-помалу создался особый род сценических произведений, из которых музыка исчезла, но преобладающим элементом осталось внешне страшное или ужасное, рассчитанное на слезливую сентиментальность. В М. главной целью автора являются эффекты, которым приносится в жертву всякое правдоподобие. Предтечей М. был Вольтер, который находил, что в драме должны найти себе место "великие выражения страстей, все могущественные картины человеческих несчастий, все ужасные черты, проникающие до глубины души", способные "разрывать сердце". Пьесы Вольтера были, по замечанию Франциска Сарсе, посредствующим звеном между М. и лжеклассической трагедией. Не остался без влияния на французский театр слезливый и "страшный" Коцебу. Наиболее характерными представителями М. были Пиксерекур (Pixrcourt), Кенье (Caigniez) и Кювелье де Три (Cuvelier de Trye), прозванные в насмешку Корнелем, Расином и Кребильоном М. Успех мелодрам Пиксерекура был громадный. Его произведения выдавались над другими со стороны драматических эффектов, движения, патетических положений и контрастов. Его диалоги действовали могущественно на толпу. В течение более 20 лет "Виктор, или Дитя леса" (1798) привлекал публику. Кенье, не столь неистовый, с менее напыщенным слогом, был для Пиксерекура опасным соперником своими пьесами "Суд Соломона" (1802) и "Сорока-воровка" (1815). Кювелье де Три слабее своих соперников, но столь же плодовит. В М. "30 лет, или Жизнь игрока" (1827) Дино и Дюканж приблизились к естественным сценическим условиям; эта пьеса была сигналом поворота к бульварной драме и возвращения к требованиям если не художественности, то правдоподобия. В России переводная французская М. и переделки ее царили на сцене во второй четверти XIX в. Пьесы эти, при блестящем исполнении (Каратыгин, Брянский, Щепкин, Сосницкий и др.), очень нравились массе, потому что были понятны без усилий и занимательны, не возбуждая горького чувства. Из весьма немногочисленных оригинальных русских М. выдаются произведения Кукольника и драма в стихах К. П. Бахтурина "15 лет разлуки" (1835). Переворот, произведенный в русском театре Островским, изгнал переводную французскую М., но на месте ее появились в 60-х гг. своеобразные пьесы, которые модно назвать бытовой русской М. Таковы пьесы Штеллера ("Ошибка молодости", 1870) и в особенности Дьяченко (см.). Обладая недюжинным знанием сцены, эти писатели весьма ловко облекали незамысловатую обличительную тенденцию и прописную мораль в форму бытовых явлений, а ходульность и фальшь положений прикрывали эффектностью и сценичностью действия. Успеху этих пьес немало содействовала блестящая игра В. В. Самойлова, охотно тратившего свое дарование на воспроизведение лиц дьяченковского репертуара.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru