Определение слова «Манфред»

Большая советская энциклопедия:

Манфред
Альберт Захарович [родился 15(28).8.1906, Петербург], советский историк, профессор (1933), доктор исторических наук (1952), почётный доктор Клермон-Ферранского университета во Франции (1967). Окончив аспирантуру института истории РАНИОН (Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук) в 1930, преподавал в высших учебных заведениях Ярославля, Иванова, Москвы. С 1945 старший научный сотрудник, в 1966—68 заведующий сектором новой истории западноевропейских стран института истории АН СССР, с 1968 заведующий сектором истории Франции института всеобщей истории АН СССР. Основные работы М. посвящены главным образом новой истории Франции (Великой французской революции, наполеоновской Франции, Парижской Коммуне 1871 и др.). М. — автор статей о внешней политике современной Франции, по истории советско-французских отношений; главный редактор «Французского ежегодника» (с 1962); вице-президент (с 1966), затем президент (с 1972) общества «СССР — Франция»; член бюро Национального комитета историков СССР (с 1968); член Национального комитета по изучению эпохи Наполеона (в Италии; с 1969); вице-президент международной комиссии по истории Великой французской революции (с 1970).
Соч.: Внешняя политика Франции 1871—1891 гг., М., 1952; Великая французская буржуазная революция, 2 изд., М., 1956; Очерки истории Франции XVIII — XX вв., М., 1961; Марат, М., 1962; Традиции дружбы и сотрудничества, М., 1967; Наполеон Бонапарт, М., 1971.

Энциклопедия литературных героев:

МАНФРЕД (англ. Manfred) — герой драматической поэмы Д.Г.Байрона «Манфред» (1817). М. нередко называют романтическим Фаустом, имея в виду признание И.-В.Гете, писавшего о Байроне вскоре после выхода в свет «Манфреда»: «Этот своеобразный талантливый поэт воспринял моего «Фауста» и, в состоянии ипохондрии, извлек из него особенную пищу. Он использовал мотивы моей трагедии, отвечающие его целям, необычайно преобразив каждый из них; и именно поэтому я не могу достаточно надивиться его таланту». Правда, Байрон в ответ на это заявлял, что к моменту написания «Манфреда» он совершенно не был знаком с «Фаустом» Марло, а «Фауста» Гете знал только по пересказу, так как не владел немецким языком. Тем не менее первая сцена «Манфреда» зеркально отражает первую сцену «Фауста»: замок М. в Бернских Альпах, готическая галерея, полночь. М. один, он «ранен истиной суровой, что Древо Знания — не Древо Жизни».
М.- титанический дух, осознавший бесплодность не только добра, зла, знания, но и жизни. На утре юных дней он мечтал быть просветителем народов, затем стал чужд людям, презирал их и, дабы противопоставить себя им, овладел тайной бессмертия. Но это не сделало его счастливым, ибо он погубил ту единственную, которую любил, и не в силах воскресить ее. Он просит у духов «забвения того, что в сердце». Но духи бессильны. Ман-фред осужден на одиночество и вечное томление. Он приговорен к жизни.
М.- высшее воплощение субъективизма в романтической литературе, портрет внутреннего человека, и прежде всего самого Байрона. К нему применимо замечание Н.Я.Берковско-го о том, что «персонаж является у романтиков лирическим стихотворением, как бы читающим самое себя». Мотив горестной любви М. к Астарте отражает автобиографическую коллизию: взаимоотношения Байрона с Августой Ли. Призрак Астарты предвещает М. скорую смерть. Аббат пытается спасти душу М., но тот отвергает и божий, и людской суд. Он склонен к самоосуждению и свою единственную вину видит в том, что отказался быть рабом. Духи являются за душою М., но он не признает их власти над собой и умирает со словами: «Сам себя сгубил, и сам я хочу карать!» На близость героев Байрона и Гете указывал также В.Г.Белинский: «Байронов «Манфред» и Гетев «Фауст» — лирические драмы, <...> поэтические апофеозы распавшейся натуры внутреннего человека, через рефлексию стремящегося к утраченной полноте жизни. Вопросы субъективного, созерцательного духа, вопросы о тайнах бытия и вечности, о судьбах личного человека и его отношениях к самому себе и общему составляют сущность обоих этих великих произведений».
На тему «Манфреда» создали свои произведения композиторы Р.Шуман (1850) и П.И.Чайковский(1898).
Лит.: Ромм А.С. Джордж Ноэл Гордон Байрон, 1788-1827. Л.; М., 1961; Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974; Великий романтик Байрон и мировая литература. М., 1991.
Е.Г.Хайченко

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Король Сицилии, род. в 1231 г., сын императора Фридриха II и графини Бианки фон Лапциа. Фридрих признал его своим законным сыном только в предсмертные минуты и оставил ему княжество тарентское и управление государством до прибытия его сводного брата, Конрада IV. После смерти Конрада (1254) M. был избран регентом государства. Так как папа Иннокентий IV отказывался признать за Гогенштауфеном право на наследство, М. бежал к сарацинам в Люцеру. Во главе их он победил папские войска и, покорив Капую, Неаполь, Аверзу и Бриндизи, переправился в Сицилию. На основании ложного слуха о смерти Конрадина он возложил на себя королевскую корону (1258), но как только явились посланные от Конрадина, он признал его права на наследство. Живя в Палермо, М. покровительствовал поэтам и ученым. Не смущаясь проклятием папы, он помогал изгнанным флорентийским гибеллинам, которые, при его содействии, одержали победу при Монтаперто (1260); таким образом он приобрел власть над Флоренцией и почти всей Тосканой. Выдав (1262) дочь свою от первого брака, Констанцу, за Петра Арагонского, он обеспечил себе защиту на З; женившись же во второй раз на Елене, сестре греческого имп. Феофила, он показал, что на В будет следовать политике норманно-гогенштауфенской. Усиление власти М. возбудило неудовольствие приверженцев Конрадина в Германии и заставило папу Урбана IV заключить договор с Карлом Анжуйским, который в 1266 г. вторгся в южную Италию. В битве, происшедшей при Беневенте (26 февр. 1266 г.), немцы были разбиты; М. искал смерти и нашел ее. Его вдова и дети были захвачены и выданы Карлу Анжуйскому; его три сына всю жизнь свою провели в тюрьме; дочь его Беатриса после 18-летнего заключения была выпущена из тюрьмы в обмен на Карла II, сына Карла I.
Ср. Cesare, "Storia di Manfredi" (Неап., 1837); Munch, "Knig M." (Штуттг., 1840); Riccio, "Alcuni studii storici intorno a Manfredi e Corradino" (Hean., 1850); Schirrmacher, "Die letzten Hohenstaufen" (т. IV, 5 изд., Лпц., 1878); Capasso, "Historia diplomatica regni Siciliae" (Неап., 1874).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru