Определение слова «Кама»

Словарь географических названий:

Кама
(вероятно, от удмуртского кема – "долгий"), крупнейший левый приток Волги. В басс. реки полностью или частично расположены Пермская, Кировская, Свердловская и Челябинская области, республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртия. Длина 1805 км, пл. басс. 507 тыс. км. Берёт начало на Верхнекамской возв. Почти от истоков до устья р. Пильва течёт в низких болотистых берегах, далее широкая (от 200 до 800 м) многоводная река с низм. заболоченным левым берегом и высоким правым. На К. плотины и ГЭС: Камская (у Перми), Воткинская (у Воткинска), Нижнекамская (у Набережных Челнов) образуют соответственно Камское, Воткинское и Нижнекамское вдхр. Ниже впадения р. Белая русло расширяется от подпора вод Волжской ГЭС. Питание преим. снеговое, весеннее половодье. сред. расход воды у Перми 1700 м/с, у Чистополя 4100 м/с. Годовой сток ок. 130 км. Вскрывается в низовьях в середине апреля, в верховьях – в конце апреля; замерзает соответственно в начале декабря и середине ноября. Главные притоки: справаИньва, Обва, Иж, Вятка; слеваВишера, Яйва, Косьва, Чусовая, Белая. К. судоходна до пос. Керчевского, в высокую воду до устья р. Порыш (1535 км). Главные пристани: Соликамск, Березники, Пермь, Краснокамск, Сарапул, Камбарка, Елабуга, Чистополь. Из Перми начинаются регулярные пассажирские линии до Астрахани, Ниж. Новгорода, Москвы.

География. Современная энциклопедия:

Кама
Левый приток Волги (Пермская обл., Удмуртия и Татария ). Дл. 1805 км, пл. бас. 522 тыс. км. Берёт начало на Верхнекамской возвышенности. От истоков до устья р. Пильвы течёт в низких, болотистых берегах. От устья Пильвы многоводная река, шир. от 200 до 800 м. Левый берег низменный, заболоченный, правый – высокий. Ниже впадения р. Белой русло расширяется от подпора воды Волжской ГЭС. Ср. расход воды 3500 м/с. Питание преимущественно снеговое, хорошо выражено весеннее половодье. Гл. притоки: Иньва, Обва, Иж, Вятка (справа ); Вишера, Айва, Косьва, Чусовая, Белая (слева ). Ледостав с ноября до апреля. Сток Камы зарегулирован Камским, Воткинским и Нижнекамским гидроузлами. Кама судоходна до пос. Керчевского, в половодье – до устья р. Порыш (1535 км. ). Гл. пристани: Соликамск, Березники, Пермь, Краснокамск, Сарапул, Камбарка, Елабуга, Набережные Челны. Берега Камы и её вдхр. живописны и привлекают многочисленных туристов. На ряде участков река загрязнена, особенно у Соликамска, Березников, Перми.

Река Кама

Кулинарный словарь:

Эстонское национальное комбинированное толокно, смесь муки из предварительно обжаренного зерна ржи, овса, ячменя, гороха, бобов, взятых в равных долях. Это один из древнейших продуктов народов Прибалтики, оставшийся от времен неолита и периода безогневой кухни. Современная кама выпускается пищевой промышленностью Эстонии. Традиционное применение камыпростое механическое смешивание ее со свежим молоком, простоквашей или сливками и превращение в жиденькую кашицу или в плотные бабошки-клецки, которые едят сырыми. К каме можно добавлять также либо соль, либо мед, превращая ее то в закуску, то в сладкое блюдо.
(Кулинарный словарь В.В. Похлебкина, 2002)

Толковый словарь Даля:

кама
См. камень

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

1) Желание, чувственная страсть, наслаждение как одна из "трех целей человека" (тршарга), наряду с дхармой и артхой. Ассоциируется с Нанди (Нандином), к-рому приписывалось авторство кама-шастры.
2) Бог, персонифицирующий каму. Сын Брахмы. Изображается как прекрасный юноша, сидящий на попугае и держащий знамя с изображением макары и лук, в котором вместо тетивы — пчелы. К. стреляет 5 цветочными стрелами и возбуждает в своих жертвах любовную страсть. К. часто называют Ананга (Лишенный тела), что связано с историей о его попытке соблазнить Шиву. Пребывавший в состоянии медитации Шива огнем лобного глаза испепелил К., но затем восстановил его в облике Прадьюмны, сына Кришны и Рукмини. Супруга К. — Рати, олицетворение страсти. В древности и ср. в. были популярны посвященные К. весенние празднества, насыщенные эротическими играми, обрядами, песнями.
А. Вигасин,
А. Дубянский

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. kma, «желание», «чувственное влечение», «любовь»)
в древнеиндийской мифологии бог любви. К. определяется в ведийских текстах как «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы. В «Атхарваведе» его неоднократно призывают для помощи в любви. Образ К. получает развитие в эпической литературе: он — сын Лакшми, супруг Рати и Прити («любви»), отец Тришны («жажды»), один из вишведева. Согласно одному из мифов, К. нарушил подвижничество Шивы, что привело к браку последнего с Парвати. Разгневанный, Шива испепелил К., но затем, склонившись к мольбам Рати, возродил его. К. изображался юношей, восседающим на попугае (также — на колеснице); в его руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов, насылающими любовную страсть (ср. античные параллели — Эрот, Амур). На знамени К. изображен макара (фантастическое морское животное), во чреве которого К., согласно легенде, жил некоторое время. Пренебрежение дарами К. считалось тяжким грехом: в «Махабхарате» Арджуна, отвергнувший любовь Урваши, обречен в течение года быть евнухом.Понятие К. служило в индуизме также обозначением чувственной, эмоциональной жизни и входило (наряду с дхармой, артхой — нормой практического поведения, а впоследствии и мокшей — избавлением от процесса перевоплощений) в число основных установок поведения, гармоничное сочетание которых считалось важнейшим долгом трех высших варн. Наставления в К. составляли особый жанр (камашастра; одно из наиболее значительных — «Камасутра» Ватсьяяны, ок. 3-4 вв. н. э.) и на протяжении веков играли существенную роль в традиционной индийской дидактике.Лит.: Schmidt R., Beitrge zur Indischen Erotik, Lpz., 1902; его же, Liebe und Ehe im alten und modernen Indien, В., 1904; Тhоmаs Р., Kama Kalpa or the Hindu ritual of love, 9 ed., Bombay, 1958; Fier I., Indian erotics of the oldest period, Praha, 1966.

Орфографический словарь Лопатина:

орф. доб.
кама, -ы (животное)

Новая философская энциклопедия:

КАМА (санскр. kma) – термин индийской мысли, обозначающий чувственное желание или чувственное наслаждение. В индуизме кама представляет удовлетворение чувственных желаний как одну из целей, а значит и ценностей, человека (пурушартха [ПУРУШАРТХА]). Из всех прочих целей кама – самая индивидуалистическая, она касается наиболее интимной сферы жизни человека, но и в ней (как, впрочем, и в других сферах), индийская культура предлагает видеть систему образцов, которая призвана подсказать каждому индивиду, как реализовать его собственные качества (трактат «Кама-сутра»). Хотя кама как цель человека относится гл.о. к мужчине, женщина отнюдь не служит простым инструментом извлечения удовольствия, а выступает (и только в этой сфере) равноправным партнером мужчины в том смысле, что не только приносит наслаждение, но и сама его получает. Показательно, что в индийской литературе кама предстает наиважнейшей дхармой [ДХАРМА](долгом, добродетелью) женщины, оттесняя на второй план ее роль матери. Во всех индийских религиях кама рассматривается как одно из самых труднопреодолимых препятствий на пути духовного самосовершенствования, которое может свести на нет даже самые большие достижения (индийская литература изобилует рассказами о великих подвижниках, бесславно поддавшихся искушению очаровательных нимф, посланных испугавшимися соперничества богами). В буддизме кама составляет, наряду с гневом и тупостью, один из главных «корней зла» (акушала-мула). Мир для буддистов – это кама-лока. Все населяющие его существалюди, животные, духи предков (преты) и низшие бога – испытывают желания и оттого постоянно страдают и подвергаются бесконечному круговороту рождений и смертей (сансара [САНСАРА]). См. также ст. Лока.
В.Г.Лысенко

Краткий религиозный словарь:

Одна из трех целей жизни в индуистском мировоззрении. Включает в себя средства удовлетворения телесных потребностей, прежде всего — чувственной любви

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

бог
боги любви и брака
река
холм

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Кама
левый приток Волги. Из удм. Kаm "река; течение; Кама", стар. удм. Kаmа, соответствующее манси Кm – река в [бывш.] Вагильск. у., фин. Kymi – название реки, kymi "река, течение", коми kоm в Kommu "местность близ Соликамска и Чердыни"; см. Каннисто, FUF 18, 72; Сетэлэ, JSFOu 30, No 5, стр. 103 и сл.; Вихман, Tschuw. Lehnw. 147; Мелих, ZfslPh 9, 85; Миккола, FUF 20, 127 и сл. Прочие названия Камы: чув. ur АDl 1. "Кама", 2. "Белая" (Паасонен, CsSz 8; Ашмарин 2, 143 и сл.), собств. "белая река" (см. Миккола, там же), далее тат. Аk Idil (Радлов 1, 1509), где аk значит "белый", также тат. ulman "Кама" (Радлов 3, 2179). Название зырян коми, удм. kum соответствует манси khum, um "человек, муж" и имеет самодийск. соответствия; см. Сетэлэ, там же; Паасонен, KSz 13, 238. Случайно созвучие с осет. kоm "ущелье" (Г. Шмидт, Мl. Мikkola 373 и сл.) и с тюрк. *Kam; ср. болг. гидроним Камчик (о котором см. Младенов, ZONF 6, 70 и сл.). Камское побоище (в устн. народн. творчестве и в Новгор. летоп. из собр. Забелина No 439) – вместо Калкское п. (от Калка); ср. Б. Миллер, ЖСт., 22, 330 и сл.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru