Определение слова «Пуритане»

Толковый словарь Ефремовой:

пуритане мн.
Сторонники кальвинизма в Англии и Шотландии XVI — XVII вв., требовавшая очищения англиканского вероисповедания от остатков католицизма.

Большой энциклопедический словарь:

ПУРИТАНЕ (англ. Puritans, от позднелат. puritas — чистота) — последователи кальвинизма в Англии в 16-17 вв., выступавшие за углубление Реформации, проведенной сверху в форме англиканства (см. Англиканская церковь) — против абсолютизма. Пуританизм стал идеологическим знаменем Английской революции 17 в. Неоднородность социально-политического состава пуритан привела к выделению среди них умеренного (пресвитериане) и радикального (индепенденты) течений.

Большая советская энциклопедия:

Пуритане
(англ. Puritans, от позднелат. puritas — чистота)
наименование во 2-й половине 16 — 1-й половине 17 вв. англ. протестантов — последователей Кальвинизма, недовольных половинчатой реформацией, проведённой в Англии в форме англиканства (см. Англиканская церковь). П. требовали уничтожения епископата, замены его выборными старейшинами (пресвитерами), удаления из церкви украшений, замены мессы проповедью, упрощения одних и уничтожения других церковных обрядов (т. е. создания «дешёвой» церкви, отвечающей интересам буржуазных кругов). «Мирская этика» П. поощряла скопидомство, расчётливость, поклонение богатству и презрение к бедности, трудолюбие. П. отличало бесстрашие, упорство в достижении целей, религиозный фанатизм, уверенность в своей «предызбранности». С 80—90-х гг. 16 в. и особенно с начала 17 в. на П. обрушились правительственные репрессии, многие из П. бежали на континент (главным образом в Голландию) или в Северной Америку. По мере углубления кризиса феодально-абсолютистского режима в Англии в 1-й половине 17 в. социальный облик П. и их религиозно-политические убеждения усложнились. Идеи пуританизма получили широкое распространение как среди Джентриш так и в среде народных низов. Пуританизм стал выражением политической оппозиции абсолютизму, идеологическим знаменем Английской буржуазной революции 17 века (См. Английская буржуазная революция 17 века). Сложность социально-политического состава и религиозных воззрений П. (в среде которых уже к началу 17 в. отчётливо определились два основных течения — Пресвитериане и Индепенденты) предопределила острую борьбу внутри «пуританского», парламентского лагеря в ходе революции. Большую роль сыграли П. в английских колониях в Северной Америке, где пуританские колонии Новой Англии стали очагами новых, буржуазных форм общества.
Лит.: Английская буржуазная революция XVII в., т. 1—2, М., 1954; Штокмар В. В., Пуританское движение 70—80 гг. XVI в. в Англии, «Уч. зап. ЛГУ. Серия ист. наук», 1956, в. 21, № 192; Самойло А. С., Английские колонии в Северной Америке в XVII в., М., 1963, гл. 3; Eusden J. D., Puritans, lawyers and politics in early seventeenth century England, New Haven, 1958; Haller W., Liberty and reformation in the puritan revolution, N. Y. — L., [1963].

Большой словарь иностранных слов:

[англ. puritan, ед. ч., < лат. purus чистый] – 1) английская протестантская секта (возникла в 16 в.), ставившая задачей очистить англиканское исповедание от остатков католицизма; классовой основой секты пуритан была средняя торговая буржуазия; пуритане противопоставляли себя аристократам и в быту проявляли себя как враги показной роскоши; 2) * люди строгой, главным образом показной нравственности.

Советская историческая энциклопедия:

(англ. puritans, от лат. puritas — чистота) — наименование во 2-й пол. 16-1-й пол. 17 вв. протестантов-кальвинистов, недовольных половинчатой реформацией, проведенной в Англии в форме англиканства (см. Англиканская церковь), и требовавших доведения реформации до конца. В качестве более или менее обширного слоя населения (гл. обр. в среде людей т. н. среднего состояния) П. выступили в последней трети 16 в., когда окончательно рухнули надежды на завершение реформации королевой Елизаветой. Особенно многочисленны П. были в графствах Вост. и Сев.-Вост. Англии, где были живы традиции лоллардизма (см. Лолларды). Поскольку орг. и обрядовая стороны англиканства были менее всего затронуты реформацией, П. именно на них сосредоточили осн. внимание. Они требовали уничтожения епископата, замены его выборными старейшинами (пресвитерами), удаления из церкви украшений, замены мессы проповедью, упрощения одних и уничтожения др. церк. обрядов (т. е. создания "дешевой" и удобной церкви для восходящего бурж. об-ва). Это являлось осн. стержнем пуританских требований в церк. делах. Им соответствовала и "мирская этика" П.: скопидомство, расчетливость, трудолюбие, поклонение богатству и презрение к бедным. Их отличало бесстрашие, упорство в достижении целей, религ. фанатизм, уверенность в своей "предызбранности" и "непогрешимости". С 80-90-х гг. и особенно с нач. 17 в. на П. обрушились правительств. репрессии, мн. из них бежали на континент (в Нидерланды) или за океан — в Сев. Америку. По мере углубления кризиса феод.-абсолютистского режима в Англии в первой пол. 17 в. социальный облик П. и религ.-политич. убеждения их усложнились. П. появились в большом числе как среди джентри, так и в среде нар. низов. П. все чаще именовали всех противников королев. произвола. Пуританизм стал выражением политич. оппозиции абсолютизму (англиканская церковь была его опорой), идеологич. знаменем Английской буржуазной революции 17 века (получившей в бурж. историографии определение "пуританской"). Сложность социально-политич. состава и религ. воззрений П. (в среде к-рых уже к нач. 17 в. отчетливо определились два осн. течения — пресвитериане и индепенденты) предопределила острую борьбу внутри "пуританского" парл. лагеря в ходе революции.
=====
Большую роль сыграли П. в англ. колониях в Сев. Америке, где пуританские колонии Новой Англии (1-я — в Нью-Плимуте, осн. в 1620 "отцами-пилигримами") стали очагами построения новых, бурж. форм об-ва. Оплотом П. стал Массачусетс, к-рый переселившиеся сюда англ. П. стремились превратить в образцовую "библейскую общину", установив олигархич. форму правления, режим нетерпимости ко всякому инакомыслию, суровой регламентации быта, морали и т. д.
=====
Широта и неопределенность термина "П." вызвали разные точки зрения при попытке более точного определения религ. принадлежности П. Хотя в осн. общепризнанным является, что основу пуританизма составлял кальвинизм, однако есть мнение, что англ. П., эмигрировавшие в Америку, составляли в большей степени анабаптистский, а не кальвинистский элемент (Э. Трёльч).
=====
Лит.: Англ. бурж. революция XVII в., т. 1-2, M., 1954 (приведена осн. лит. до 1954); Штокмар В. В., Пуританское движение 70-80 гг. XVI в. в Англии, "Уч. зап. ЛГУ, серия ист. наук", 1956, в. 21, No 192; Самойло А. С., Англ. колонии в Сев. Америке в XVII в., М., 1963 (гл. 3); Troeltsch E., Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Tbingen, 1912-25; Eusden J. D., Puritans, lawyers and politics in early seventeenth century England, New Haven, 1958; Haller W. Liberty and reformation in the puritan revolution, N. Y.-L., (1963).
=====
М. А. Барг. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
пуритане, -ан, ед. -анин, -а

Краткий религиозный словарь:

Протестантская ересь

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

В середине XVI в. кальвинизм, охвативший почти всю Европу, перешел и в Англию. Здесь, рядом с реформацией, возникшей по инициативе правительства, появилась народная реформация: пуританизм вступил в борьбу с официально преобразованной церковью. П. обнимает собой все протестантские секты, несогласные с "установленной" церковью, стремившиеся очистить ее от остатков католицизма, сохранившихся в англиканизме; отсюда и название их — "Пуритане" (Purity, англ. = чистота). Кальвинизм давал религиозную санкцию политической оппозиции. Эта черта выразилась в индивидуальном протестантизме XVII в., когда пуританская оппозиция из чисто религиозной превратилась в политическую. Пуританизм появился вследствие самого характера англиканской церкви, представлявшей компромисс между католицизмом и протестантизмом, требовавшей единообразия церковной жизни и введенной королевской властью вместе с парламентом. При Елизавете П. представляли чисто религиозную оппозицию. Хотя королева боролась с кальвинизмом, но число П. росло. Большинство богатых торговцев и провинциальных джентльменов были тогда П. Направление университетов было пуританским. Набожность и ученость отличали П. Пуританская партия боролась против тех обрядов, которые для П. имели совершенно определенное символическое значение и не казались мелочами. Знамение креста при крещении, стихарь, передача кольца при бракосочетании, коленопреклонение при причастии, поклон при имени Иисуса и т. п. — все эти "суеверные церемонии" для П. были равносильны отмене авторитета Св. Писания и прав совести. Сначала П. были преданы власти, и настроение их не было чисто революционным. Они верили в священный характер власти и божественные права короля, но проповедовали общее братство во Христе и распространяли идеи социального равенства. П. имели огромное влияние на английскую культуру, оставив неизгладимые следы на характере английской нации. Самым ярким типом пуританства был Мильтон, в поэме которого великолепно отразились все крайности П. Строгий, важный, остерегавшийся болтливости и легкомыслия, стремившийся к полному самообладанию, воздержанный во всем, ненавидевший роскошь и лень, П. был прямолинеен, жесток и нетерпим. Он враждебно относился к вере в гуманность и в разум, признавая Библию единственным законом Божьим; он весь был поглощен мыслью о борьбе с Римом. Образцом для английских пуритан сделалась церковь, основанная Ноксом в Шотландии. Потом Томас Картрайт систематизировал пресвитерианские воззрения, а во второй половине царствования Елизаветы среди П. появилась секта броунистов, отвергавшая всякую церковную иерархию и принявшая радикальный характер. Впоследствии эта секта обратилась в политическую партию индепендентов (см.). П. в религиозном отношении были названы "нонконформистами" (см.), так как они были не согласны с установленной церковью. При Елизавете они подвергались преследованиям, но молились за королеву. Когда на престол вступил Иаков I (1603—1625), П. думали, что наступил для них благоприятный момент, так как король был воспитан в пресвитерианском духе, и вышли к нему навстречу с так называемой "петицией тысячи" (1603 г.: "Millenary Petition"), под которой подписалось 827 человек, т. е. 1/10 часть духовенства Англии. Петиционеры требовали отмены обрядов, реформы церковного суда, более строгого соблюдения воскресного дня, который они отожествляли с еврейской субботой. Король принял петицию, обещал созвать конференцию епископов и богословов для ее обсуждения, но обещания не сдержал. Через некоторое время король объявил, что он заставит быть их конформистами или выгонит их из Англии. С 1605 г. начались изгнания пуритан и выселение их в Америку. XVII в. в Англии был временем культурной, религиозной, социальной и политической борьбы. В этой борьбе партии политические соединились с партиями религиозными. Центральную роль играл пуританизм, который разделился на две крупные фракции: пресвитериан и индепендентов. Борьба приняла (с 1633 г.) ожесточенный характер при Лауде, который стремился уничтожить П. В долгом парламенте верх одержали пресвитериане, а П. мечтали уже об установлении в Англии республики (см. Круглоголовые). Организатором индепендентства и выразителем пуританского образа мыслей был Кромвель. Политическая роль П. окончилась с возвращением Карла II (25 мая 1660 г.). В первой половине XVIII века, с 1729 г., П. возродились в виде методистов (см.).
Ср. О. Brosch, "Cromvell und puritanische Revolution"; Neal, "History of the puritans" (1732); Fletcher, "The history of the revival and progress of Independency in England"; Barclay, "Inner life of the religious Societies of the Commonwealth"; Weingarten, "Die Revolutionskirchen Englands"; Waddington, "Congregational history"; С. С. Фортунатов, "Представитель индепендентов Генри Вен".
П. Конский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru