Определение слова «Каин»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
каин м.
Предатель, преступник, убийца.
2.
Каин м.
Старший сын Адама и Евы, убивший своего братв Авеля, за что был проклят и отмечен особым знаком — каиновой печатью.

Толковый словарь Ушакова:

КА́ИН, каина, ·муж. (·прост. ).
1. Тяжкий преступник, убийца, изверг. Повесть о Ваньке-Каине.
2. употр. как резкое бранное выражение. «Что ты ночью бродишь, каин? чорт занес тебя сюда!» Пушкин. (По имени Каина, первого братоубийцы по библейскому мифу.)

Большой энциклопедический словарь:

КАИН — в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля — "пастыря овец". Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком ("каинова печать").

Большая биографическая энциклопедия:

См. Климов, Ив. Ив.
{Венгеров}

Большая советская энциклопедия:

Каин
Согласно библейскому мифу, старший сын Адама и Евы (См. Ева), земледелец. Убил из зависти брата — «пастыря овец» Авеля (См. Авель) за то, что дары его были приняты богом Яхве, отвергшим дары К. Был проклят за братоубийство богом и отмечен особым знаком («Каинова печать»). Легенда о К. и Авеле вошла также в ислам (Кабиль и Хабиль). В мифе об убийстве Каином Авеля ряд исследователей видит мифологизованное отражение борьбы земледельческих и скотоводческих этнических групп.

Толковый словарь Даля:

каин
КАИН, каинка м. бранное самый наглый сорванец, отчаянная голова, готовый на все.

Этнографический словарь:

Вид одежды у народов Юго-Восточной Азии — полотнище (до 2,5 м), обертываемое вокруг пояса, достигающее колен (главным образом как рабочая одежда) или щиколоток. см. также камбен

Толковый словарь Кузнецова:

каин
КАИН -а; м. О предателе, убийце (по библейскому сказанию о Каине, сыне Адама, убившем своего брата Авеля).

Энциклопедия литературных героев:

КАИН (англ. Cain) — герой мистерии Д.Г.Байрона «Каин» (1821). В интерпретации Байрона библейский Каин превращается в романтического героя — богоборца, революционера духа, восставшего против божества. Как и Манфред, К. «ранен истиной суровой, что Древо Знания — не Древо Жизни». Он упрекает Бога в том, что тот не даровал людям бессмертия, а своих родителей, Адама и Еву, — в том, что, сорвав плод с древа знания, они не сорвали плода с древа жизни. Услышав стенания К., к нему является скорбный дух Люцифер. Он приходит к единственному из людей, кто, подобно ему, восстал против Бога и доказал, что творимое им зло не есть добро. К. жаждет запретного знания, хотя и отказывается преклонить колени перед духом тьмы. Вместе с К. Люцифер совершает полет над бездной, показывает ему прекрасные миры и бессмерт ные светила, открывает ему тайну существования и тайну смерти. Люцифер утверждает, что, имея один плодзнание, необходимо стремиться к другому — бессмертию. И на вопрос Каина: «Но как?» — отвечает: «Сопротивляясь. Угасить/ Ничто не может духа, если хочет/ Дух быть самим собой и средоточьем/ Всего, что окружает дух...» (перевод И.Бунина).
Прозревший К. возвращается на землю, унося с собой завет Люцифера: «Терпи и мысли — созидай в себе
//Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть.
//Сломи в себе земное естество
//И приобщись духовному началу!» Таким образом, К.- типично романтический герой, воплощение всевластия человеческого духа («...чувствую, что в мире ничтожен я, меж тем как мысль моя сильна, как Бог»).
Бесплодны увещевания Ады, призывающей К. перестать оплакивать потерянный Эдем. К. утверждает, что лучше умереть, чем жить в мучениях и завещать их детям. Поэтому он восстает против Бога, который принимает кровавую жертву Авеля, но не хочет принять его плодов. В пылу борьбы, желая низвергнуть жертвенник Авеля, он поражает брата головней в висок. «Каин... убивает Авеля в припадке неудовольствия политикой рая, приведшей к изгнанию из него всех (то есть первых людей), и отчасти (как это написано в Книге бытия) потому, что жертвоприношение Авеля было более угодно божеству»,- писал Байрон в письме Т.Муру.
Человек, страстно ненавидящий смерть, К. первым приносит ее в мир. Бунт во имя человека оборачивается насилием. Ева проклинает сына-братоубийцу, ангел клеймит его печатью отверженного. Каин и Ада с детьми уходят в изгнание. Но главное наказание К.- его вечное сомнение.
В 1920 г. мистерия Байрона «Каин» была поставлена К.С.Станиславским в Московском Художественном театре; главную роль сыграл Л.М.Леонидов.
Лит.: Ромм А.С. Джордж Ноэл Гордон Байрон. 1788-1827. Л.; М., 1961; Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974; Великий романтик. Байрон и мировая литература. М., 1991.
Е.Г.Хайченко

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Каин, -а (библ.) и каин,(предатель, убийца; бран.)

Толковый словарь Ожегова:

КАИН, а, м. (стар.). Изверг, преступник [по имени Каинабратоубийцы, согласно библейскому сказанию, проклятого Богом].
| прил. каинский, ая, ое и каинов, а, о. Каинова печать на ком-н. (о всеми отвергнутом предателе; книжн.).

Топонимический словарь:

Каинка

Грамматический словарь Зализняка:

Каин, каины, каина, каинов, каину, каинам, каина, каинов, каином, каинами, каине, каинах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru