Определение слова «Железная дорога»

Большой энциклопедический словарь:

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений (подвижной состав, станции, устройства автоматики и телемеханики, диспетчерская централизация и т. п.) для перевозки пассажиров и грузов. Различают железные дороги: общего пользования (магистральные) — подъездные (в т. ч. лесовозные, рудничные и др.) и городские (трамвайные, метрополитены). Используется широкая (1668, 1520, 1435 мм и др.) и узкая (1000, 914, 891, 762 мм и др.) железнодорожная колея.

Большая советская энциклопедия:

Железная дорога
Рельсовый путь, предназначенный для движения поездов. В современном понимании Ж. д. — комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Ж. д. различают: по назначению — общего пользования; промышленного транспорта (подъездные пути предприятий и организаций), в том числе лесовозные, рудничные, заводские и др.; городские (трамвайные и метрополитена); по ширине колеи — ширококолейные (в СССР 1520 мм, за рубежом в основном 1435, в отдельных странах — 1676 мм); узкоколейные (1000, 914, 891, 762 мм и др.); по роду тяги — с электрической, дизельной (тепловозной), турбинной и паровой тягой. Имеются ещё зубчатые Ж. д., применяемые главным образом в горной местности.
Историческая справка. Прообразом Ж. д. являются рельсовые (деревянные, каменные) колеи, по которым в древности перемещали тяжёлые грузы. В 15 в. в рудниках Англии, Ирландии, а позднее Франции и России начали использоваться чугунные рельсы для перевозок с конной и канатной тягой. Паровозная тяга впервые успешно была применена в 1825 на Ж. д. в Англии (Дарлингтон — Стоктон). В 1830 была открыта крупная Ж. д. из Ливерпула в Манчестер: в том же году была сдана в эксплуатацию первая Ж. д. в США. В России в 1834 была построена заводская Ж. д. в Нижнем Тагиле, на которой работали паровозы М. Е. и Е. А. Черепановых. Первая Ж. д. общего пользования в России ПетербургПавловск — Царское Село была введена в действие в 1837. В 1851 закончено строительство крупнейшей по тому времени двухпутной магистрали Петербург — Москва. На этой дороге было возведено 272 больших сооружения, 184 моста. В создании её участвовали русские инженеры и учёные П. П. Мельников, Д. И. Журавский, Н. О. Крафт и др. К концу 19 в. построены ж.-д. линии: МоскваКурск (1868), КурскКиев (1870), Москва — Брест (1871), ТашкентКрасноводск (1899) и др. В 1891—1904 проведён Великий Сибирский путь от Челябинска до Владивостока. В концу 19 в. начали формироваться ж.-д. узлы, создаваться сортировочные станции (Петербург-Сортировочный, 1878), сортировочные горки (Ртищево, 1893). В конце 19 в. — начале 20 в. в России многие учёные и инженеры вели работу по усовершенствованию технических средств Ж. д. Первые опыты по применению электрической тяги провёл (1876) инженер Ф. А. Пироцкий; А. П. Бородин создал первую в мире лабораторию для испытания локомотивов (1882); телефонную связь для регулирования движения поездов применил П. М. Голубицкий (1884); Я. Н. Гордеенко в конце 19 в. успешно осуществил блокировку и централизованное управление, стрелок и сигналов. Большой вклад в развитие техники и науки на Ж. д. сделали русские учёные Н. П. Петров, Н. А. Белелюбский, а в советское время В. Н. Образцов, Г. П. Передерий, М. П. Костенко, Б. Н. Веденисов, Д. Д. Бизюкин, А. П. Петров, А. В. Горинов и многие др., а также изобретатели Ф. П. Казанцев, И. К. Матросов, И. О. Трофимов, Ф. Д. Барыкин и др.
Эксплуатационная длина Ж. д. России к 1917 составляла 70,3 тыс. км. Перевозки осуществлялись в двухосных вагонах с ручными тормозами. Эксплуатировались малоэкономичные для того времени паровозы, для управления движением поездов применялись в основном жезловые аппараты, телеграф. За годы Советской власти в техническом оснащении и организации движения на Ж. д. СССР произошли огромные изменения. В 1924 был построен первый в мире тепловоз мощностью 1000 л. с. Электрификация Ж. д., начавшаяся в 1926, была частью плана ГОЭЛРО. С 30-х гг. проводится интенсивное техническое перевооружение Ж. д. СССР. После Великой Отечественной войны 1941—45 было восстановлено 65 тыс. км ж.-д. путей, 13 тыс. мостов, 4100 станций. Развитие Ж. д. в послевоенные годы связано с их реконструкцией: массовое введение прогрессивных видов тяги (электрической и тепловозной), строительство большегрузных вагонов, оборудованных автотормозами и автосцепкой, укладка более мощных рельсов, внедрение устройств механизации, автоматики, телемеханики и совершенных средств связи.
Эксплуатационная длина Ж. д. мира свыше 1300 тыс. км (1968), в СССРсвыше 135 тыс. км (1970). Протяжённость электрифицированных Ж. д. мира около 120 тыс. км (1968), в том числе в СССР около 34 тыс. км. Для Ж. д. США характерно применение тепловозной тяги (свыше 99%). В европейских странах, особенно во Франции, ФРГ, Италии, Швеции, Швейцарии, часть Ж. д. на электрической тяге. Широко применяется тепловозная тяга. В 60-х гг. возросла скорость пассажирских поездов. Так, максимальная скорость на Ж. д. ТокиоОсака 210 км/ч, ПарижЛион и МоскваЛенинград —160 км/ч и т. д.
Характеристика Ж. д. К основным показателям технического оснащения Ж. д. относятся: вид тяги, число главных путей, конструкция верхнего строения пути (тип рельсов, число шпал на 1 км, материал и толщина балластного слоя), вид устройств автоматики и телемеханики и др. Строящиеся в СССР Ж. д. подразделяются на 4 категории. Магистрали 1-й категории с грузонапряжённостью более 10 млн. т км/км (нетто) и обращением в сутки более 10 пар пассажирских поездов (кроме пригородных) имеют высокое техническое оснащение: Бесстыковой путь с мощными рельсами (не менее 50—65 кг. на 1 м пути), 1840—2000 железобетонных или деревянных шпал на 1 км пути, балластный слой из щебня толщиной 35—40 см и т. д.
Строительство Ж. д. Основные работы при строительстве Ж. д. — возведение земляного полотна и искусственных сооружений. На трудоёмких земляных работах применяют экскаваторы, бульдозеры, скреперы и др. машины. Укладка пути ведётся Путеукладчиками с применением звеносборочных машин (См. Звеносборочная машина), балластировка пути и рихтовка рельсошпальной решётки производится электробалластёрами (См. Электробалластер) и т. д. В современных условиях значительного роста скоростей и интенсивности движения поездов в эксплуатацию вводятся новые ж.-д. линии и вторые пути, строятся новые и удлиняются существующие станционные пути и участки, маневровая работа на станциях переводится на прогрессивные виды тяги, строятся и развиваются станции и узлы, сортировочные горки. Усиливается ж.-д. путь, увеличивается протяжённость бесстыкового пути, применяются тяжёлые термически обработанные рельсы из высокоуглеродистой стали, шпалы и подрельсовые плиты из предварительно напряжённого железобетона, шпалы из антисептированной древесины, усиливается и стабилизируется земляное полотно, совершенствуется рельсовая колея, укладываются более пологие стрелочные переводы и т. д. Для ремонта и поддержания пути в исправном состоянии используется большой парк путевых машин (См. Путевые машины).
Технические средства Ж. д. СССР. Подвижной состав Ж. д. СССР состоит из локомотивов и вагонов. На Ж. д. эксплуатируются Электровозы, Тепловозы, Газотурбовозы, Электропоезда, дизель-поезда, мотовозы и Паровозы. Электрическая тяга применяется на наиболее грузонапряжённых линиях (свыше 30% от протяжённости всей сети), на которых выполняется половина всего грузооборота Ж. д. Остальная часть Ж. д. СССР обслуживается в основном тепловозной тягой. Современные локомотивы дают возможность водить тяжеловесные поезда до 8—9 тыс. т. промышленность СССР ежегодно выпускает около 500 электровозов и свыше 1800 тепловозов. Паровозы применяются только на некоторых второстепенных линиях и станциях (для маневровых работ).
На Ж. д. СССР обращаются грузовые крытые вагоны, полувагоны, цистерны и др. типы вагонов, в основном 4-осные грузоподъёмностью 60—63 т, а также 6- и 8-осные грузоподъёмностью 93 и 125 т. Для скоропортящихся грузов используются рефрижераторные вагоны и поезда, вагоны-ледники. Современные пассажирские цельнометаллические 4-осные вагоны имеют электроотопление, люминесцентное освещение, принудительную вентиляцию или кондиционирование. Все вагоны и локомотивы оборудованы автосцепкой, пневматическими или электропневматическими автотормозами.
Рост интенсивности движения и скоростей, повышение гарантии безопасности движения вызвали ускоренное развитие автоматики, телемеханики (см. Железнодорожная автоматика и телемеханика) и связи (см. Железнодорожная радиосвязь). Около 90% длины линий Ж. д. СССР оборудованы автоблокировкой (См. Автоблокировка) и полуавтоматической блокировкой. На Ж. д. применяется Локомотивная сигнализация, централизация стрелок и сигналов, Диспетчерская централизация, автоматическая переездная сигнализация, автошлагбаумы. На Ж. д. внедряется электронная техника, в том числе для автоматизации регулирования движения поездов, управления работой крупных станций. Вычислительные машины применяются при оформлении грузовых документов, для билетно-кассовых операций и т. д. На Ж. д. расширяется сеть вычислительных центров.
Ж. д. потребляют примерно 5% всей вырабатываемой электроэнергии и 15% производимого в СССР дизельного топлива. Снабжение Ж. д., и в первую очередь электрифицированных, энергией осуществляется от линий электропередачи энергетических систем страны (см. Электрификация железных дорог).
По количеству путей линии Ж. д. делятся на однопутные, двухпутные (около 30% общей длины сети) и многопутные. Основными производственными единицами по осуществлению перевозочного процесса на Ж. д. являются железнодорожные станции (См. Железнодорожная станция). Их насчитывается в СССР около 10 тыс., в том числе около 7 тыс. (1970), производящих грузовые операции. На Ж. д. СССР ежесуточно находятся в пути 1500 дальних и местных пассажирских поездов, более 14 тыс. пригородных и свыше 15 тыс. грузовых поездов (1970).
Ж. д. СССР соединены более чем 30 международными пассажирскими линиями с 25 странами Европы и Азии. В ближайшей перспективе основной задачей Ж. д. является повышение их пропускной и провозной способности за счёт строительства вторых путей, развитие путей станций, дальнейшая электрификация, оборудование участков автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Для дальнейшего повышения веса и скорости поездов будут строиться вагоны с увеличенной грузоподъёмностью и локомотивы большей мощности. См. также Железнодорожный транспорт.
Лит.: Транспорт СССР, под ред. А. Л. Голованова, М., 1967; Железные дороги, под ред. М. М. Филиппова, М., 1968.
К. М. Добросельский.

Большой юридический словарь:

С точки зрения права транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений для перевозки пассажиров и грузов. в РФ согласно РФЗ о федеральном железнодорожном транспорте от 20 июля 1995 г. ж.д. — основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав. создание, реорганизация и ликвидация ж.д. производятся федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по решению правительства РФ.

Научно-технический словарь:

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, вид транспорта, в котором вагоны (вагоны-платформы, вагонетки) движутся по закрепленному пути, обычно — стальным рельсам. Сам принцип рельсового пути возник еще в XVI в., когда вагонетки в рудниках перевозились лошадьми по закрепленным путям, однако, серьезное значение железные дороги приобрели лишь триста лет спустя, когда возникли локомотивы, способные перевозить значительные по объему и весу составы. В 1804 г. английский горный инженер Ричард ТРЕВИТИК создал первый ПАРОВОЗ. В 1825 г. паровоз Джорджа СТЕФЕНСОНА «Locomotion» впервые провез пассажирский состав по железной дороге Стоктон-Дарлингтон. В 1830 г. была открыта первая пассажирская железная дорога Ливерпуль-Манчестер, где использовался паровоз Стефенсона «Ракета». Увеличение количества железнодорожных путей было вызвано промышленной революцией и способствовало ее дальнейшему развитию. В 1830 г. в США был выпущен первый паровоз «Tom Thumb». Строительство первой трансконтинентальной железной дороги было завершено в 1869 г. при соединении железных дорог компаний Union Pacific Railroad (штат Небраска) и Central Pacific Railroad (штат Калифорния) в штате Юта. Возможность переезда на огромные расстояния привела к созданию спальных вагонов, и в 1865 г. стали использовать вагоны конструкции Джорджа ПУЛЬМАНА. В 1851 г. в Индии началось строительство самой большой в мире (на сегодняшний день) железнодорожной сети. К 1870-м годам железные дороги стали основным средством сообщения в Европе, Северной Америке, Индии, России и Австралии и появились в таких странах, как Япония, Южная Африка и Новая Зеландия. К важным технологическим усовершенствованиям относится пневматический тормоз Джорджа ВЕСТИНГАУЗА (1872). Первой в мире пассажирской подземной железной дорогой (МЕТРОПОЛИТЕН) была железная дорога Сити-Южный Лондон, построенная в 1890 г. Многие города заимствовали эту идею. Паровозы до сих пор используют в Индии, но в большинстве стран сейчас применяются электровозы, тепловозы, тепловозы с электрической передачей или газотурбинные локомотивы. К современным усовершенствованиям относятся скоростные поезда, такие как японский поезд «Bullet» или французский TGV («Train a Grande Vitesse»), которые развивают среднюю скорость около 300 км/час.

На современных железных дорогах, таких как Евростар, ходят поезда с буферами, в которых используется сочлененная система пневматической подвески Это позволяет значительно сэкономить вес. Буферы (1) присоединяют вагоны к металлической раме (2) шаровым шарнирным соединением (3). Таким образом, между двумя вагонами существует только одно звено подвески вместо двух, для каждого вагона в отдельности. Амортизаторы "(4) корректируют шарнирное сочленение для улучшения комфорта пассажиров Черные кольца между рамой и сегментом колеса являются элементами пневматической подвески.

Техника. Современная энциклопедия:

железная дорога
Вид транспорта, обеспечивающий перевозку пассажиров и грузов поездами по рельсовым путям; в узком смысле – рельсовый путь, предназначенный для движения поездов. Дороги с чугунными рельсами строили ещё в 15 в. на рудниках и шахтах Англии и Ирландии, позднее – в России и Франции; на них применялась конная и канатная тяга (с использованием лебёдок).
Первая железная дорога, по которой прошёл поезд из нескольких вагонов с паровозом, была построена Дж. Стефенсоном в Великобритании в 1825 г. В России первая железная дорога была проложена в 1837 г. между Санкт-Петербургом и Царским Селом и в 1838 г. продолжена до Павловска. Название «железная дорога» вошло в русский язык в нач. 19 в. как буквальный перевод с французского chemin de fer; в разговором языке бытовали такие названия, как «чугунка», «железка». Основные составляющие железной дороги: железнодорожный путь с рельсовой колеёй и искусственными сооружениями (мосты, тоннели, противообвальные галереи, дамбы и т. п.); подвижной состав (локомотивы, вагоны, моторвагонные секции); тяговые электрические подстанции и контактные сети; средства управления движением поездов и сигнализация; вокзалы, депо, мастерские и пр.

Железная дорога
По назначению железные дороги подразделяют на магистральные (общего пользования), промышленного транспорта, обслуживающие промышленные предприятия, и городские, к которым относятся метрополитен и трамвай. Магистральные железные дороги образуют единую сеть (иногда выходящую за пределы отдельной страны), являются основой железнодорожного транспорта. Во многих странах железные дороги строят для объединения регионов, ускорения их развития, повышения жизненного уровня и изменения уклада жизни населения. На современных железных дорогах применяется преимущественно электровозная и тепловозная тяга. Средняя скорость движения поездов на обычных магистральных линиях 60 км/ч. На высокоскоростных железных дорогах поезда движутся со средней скоростью 145–160 км/ч, а на отдельных дорогах (напр., во Франции, Испании, США, Японии) скорость поездов достигает 240–300 км/ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru