Определение слова «Ташкент»

Большой энциклопедический словарь:

ТАШКЕНТ — столица (с 1930) Узбекистана, центр Ташкентской обл. Железнодорожный узел. 2113,3 тыс. жителей (1991; включая населенные пункты, подчиненные городской администрации, 2119,9 тыс. жителей). Ведущая отрасль промышленности — машиностроение (ПО: "Узбексельмаш", "Узбектекстильмаш", авиационное и др.; заводы: "Узбекхлопкомаш", экскаваторный, электромашиностроительный, электронной техники и др.). Легкая (хлопчатобумажная, трикотажная, обувная и др.) — химическая, нефтехимическая и химико-фармацевтическая, пищевкусовая промышленность. Метрополитен (с 1977). АН Узбекистана, 21 вуз (в т. ч. университет, консерватория) — 11 театров (в т. ч. Узбекский театр оперы и балета) — 22 музея (в т. ч. искусств Узбекистана, истории народов Узбекистана, прикладного искусства Узбекистана, литературы им. А. Навои). Известен с 4-5 вв. н. э., с 11 в. название Ташкент, с 1865 — в составе Российской империи. В 1918-24 столица Туркестанской АССР. Архитектурные памятники: мавзолей Шейхантаур (15 в.) и Каффаль Шаши, медресе Барак-хана и Кукельташа (все 16 в.). В 1966 сильно пострадал от землетрясения. Восстановлен во 2-ой пол. 1960-х — нач. 70-х гг.
"ТАШКЕНТ" — лидер эсминцев Черноморского флота (в строю с 1940). При обороне Одессы и Севастополя (1941-42) поддерживал огнем сухопутные войска, перевез большое количество войск и грузов. Погиб в июле 1942 в порту Новороссийска при налете вражеской авиации.

Словарь географических названий:

Ташкент
Столица (с 1930 г.) Узбекистана, в долине р Чирчик. 2143 тыс. жителей (2002). Известен с IV–V вв., в VI в. вошел в состав Тюркского каганата. В начале VIII в. завоеван арабами. В XIII в. разрушен по приказу шаха Хорезма, в XIV в. захвачен Тимуром и превращён в мощную крепость. Во 2-й половине XVI в. присоединён к Бухарскому ханству, с 1809 г. в составе Кокандского ханства, с 1865 г. – России. Город сильно пострадал от землетрясения 1966 г.; сохранились медресе и мавзолеи XV–XVI вв., Старый город с узкими улочками и глинобитными домами. АН, ун-т, ок 20 других вузов 12 театров, в т. ч. Театр оперы и балета им. А. Навои; цирк, концертные залы. Свыше 10 музеев. Маш-ние; мет.-обр., лёгкая, фарм., пищ. пром-сть; пр-во стройматериалов, фарфорофаянсовых изделий. Жел.-дор. узел, междун. аэропорт. Метрополитен. В 1990-е годы ведётся стр-во широких проспектов и совр. зданий, старая застройка почти полностью снесена.

Советская историческая энциклопедия:

(узб. Тошкент) (тюрк.-иран. — каменный город) — город, столица Узб. ССР, расположен на р. Чирчик, притоке Сырдарьи. Крупный науч. и пром. центр СССР. Узел ж.-д. и возд. путей сообщения. На 1 янв. 1972 — 1461 т. ж. (в 1897 — 156 т. ж., в 1923 — 264 т. ж., в 1939 — 550 т. ж., в 1959 — 912 т. ж., в 1970 — 1385 т. ж.).
=====
Точное время основания Т. неизвестно. На терр. города найдены предметы кам. века. Во 2-1 вв. до н. э. Т. упоминается под именем Ю-ни как гор. пункт в кит. хрониках династии Хань. Т. вырос на р. Салар — одном из русел Чирчика. Здесь сохранились руины городища, Носящего ныне назв. Минг-Урюк (Тысяча абрикосовых деревьев). В погребальных курганах Т. найдены бронз. зеркала, монеты разл. стран первых веков до н. э. Рост города был обусловлен удачным географич. положением: Т. вырос в центре земледельч. оазиса Чирчик-Ангренской долины, был погранично-сторожевым и обменным пунктом на стыке земледельч. и скотоводч. районов Ср. Азии, на скрещении важнейших торг. путей между Востоком и Европой, по к-рым на З. вывозились железо и драгоценные металлы, ткани, красители и пряности.
=====
В 5-8 вв. назывался Чач, Шаш, Шашкент, являлся столицей одноименного феод. владения. В 6 в. город вошел в состав тюркского каганата, был обнесен оборонит. валами, особой стеной с цитаделью внутри, остатки к-рой сохранились. Орудия труда и бытовые предметы говорят о высокой местной культуре. В окрестностях Т. сохранились феодальные замки 6-8 вв. Руины одного из них — холм Актепе в сев.-вост. части города. В нач. 8 в., несмотря на коалицию с Ферганой и Согдом, Т. был завоеван арабами. В сер. 8 в. Т. пытались захватить китайцы, но в 751 были разбиты. В период войн, восстаний и набегов кочевников Т. неоднократно разрушался и приходил в упадок. В 9 в. он вырастает на новом месте, к С.-З. от прежнего, вдоль канала Бозсу. Впервые Ташкентом город назван в 11 в. среднеазиатским ученым-энциклопедистом аль-Бируни, а идентичность названия Т. с Шашем подчеркнул тюркский лингвист 11 в. Махмуд Кашгарский. В 9-10 вв. Т. входил в состав гос-ва саманидов, с кон. 10 до нач. 13 вв. — в гос-во караханидов и каракитаев. По описаниям 10 в., он состоял из цитадели, внутр. города и двух пригородов и был обнесен неск. рядами оборонит. стен. Город славился произ-вом глиняной посуды, луков, колчанов, тканей, ковров, палаток, кож и седел. В нач. 13 в. его занял Мухаммед Хорезмшах, к-рый приказал в 1214 город разрушить, а жителей переселить.
=====
Вновь значение крупной крепости Т. приобретает в гос-ве Тимура. В 1404 он был отдан в удел Улуг-беку. С нач. 16 в. Т. входит в состав узб. гос-ва шейбанидов, во 2-й пол. 16 в. присоединен к Бухарскому ханству. В 17-18 вв. входил в состав Бухарского ханства, захватывался казахами и калмыками, выступал в качестве самостоят. владения. С нач. 19 в. вошел в состав Кокандского ханства. К сер. 19 в. Т. вырос в крупнейший центр Туркестана по торговле с Россией, его доля составляла до 40% среднеазиатских товаров. В 40-60-х гг. из Т. ежегодно уходило на Оренбург и Семипалатинск 15-18 тыс. верблюдов, груженных хлопком-сырцом, хл.-бум. пряжей, тканями, шелком, рисом, сухофруктами, шерстью. Предметами ввоза служили хл.-бум. ткани, железо, металлич. изделия, меха и др.
=====
В 1865 Т. был присоединен к России и с 1867 стал центром Туркестанского ген.-губернаторства и Сырдарьинской обл. В это время к В. от старого Т., за каналом Анхор, вырастает новый город. В 1899 к Т. подводится Закаспийская ж. д., а в 1905 — ж. д. Оренбург — Ташкент, связавшие Т. кратчайшим путем с центральной Россией. Т. становится осн. ж.-д. узлом, торг. и транзитным пунктом. В 1913 в Т. насчитывалось 111 пром. предприятий и св. 3,5 тыс. ремесленно-кустарных заведений, функционировало 22 рус. и иностр. фирмы. С формированием пролетариата в Т. проникают революц. идеи. В 1903 в Т. создается с.-д. кружок, в 1904 проводятся первые маевки и открывается подпольная типография, распространяется ленинская "Искра". В 1905-07 трудящиеся Т. участвуют в революц. движении. В ночь с 15 на 16 нояб. 1905 произошло восстание роты солдат в крепости Ташкентского гарнизона. Откликом на Ленский расстрел послужило восстание саперов в авг. 1912 в летних лагерях под Т. Выражением ненависти к царизму явилось восстание 1916, поводом для к-рого был призыв населения на тыловые работы. В 1917 пролетариат Т. встал во главе революц. движения в крае. 7-тысячный митинг 12(25) сент. 1917 в Александровском парке Т. призвал свергнуть бурж. Врем. пр-во и передать власть Советам. 25 окт. (7 нояб.) 1917 в Т. был создан Ревком во главе с большевиком В. Ляпиным, 28 окт. (10 нояб.) 1917 развернулось восстание за власть Советов, 1(14) нояб. 1917 взят последний оплот Врем. пр-ва — воен. крепость — и установлена Сов. власть. В апреле 1918 в Т. провозглашена Туркестанская АССР; Т. стал столицей республики. В годы гражд. войны Т. стал центром борьбы народов Ср. Азии с басмачеством и воен. интервенцией. В ночь на 19 янв. 1919 в городе вспыхнул белогвардейский мятеж (см. Ташкентский антисоветский мятеж). В Т. размещался штаб Туркестанского фронта, возглавлявшийся М. В. Фрунзе. Здесь работала созданная 8 сент. 1919 Турккомиссия ВЦИК и СНК РСФСР. Крупным событием явилось открытие в 1920 Туркестанского гос. ун-та, первого вуза Ср. Азии. В 1924 пролетариат Т. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. После образования в 1924 Узб. ССР со столицей в Самарканде Т. был центром среднеазиатского значения, с 1930 стал столицей Узб. ССР. В годы довоенных пятилеток в Т. строятся маш.-строительные и металлообрабатывающие з-ды, обслуживающие преим. хлопкоперерабатывающую пром-сть, но основной (до 80% в 1940) оставалась легкая пром-сть. В годы Вел. Отечеств. войны 1941-45 Т. был одним из арсеналов Сов. Армии. В послевоен. годы Т. превращается в центр тяжелой, преим. маш.-строит. (78% продукции республики), пром-сти. В 1972 в Т. ок. 400 з-дов и фабрик тяжелой, легкой и пищ. пром-сти. З-д "Ташсельмаш" выпускает более 160 типов различных машин для хлопководства. В городе работает свыше 70 предприятий легкой индустрии (текстильный комбинат, ежегодно выпускающий ок. 225 млн. пог. м хлопчатобумажных тканей, швейные, трикотажные и др. ф-ки). Пищ. пром-сть объединяет ок. 40 предприятий. По сравнению с дореволюц. временем произ-во пром. изделий в 1972 увеличилось в 150 раз. Т. стал местом многих встреч и симпозиумов представителей стран Азии и Африки. В янв. 1966 здесь была подписана мирная декларация Индии и Пакистана.
=====
В Т. жили и работали видные деятели сов. культуры и науки — X. М. Абдуллаев, И. А. Каблуков, В. И. Романовский, писатели А. Толстой и А. Неверов, поэт Якуб Колас, композитор Р. М. Глиэр, поэты Г. Гулям, Хамид Алимджан, артист А. Хидоятов, режиссер М. Уйгур и др.
=====
После землетрясения 1966 Т. отстроен по новому генеральному плану с братской помощью всех республик СССР. Памятники культуры и зодчества: замок Актепе (6-8 и 11 вв. н. э.), мавзолей Шейхантаур (15 в.), мавзолей Юнус-хана (15 в.), мавзолей Ходжа Зайнеддина (12 и 16 вв.), медресе Барак-хана (16 в.), медресе Кукельдаш (16 в.), мавзолей Каффаль-Шоши (16 в.).
=====
В Т. находятся: АН Узб. ССР, филиал Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 16 вузов, в т. ч. ун-т им. В. И. Ленина (в к-ром обучается св. 11 тыс. студентов более 40 национальностей), Политехнич. ин-т, Пед. ин-т им. Низами, Гос. публ. б-ка им. А. Навои, Музей истории народов Узбекистана, Гос. музей иск-в, Респ. музей природы, Музей прикладного иск-ва. В городе 9 театров, в т. ч. Большой академич. театр оперы и балета им. А. Навои, Узбекский драматич. театр им. X. Хаким-заде Ниязи, Рус. драматич. театр им. Горького.
=====
Лит.: Добросмыслов А. И., Ташкент в прошлом и настоящем, Таш., 1912; Массон М. Е., Прошлое Ташкента, "Изв. АН УзССР", 1954, No 2; Азадаев Ф., Ташкент во второй половине XIX в., Таш., 1959; Соколов Ю. А., Ташкент, ташкентцы и Россия, Таш., 1965; Рашидов Г. Р., История социалистического Ташкента, т. 1, Таш., 1965, то же т. 2 Таш., 1966.
=====
Ю. Ф. Буряков. Ташкент.

Музыкальная энциклопедия:

Столица Узб. ССР (с 1930), один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров СССР. 1800 тыс. жит. (на 1 янв. 1979). В 1-е века н. э. Т. (Чачкент) был главным городом согдийской области Чач. В 10 в. Т. (Бинкент) — крупный торгово-ремесл. центр; в кон. 10 — нач. 13 вв. — удел в государстве Караханидов, получивший назв. Ташкент. В быту горожан были распространены нар. песни (обрядовые, колыбельные, лирич., сатирич.), касыды (оды), макомы, инстр. музыка, существовали муз.-артистич. цехи со своими рисола (уставами). Представления кукольного т-ра, канатоходцев (дорвоз), нар. комиков-острословов (кизыкчи) всегда сопровождались пением и инстр. музыкой (в исполнении ансамблей в составе сурная, карная, нагоры или дойры). В 14 в., в период правления Тимуридов, при дворе содержался целый штат музыкантов, в т. ч. из др. стран. В 16-18 вв. Т. стал объектом борьбы между разл. ханствами, что ослабило муз. развитие города.
Во 2-й пол. 19 в., после присоединения Ср. Азии к России, Т. становится крупным адм., торговым и культурным центром Ср. Азии. Муз. жизнь города интенсивно развивается как в среде коренного местного, так и рус. населения. Наряду с нар. и проф. музыкой устной традиции, муз.-театр. представлениями, широко популярными были инстр. ансамбли (в составе — гиджак, дутар, танбур, чанг, най, сурнай, дойра). Своеобразным центром культивирования музыки в Т. стали чайханы (чайные), где выступали известные музыканты (певцы и инструменталисты), носители традиций узб. музыки, в т. ч. Мулла Туйчи Ташмухамедов, Шорахим Шоумаров и др. В новой (русской) части города значит. распространение получило домашнее музицирование, устраивались благотворит. концерты с участием местных (русских) любителей музыки; их силами ставились популярные оперы и оперетты. Устраивались камерные концерты (фп., скрипка, виолончель, флейта), создавались оркестры, хоры. Первый любительский муз. кружок возник в Т. в доме врача А. И. Никитинова (1870). Муз. об-во, организованное в Т. в 1884, имело симф. оркестр и хор. С 1898 существовал также хор. кружок "Лира". В уч. заведениях (в гимназии, реальном уч-ще и Учительской семинарии) создавались оркестры, хоры. Благодаря деятельности таких одарённых музыкантов, как А. Ф. Эйхгорн, В. В. Лейсек, В. И. Михалек (первоначально занимали должности воен. капельмейстеров) и др., заметную роль в распространении рус. и зап.-европ. муз. классики в Т. играли дух. оркестры. Записи Эйхгорна положили начало изучению узб. нар. музыки, Лейсек провёл первые опыты её гармонизации ("Азиатское попурри" и др.). С кон. 19 в. в Т. выступали разл. муз.-театр. труппы — франц. опереточная труппа Лассаля (1891), итал. оперная (1907, 1910), Тифлисская опера (1894, 1897), Укр. муз.-драм. труппа (1895, 1899), труппы рус. антрепренёров (1909, 1912, 1913), тат. труппы "Hyp" и "Сайёр" (1911), азерб. труппы (1911; в 1916 — труппа У. Гаджибекова), передвижная рус. опера Ю. X. Южина (1915).
В нач. 20 в. в Т. появляются местные конц. организации. В 1904 создан кружок любителей симф. и камерной музыки, члены к-рого устраивали муз. вечера, в 1906 — Муз.-драм. об-во. В 1913 осн. Филармонич. об-во, в его концертах принимали участие дирижёры В. И. Михалек, Э. Я. Мелнгайлис. Местная рус. молодёжь организовывала балалаечные и духовые оркестры. Концерты, как правило, проходили в частных домах, в залах Военного и Обществ. собрания, в т-ре "Колизей" и Летнем т-ре. Наряду с муз.-драм., опереточными и оперными труппами в этот период выступали отд. музыканты-исполнители, в т. ч. гастролёры — скрипач К. М. Думчев, пианистка Я. Залесская (1903), флейтист А. Тершак, певица А. Фострем (1902) и др.
В 1890 при Муз. об-ве открылись муз. классы под рук. Лейсека. В 1896 начали работать муз. курсы Михалека, в нач. 1900-х гг. — муз.-педагогич. курсы под рук. Мелнгайлиса.
С установлением Сов. власти открылись широкие возможности для всестороннего развития нац. муз. жизни в городе. Т. становится центром культуры и иск-ва Туркестана; уже в первые годы Сов. власти проводятся концерты-митинги, "нар. концерты", концерты- лекции, устраиваются концерты симф. музыки, выступления дух. оркестров; возникают новые формы выступлений — этнографич. концерты (вечера вост. музыки); развивается самодеятельность. В этот период зарождается узб. конц. исполнительство, формируются постоянно действующие узб. и рус. муз.-драм. труппы. В 1918 в Т. открыт Рус. оперный т-р (с 1929 — Гос. т-р оперы и балета им. Я. М. Свердлова), на сцене к-рого ставились не только произв. рус. и зап.-европ. оперной классики, но и ранние оперы сов. композиторов ("Орлиный бунт" Пащенко, "Прорыв" Потоцкого, "В плену у яблонь" Чишко). Здесь гастролировали Л. В. Собинов, Г. С. Пирогов, П. И. Цесевич (все в 1922), А. В. Нежданова (1924) и др. Рус. оперный т-р сыграл важную роль в формировании Узб. муз. т-ра, созданного в 1929 в Самарканде (в 1931 переведён в Т.) на базе Узб. гос. концертно-этнографич. ансамбля (осн. в 1926 под рук. М. Кари-Якубова). Этот т-р пост. оперы "Ёр-Таргын" Брусиловского и "Нэргиз" М. Магомаева. Поставленные в 1939 и 1940 первые узб. оперы — "Буран" Ашрафи и Василенко и "Лейли и Меджнун" Глиэра и Т. Садыкова положили начало созданию нац. оперного иск-ва (см. Узбекский театр оперы и балета). С 1939 в Т. работает Т-р муз. драмы и комедии им. Мукими (в 1973 переименован в Узб. муз. т-р им. Мукими), с 1971 — Рус. т-р оперетты.
Т. — город интенсивной конц. жизни, центр сосредоточения многочисл. муз. коллективов. Основанная в 1936 Узб. филармония им. М. Кари-Якубова объединяет наиболее крупные исполнительские силы. В её составе — Симф. оркестр Узб. ССР (1938, рук. З. Хакна-заров), Оркестр нар. инструментов им. Т. Джалилова (1938; первоначально наз. нотным, был в составе концертно-этнографич. ансамбля), струн. квартет (1952), хор. капелла (1952), ансамбли песни и танца "Шодлик" (1936), "Гузал" (1972), хорезмский ансамбль "Лязги" (1958), ансамбль нар. танца "Бахор" (осн. в 1957; до 1978 рук. М. Тургунбаева), эстр. оркестр (1966). В филармонич. концертах выступали гастролёры — пианисты А. Б. Гольденвейзер, Э. Г. Гилельс, Л. Н. Оборин, виолончелист Д. Б. Шафран, певицы К. Г. Держинская, И. К. Архипова и др. Симф. оркестром Узб. ССР дирижировали В. В. Небольсин, Н. Г. Рахлин, К. Н. Илиев (Болгария) и др. При Узб. радиокомитете имеются Оркестр нар. инструментов (1957, на основе Ансамбля нар. инструментов, организованного в 1926), Ансамбль макомистов (1959), хор (1960), эстр.-симф. оркестр (1964), Уйгурский ансамбль песни и танца (1967), камерный оркестр (1974). В 1966 в Т. на основе Узб. госэстрады (1938) создано гастрольно-конц. объединение Узбекконцерт, куда входят: Ташкентский мюзик-холл (1970; осн. на базе узб. эстр. оркестра, к-рый существовал с 1958), Тат. эстр. ансамбль "Хайтарма" (1957), Корейский эстр. ансамбль "Каягин" (1965), вок.-инстр. ансамбли "Ялла" (1972) и "Синтез" (1974, с 1975 под назв. "Наво").
В Т. работает большинство муз.-учебных заведений Узбекистана, В 1934 открылась Высшая муз. школа, к-рая в 1936 была реорганизована в Ташкентскую консерваторию (с 1976 — им. М. Ашрафи); в 1936-38 по направлению Моск. консерватории здесь работали В. А. Цуккерман, Л. В. Данилевич, Ю. А. Фортунатов, И. И. Мартынов. В годы Великой Отечеств. войны 1941-1945 находившаяся в Т. большая группа рус. музыкантов, в т. ч. М. О. Штейнберг, С. Н. Василенко, Б. А. Арапов, Ю. Н. Тюлин, X. С. Кушнарёв и др., во многом способствовала развитию конц. и лекторско-музыковедческой деятельности в городе. Муз.-образоват. работа в Т. ведётся на спец. ф-тах Ин-та культуры (осн. в 1973), на муз. ф-те Педагогич. ин-та им. Низами. В Т. работают: Муз. уч-ще им. Хамзы (1924), Муз.-педагогич. уч-ще им. Ю. Раджаби (дошкольное; 1968), Детская муз. школа-интернат им. Р. М. Глиэра (1925), Центр. муз. школа-интернат им. В. А. Успенского при консерватории (1939), школа-интернат муз. воспитанников и муз.-художеств. школа-интернат, а также более 27 муз. школ-семилеток.
Центрами изучения узб. муз. наследия и проблем развития совр. музыки Узбекистана являются Отдел музыки Ин-та искусствознания им. Хамзы (осн. в 1928 в Самарканде как Ин-т музыки и хореографии; переведён в 1932 в Т., с 1933 — совр. назв.) и кафедры истории, теории музыки и вост. музыки (1972) Ташкентской консерватории. Проблемами реконструкции муз. инструментов занимается Экспериментальная лаборатория (создана в 1943 при Ин-те искусствознания, ныне при консерватории). В Т. проходят гастроли ведущих коллективов СССР и заруб. стран, Декады сов. республик, фестивали (в 1964 — "Ташкентская весна", в 1965 — "Мелодии долины роз"). Многие коллективы Т. гастролируют по Сов. Союзу и за рубежом.
Высокого уровня и массового размаха достигла муз. самодеятельность Т. Симф. оркестры, оперные студии, хоры, оркестры узб. и рус. нар. инструментов, разл. инстр. ансамбли, эстр. коллективы и традиц. нац. ансамбли создаются при содействии респ. Дома нар. творчества (осн. в 1937). При гор. Доме культуры функционирует Народная филармония. Традиционными стали телевизионные конкурсы самодеят. муз. коллективов "Мархабо, талантлар" ("Пожалуйте, таланты") и "Чашма" ("Родник"), респ. смотры и олимпиады.
Литература: Кары-Ниязов Т. Н., Очерки истории культуры Советского Узбекистана, М., 1955; История Узбекской ССР, т. 1-4, Таш., 1967-68; Вызго Т., Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970; История узбекской советской музыки, т. 1-2, Таш., 1972-73.
Р. С. Абдуллаев.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Ташкент
Из тюрк., первонач. "каменный город", ср. чагат., тур., тат., кыпч., др.-тюрк. tа "камень" (Радлов 3, 931 и сл., 939) и азерб., уйг., кыпч. knt "город, селение", половецк. kent "civitas" (Радлов 2, 1079). Последнее – из согд. knd "город", ягноб. knt, др.-инд. kantham "город"; см. Банг, KSz 18, 121 и сл.; Грёнбек, Kuman. Wb. 138; Шарпантье, МО 18, 7 и сл.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru