Определение слова «Иконостас»

Толковый словарь Ефремовой:

иконостас
I м.
Перегородка с рядом икон и резными дверьми в православном храме, отделяющая алтарь от основного интерьера.
II м. разг.
Большое количество орденов, медалей на чьей-либо груди.

Толковый словарь Ушакова:

ИКОНОСТА́С, иконостаса, ·муж. (от ·греч. eikon — образ и stasis — стояние) (церк.). В православной церкви — уставленная иконами стена, отделяющая алтарь от остальной части.

Большой энциклопедический словарь:

ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis — место стояния) — перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 — нач. 15 вв.

Архитектурный словарь:

(от греч. eikwn — образ и stasis — место стояния)
перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с кон. XIV — XV вв., чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерахической последовательности. Внизу находится ряд местных икон, выше — "деисусный" чин (deisis — греч. моление; включал иконы с изображениями Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др.), еще выше"праздничный" (с изображениями главных эпизодов Евангельского цикла) и "пророческий" чины. В XVI — XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.). Тябла и стойки иконостаса украшались резьбой, басмой, чеканкой. С появлением во второй половине XVII в. резных колонок, профилированных и раскрепованных цоколей и карнизов, сплошного золочения иконостасы становятся средоточием монументально-декоративного убранства храмов. В XVIII — нач. XIX вв. традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства западноевропейских алтарей.
* * *
в византийской церкви алтарная преграда с иконными изображениями.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
* * *
(иконостав)
1. Преграда, отделяющая основное пространство православного храма от алтаря (1) и включающая в себя иконы в два и более ярусов.
2. Киот (2), примыкающий к простенку или столпу в интерьере храма.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
* * *
(греч. eikon — образ, подобие, stasis — подставка) в православной церкви — преграда, стена, отделяющая алтарь от остального пространства храма. Представляет собой ряд икон, расположенных в строго установленном порядке. В зависимости от высоты храма иконостас устанавливается до четырёх ярусов. Тип развитого иконостаса сложился в течение XIII-XV вв. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, на которых помещаются иконы Благовещения и четырёх Евангелистов. Направо от царских дверей располагаются иконы Спасителя, храмового праздника, налевоикона Божьей Матери. По обе стороны царских дверей за рядами икон следуют боковые двери — северная и южная. На этих дверях изображаются лики ангелов, а именно: на северной — Херувим с пламенным мечом, на южной — Гавриил. Второй ряд иконостаса назначается для икон важнейших христианских праздников (Крещение, Богоявление, Воскресение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество). В третьем ряду помещаются изображения св. Апостолов, между которыми в середине, над царскими дверями, ставится изображение Иисуса Христа. Четвертый ряд назначается для икон св. Пророков, меж которых центральное место занимает икона Божьей Матери с младенцем. На верху иконостаса устанавливается крест. Помимо описанного в церквах делаются отдельные иконостасы в удобных местах: на стенах храмов, около столбов, поддерживающих свод, за клиросами и т.п. Эти отдельные иконостасы называются киотами (греч. kibotos — ковчег: ящик или рама, в которой помещается икона). Деревянный резной иконостас, установленный в Петропавловском соборе (арх. и ск. И.П. Зарудный, 1729) является шедевром русского декоративного искусства. Заслуживает внимания иконостас верхней церкви Никольского Морского собора работы резного дела мастера И.Ф. Канаева: он отличается высоким искусством резьбы и виртуозностью моделировки. К шедеврам русской резьбы относится и пятиярусный иконостас Сампсониевского собора.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Толковый словарь Даля:

См. икона

Большой словарь иностранных слов:

Иконостаса, м. [от греч. eikon – образ и stasis – стояние] (церк.). В православной церкви – уставленная иконами стена, отделяющая алтарь от остальной части.

Толковый словарь Кузнецова:

иконостас
ИКОНОСТАС -а; м. [от греч. eikn — изображение, образ и stasis — стояние, место стояния] В православной церкви: стена с иконами, отделяющая алтарь. Реставрация иконостаса. / Шутл. О большом количестве орденов, медалей, значков, навешанных на чью-л. грудь. Нацепить на грудь и.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
иконостас, -а

Толковый словарь Ожегова:

ИКОНОСТАС, а, м. Покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме.
| прил. иконостасный, ая, ое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

иконостас
"стена с иконами перед алтарем", цслав. иконостасъ. Заимств. из ср.-греч. () – то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 66.

Грамматический словарь Зализняка:

Иконостас, иконостасы, иконостаса, иконостасов, иконостасу, иконостасам, иконостас, иконостасы, иконостасом, иконостасами, иконостасе, иконостасах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(греч.) — более или менее сплошная, от сев. стены храма до южн., стена, которой отделяется алтарь от средней части в првсл. храме, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы. В этой стене три двери ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — "врата царские" (см.); влево от них — северные врата или двери, вправо — южные врата, прежде называвшиеся также дьяконскими. Средние двери называются святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен. И. бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду: на царских вратах находятся обыкновенно иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов; направо от царских врат — икона Спасителя, по левую их сторону — икона Божьей Матери с младенцем на руках; на сев. дверях — чаще архангелы Гавриил и Михаил, иногдапророки, св. диаконы или святители. Затем вправо от южн. дверей и влево от дверей сев. ставятся иконы наиболее чтимых святых, например святого, которому посвящен храм, или других, по усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в И. помещаются; непосредственно над царскими вратами — икона тайной вечери И. Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников — событий из жизни И. Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду И. ставятся: над иконою тайной вечери — икона И. Христа в царском или архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном Предтечей (она называется деисусом, см.); по ту и другую сторону этой иконыиконы св. апостолов. B четвертом ряду И. ставятся иконы ветхозаветных праведниковпророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх И. увенчивается изображением распятия И. Христа. Впрочем, такое устройство И. не всегда имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип И. был господствующим, но по нужде число ярусов или рядов И. может быть уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. Устройство И. в виде сплошной стены — относительно позднего происхождения; в первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме и от средины церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми, а весь И. редко доходит до потолка; обыкновенно сверху И. в приходских церквах большого размера оставляется более или менее открытое пространство.
Н. Б.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru