Определение слова «гужон»

Большой энциклопедический словарь:

ГУЖОН (Goujon) Жан (ок. 1510 — между 1564 и 1568) — французский скульптор, представитель Возрождения. Светские по мироощущению, поэтически одухотворенные, изысканные по пропорциям и ритму произведения (рельефы "Фонтана невинных", Париж, 1547-49).

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Goujon), Жан Мари Клод Александр (13. IV. 1766 — 17. VI. 1795) — деятель франц. бурж. революции кон. 18 в., якобинец. С 6 сент. 1791 до нач. апр. 1792 был одним из администраторов деп. Сена и Уаза. В 1792-94 — депутат Конвента, работал в мин-ве внутр. дел, был комиссаром Конвента в Рейнской армии. В термидорианском Конвенте примыкал к "вершине" — депутатам, оставшимся верными идеям якобинизма. Во время Прериальского восстания 1795 выступил в Конвенте за восстановление конституции 1793 и обновление правительств. к-тов. Приговоренный к смертной казни вместе с 5 др. депутатами "вершины", покончил жизнь самоубийством, заколовшись кинжалом, передаваемым приговоренными из рук в руки.
2.
Юлий Петрович (1858-1918) — рус. промышленник. С нач. 80-х гг. 19 в. — крупнейший пайщик Т-ва шелковой мануфактуры (Москва), Т-ва Моск. металлич. з-да и др. предприятий. Член Постоянной совещат. конторы железозаводчиков, Моск. биржевого к-та, Совета съездов представителей торговли и пром-сти, Моск. воен.-пром. к-та. Как крупный промышленник и особенно как бессменный (1907-17) пред. Моск. об-ва заводчиков и фабрикантов, объединявшего предпринимателей значит. части Центр. России, выступал с речами, статьями, брошюрами об экономич. политике царского пр-ва и по рабочему вопросу; энергично защищал интересы крупной пром. буржуазии, упорно боролся с рабочим движением.
=====
Лит.: Ленин В. И.. Фабриканты о рабочих стачках, Соч., 4 изд., т. 19; его же, Кризис надвигается, разруха растет, там же, т. 25.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

болт

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Жан (Goujon) — франц. ваятель (1510-72). Первоначальное художеств. образование получил во Франции; путешествовал потом по Италии, где изучал античную скульптуру. По возвращении своем во Францию подчинился влиянию господствовавшего тогда вкуса. Его первое известное произведениестатуя, известная под названием "Диана", — аллегорический портрет Дианы де-Пуатье, герцогини Валантенуа. Статуя эта украшала портал замка Ан. Диана изображена нагою и лежащей с луком в руке, облокотившеюся на шею оленя; ее куафюра состоит из кос, в которые вплетены драгоценные каменья; подле нее — собака. Эта группа так понравилась королю Генриху II, что он поручил Г. другие скульптурные работы в замке Ан. Г. украсил скульптурами также Экуанский замок (Ecouen); отель Карнавале в Париже, где впоследствии жила г-жа Севинье; парижскую ратушу, в которой обращали на себя внимание резанные им из дерева панно "Двенадцать месяцев"; затем, ворота Сент-Антуан — четырьмя великолепными барельефами "Сена", "Марна", "Уаза" и "Венера, выходящая из волн" (находятся в настоящее время в Лувре). Для церкви монастыря францисканцев (cordeliers) Г. изваял замечательный барельеф "Снятие со Креста". Наконец, ему принадлежит в Париже "Фонтан Нимф", известный также под назв. Fontaine des Innocents, начатый при Франциске I и оконченный при Генрихе II. По мнению Бернини, "этот фонтан есть лучшее произведение французской скульптуры, как по удивительной гармоничности между архитектурною частью и фигурами, так и по изяществу. Замечательны также гужоновские скульптурные украшения той части Лувра, которая была построена П. Леско. Г. был кальвинист и убит в Варфоломеевскую ночь в 1572 году. В Лувре находятся следующие произведения Г.: барельефы ворот св. Антуана, "Смерть и Воскресение", "Христос"; бронзы, украшавшие собою входную дверь замка Ан; скульптурные украшения спальни Дианы де-Пуатье и, наконец, знаменитая группа Дианы. В Мальмезоне, бывшем дворце императрицы Жозефины, находилась другая Диана Г., представленная стоящей, с луком в руке. Существенные черты таланта Г. заключаются в необыкновенно развитом чувстве изящества и понимании женской грации; кроме того, у него нет соперников в изображении юношеских форм. К этим качествам присоединяется понимание условий монументальной декоративности, своеобразной, изящной и поэтической.
В. Ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru