Определение слова «ГОБИНО»

Большой энциклопедический словарь:

ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де (1816-82) — французский социолог и писатель, один из основателей идеологии расизма и расово-антропологической школы в социологии. Этнографические работы по Востоку. Роман "Плеяды" (1874) — сборник "Азиатские новеллы" (1876) — исторические хроники.

Новая философская энциклопедия:

ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр (14 июля 1816, Виль дАврей – 13 октября 1882, Турин) – французский социальный мыслитель и политический деятель, чье творчество оказало значительное влияние на формирование идеологии пангерманизма в период перед 1-й мировой войной и расизма в 20–40-е гг. 20 в. Дебютировал как поэт в 1835, затем издал несколько романов, тепло принятых критикой. С 1849 посвятил себя дипломатической карьере. Во время пребывания с дипломатической миссией в странах Востока выступал и как историк-ориенталист («Трактат о клинописи», 1864; «История персов», т. 1–2, 1869, и др.). Главный труд Гобино, оказавший значительное влияние на последующее развитие идеологии национализма и расизма, – «Опыт о неравенстве человеческих рас» (Essai sur lingalit des races humaines, v. 1–4, 1853–55) – при его жизни не получил известности. Посмертной славе он обязан в первую очередь знакомству его автора с Р.Вагнером, проникшимся особой симпатией к Гобино, с которым его роднили преклонение перед аристократической моралью, восхищение средневековыми институтами, символизм. Именно вагнерианцам, в первую очередь Людвигу Шеманну (1852–1933), принадлежит ведущая роль в возрождении идей «Опыта о неравенстве».
Основная мысль «Опыта» состоит в том, что человеческая цивилизация пребывает в состоянии декаданса, который невозможно объяснить ни волей Бога, как это делал Боссюэ, ни упадком нравов, ни влиянием климата. Причина зла, по мнению Гобино, заключена в самом человеке: в момент зарождения человеческой цивилизации расы, хотя от природы и неравномерно одаренные способностями и талантами, были чисты. Последующие же бесконечные миграции привели к смешению этих изначально чистых рас, что и явилось причиной того, что человечество оказалось неспособным к бесконечному саморазвитию. Гобино иллюстрирует этот тезис историей первобытных арийцев, являвшихся, по его мнению, самой благородной из человеческих рас: мигрируя из Центральной Азии, они растворились в менее чистых желтой и черной расах. Рай, в который Гобино помещает представителей арийской расы, давно утрачен и недоступен для современного человека, хотя отдельные исторические ситуации могут дать миру индивидов, чудом сохранивших изначальную чистоту тех, кого он называл «королевскими детьми». Но эти отдельные исключения не способны приостановить общий упадок человеческой цивилизации.
«Опыт о неравенстве человеческих рас» выглядит скорее романтической эпопеей в традиционалистских тонах и весьма далек от тех интерпретаций, которые это произведение получило уже в нашем веке. Позднейшие комментаторы усмотрели в нем лишь апофеоз арийской расы, упуская из виду, что для Гобино чистая арийская раса исчезла много веков назад и что современная Германия, подобно другим народам, представляет собой лишь образец смешения рас и кровей и не демонстрирует ни одной из тех черт, которые роднили ее с древней Германией. Но именно эти моменты больше всего заинтересовали французских антропологов (Лебона, Ляпужа), теоретиков пангерманизма, откуда они перекочевали в творчество теоретика нацизма А.Розенберга и были восприняты как знамя сторонниками режима Виши в период оккупации Франции.
Как публицист Гобино выступал против чрезмерной централизации Франции, оставил воспоминания о встречах с известными людьми своей эпохи (лордом Литтоном, Меттернихом и др.), обширную переписку с Токвилем [ТОКВИЛЬ], Ш.Ремюза и др., а также значительное литературно-критическое наследие.
Литература:
1. Gaulnier J. Spectre de Gobineau. Pauvret, 1965.
M.M.Федорова

Социологический словарь:

Гобино (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.07.1816, Виль-Авре- 13.10.1882, Турин) — франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель и дипломат; в 60-70-х гг. посол Франции в Иране, Греции, Бразилии, Швеции. Один из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это основная мысль его главного труда "О неравенстве человеческих рас".
Гобино предложил радикальное биологическое объяснение исторического процесса. Главный фактор цивилизации — "чистота расы", которую, однако, никогда не удается сохранить надолго. Отсюда и недолговечность расцвета цивилизации. "Этнические смеси" разрушают единство стиля жизни и приводят к "вырождению человека", а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры. Гобино постулирует неизменную "иерархию рас": негры всецело чувственны и неспособны к рациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом и потому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной "исторической расой" является белая. Она "первоначально владела монополией на красоту, ум и силу". Где бы и когда бы ни возникала цивилизация (Гобино считает, что их было десять), в ее рождении обязательно принимала участие "белая кровь". Но и белая раса внутри себя неоднородна, она представлена тремя вариациями: "хамиты", "семиты" и "яфетиды". Первые две разновидности оказались менее жизнестойки и быстро смешались с черной расой, из яфетидов Гобино превозносит "семейство арийцев", с которым он связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная "раса владык", физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений.
Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Гобино, заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (например, кастовый строй Древней Индии). Несовместимость расового объяснения истории с многочисленными и разнообразными фактами Гобино мало смущала. Так, в "Истории персов" (1869) он объявляет "чудовищной ложью" традиционную версию греко-персидских войн, поскольку "арийцы" Дария и Ксеркса не могли быть хуже "семитизированных греков". Драматическая пенталогия "Ренессанс" (1877) проникнута тем же мотивом неизбежности декаданса ввиду ухудшения человеческой породы. Исторический произвол Гобино достигает апогея в книге "История Оттара Ярла и его потомства" (1879). Это полуфантастическая генеалогия рода Гобино, которую ему угодно было вести от "норвежского пирата", упоминаемого в норвежских хрониках под 843 г. В опубликованной посмертно поэме "Амадис" Гобино пытался возродить героический рыцарский эпос, возможно под влиянием Р. Вагнера, с которым сблизился в последние годы жизни. Уже при своем появлении расовая концепция Гобино была подвергнута убедительной критике выдающимся политическим мыслителем Токвилем и известным философом и ученым-ориенталистом Э. Ренаном. Гобино во многом предвосхитил концепцию Ницше. В 20 в. его идеи способствовали формированию и распространению идеологии нацизма.
Соч.: 1) La Renaissance. P., 1877. 2) Essai sur I`inegalite des races humaines. P., 1884.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru