Определение слова «ДРЕВС»

Большой энциклопедический словарь:

ДРЕВС (Drews) Артур (1865-1935) — немецкий философ, последователь Э. Гартмана. Популяризатор т. н. мифологической школы в религиеведении.

Большая советская энциклопедия:

(Drews)
Артур (1.11.1865, Итерзен, — 19.7.1935, Ахерн), немецкий философ-идеалист, последователь Э. Гартмана. Профессор Политехнического института в Карлсруэ (с 1898). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и безличная божественная стихия, обретающая самосознание в религиозном и философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрёл известность как плодовитый популяризатор так называемой мифологической школы в религиеведении; его интерпретация образов Христа и др. новозаветных персонажей как безличных астральных символов основана на гипотезах Дж. Фрейзера, Дж. Робертсона и др. историков религии. В конце жизни разрабатывал расовую «германскую религию» (книга о Р. Вагнере, толкование свастики и т.п.), смыкаясь с идеологией нацизма.
Соч.: Nietzsches Philosophiе, Hdlb., 1904; E. von Hartmanns phylosophisches System im Grundri, 2 Aufl., Hdlb., 1906; Die Religion als Selbstbewutsein Gottes, Jena, 1906; Geschichte des Monismus im Altertum, Hdlb., 1913; в рус. пер. — Жил ли апостол Петр?, М., 1924; Миф о деве Марии, М., 1926; Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем, М., 1930; Происхождение христианства из гностицизма, М., 1930.
Лит.: Кубланов М., Новый завет. Поиски и находки, М., 1968, с. 202—10.
С. С Аверинцев, Д. Н. Ляликов.

Советская историческая энциклопедия:

(Drews), Артур (1.XI.1865 — 19.VII.1935) — нем. философ-идеалист и историк раннего христианства, известный представитель мифологич. школы. Автор ряда соч. по истории христианства: "Миф о Христе" ("Die Christusmythe", Bd 1-2, Jena, 1909-11, перераб. 1924, рус. пер., М., 1926), "Легенда о Петре" ("Die Petruslegende", Frankf., 1909), "Происхождение христианства из гностицизма" ("Die Entstehung des Christentums aus dem Gnostizismus", Jena, 1924, рус. пер., M., 1930) и др., в к-рых собраны и систематизированы все аргументы мифологич. школы, опровергающие ист. существование Иисуса Христа и показывающие, что евангельские легенды о Христе и апостолах были записаны авторами новозаветных писаний лишь во 2 в. Осн. источником, из к-рого возникло христианство, Д. считал, вряд ли с достаточным основанием, гностицизм (см. Гностики).
=====
Книги Д. вызвали ожесточ. травлю со стороны протестантских и католич. богословов. Д. не был атеистом и не выступал против религии, он стремился лишь "усовершенствовать" ее. По словам Ленина, Д. "... высказывается за религию, только подновленную, подчищенную, ухищренную..." (Соч., т. 33, с. 205). Тем не менее Ленин настаивал на необходимости широко использовать книги "древсов" в борьбе с религ. предрассудками. Б. ч. соч. Д. переведена на рус. язык.
=====
Я. А. Ленцман. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ДРЕВС (Drews) Артур Христиан Хайнрих (1 ноября 1865, Ютерсон, Голштиния – 19 июля 1935? Карлсруэ)немецкий философ, историк религии. Образование получил в Мюнхене, Берлине и Гейдельберге. С 1898 – профессор Политехнической Академии в Карлсруэ.
Философские взгляды Древса сложились под влиянием философии бессознательного, разработанной Э.Гартманом. В частности, он поддерживал пантеистическую концепцию «конкретного монизма», основанную на единстве человеческого духа и Бога, активно критиковал положение Декарта о мыслящей субстанции, отстаивая первичность бессознательной воли относительно сознания. Значительная часть работ Древса посвящена истории идеалистических учений конца 18–19 вв. («Основы философской системы Э.Гартмана», 1902; «Философия Ницше», 1904 и др.). В нач. 20 в. Древс обратился к изучению позднеантичной философии («Плотин», 1907; «История монизма в древности», 1913), что привело его к проблеме происхождения христианской догмы об Иисусе. В работах «Миф о Христе» (1909–11) и «Легенде о Петре» (1910) Древс делает вывод о том, что евангельская версия происхождения Христа, ставшая предметом длительных споров между протестантскими богословами и сторонниками мифологической школы происхождения религии, является вымыслом. Поздние труды Древса посвящены исследованию библейских сюжетов и анализу гностицизма, который он считал главным источником раннего христианства, а сам евангельский сюжет – плодом значительно более позднего мифотворчества проповедников христианства. Древс считал заключенную в христианстве правду вневременным символом универсального процесса, которая обнаруживается только при отделении ее от конкретной исторической фигуры. В то же время он пытался идентифицировать персонажей Нового Завета с мистическими фигурами эзотерических культов, представить Иисуса в образе Бога-солнце, а апостолов – в виде двенадцати знаков Зодиака.
Сочинения:
1. Eduard von Hartmanns Philosophie und der Materialismus in der modernen Kultur. Lpz., 1889;
2. Die deutsche Spekulation seit Kant, Bd 1–2. В., 1894;
3. Die Religion als Selbstewusstsein Gottes. Jena, 1907;
4. Die Christusmythe, Bd 1–2. Jena, 1909–11;
5. Жил ли Христос? М., 1924;
6. Жил ли апостол Петр? М., 1924;
7. Миф о деве Марии. М., 1926;
8. Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. М., 1930;
9. Миф о Христе, т. 1–2. М., 1923–24.
М.Н.Архипова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru