Определение слова «доминанта»

Толковый словарь Ефремовой:

доминанта
I ж.
Главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.
II ж.
Временно господствующий в данный момент очаг возбуждения в центральной нервной системе, способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров (в физиологии).
III ж.
Название пятой ступени гаммы, а также аккордов, строящихся на этой ступени (в музыке).

Большой энциклопедический словарь:

ДОМИНАНТА — в физиологии — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе; создает скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов. Принцип доминанты сформулировал А. А. Ухтомский в 1911-23.
ДОМИНАНТА — в музыке — одна из функций тональных в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике. Основа аккордов доминантытрезвучие V ступени лада. Функцию доминанты (D) выполняют также аккорды, производные от него.
ДОМИНАНТА (от лат. dominans, родительный падеж dominantis — господствующий) — главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.

Архитектурный словарь:

В архитектуре, господствующий элемент в композиции ансамбля. Доминантой обычно бывает высокое здание (например, главный корпус МГУ на Ленинских горах в Москве) или вертикальная часть одного из зданий (например, башня и шпиль Адмиралтейства в Ленинграде). Возвышаясь над окружающей застройкой, доминанта отмечает важный узел пространственного построения ансамбля.
* * *
(лат. dominans — господствующий)
в архитектурной композиции, в ансамбле — главенствующее сооружение. Одна из самых ярких примет петровского Петербурга — шпилевидные завершения колоколен и башен. Стремительная вертикаль Адмиралтейской башни является архитектурной доминантой адмиралтейской стороны. Основой ее пространственно-планировочной структуры является знаменитый трезубец першпектов, сходящихся к Адмиралтейству (арх. П. М. Еропкин) Невский пр., Вознесенский пр., Средняя перспектива (Гороховая ул.). С учетом двух параллельных Неве трасс, ориентированных на адмиралтейский шпиль (ул. Галерная и ул. Миллионная), образовалась уникальная пятилучевая композиция. Такова градообразующая роль центральной архитектурной доминанты Санкт-Петербурга.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Толковый словарь Даля:

доминанта
ДОМИНАНТА ж. муз. пятый тон, квинта тоники.

Толковый словарь Кузнецова:

доминанта
ДОМИНАНТА -ы; ж. [итал. dominante] Книжн. Господствующая идея; основной признак или важнейшая составная часть чего-л. У каждой исторической эпохи есть своя д. // Физиол. Господствующий в данный момент очаг возбуждения в центральной нервной системе, способный влиять на деятельность других нервных центров. Психологическая д. // Архит. Самое высокое сооружение в архитектурном ансамбле. Колокольня Петропавловского собора стала доминантой Петербурга. // Муз. Пятая ступень гаммы (лада). Аккорд разрешён в доминанте.
Доминантный, -ая, -ое; Доминантовый, -ая, -ое. Муз. Д-ое трезвучие.

Математическая энциклопедия:

Топологического пространства X- любое топологич. пространство, для к-рого Xслужит ретрактом. А. В. Чериавспий

Музыкальная энциклопедия:

(от лат. dominans, род. падеж dominantis — господствующий; франц. dominante, нем. Dominante) — название V ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды V, III и VII ступеней. Д. порой называют всякий аккорд, расположенный квинтой выше данного (Ж. Ф. Рамо, Ю. Н. Тюлин). Знак функции Д. (D) предложен X. Риманом.
Понятие второй опоры лада существовало ещё в ср.-век. теории ладов под названиями: тенор, реперкуссиа, туба (первая и главная опора носила названия: финалис, заключительный тон, осн. тон лада). С. де Ко (1615) обозначал термином "Д." V ступень в автентич. ладах и IV — в плагальных. В григорианских ладах термин "Д." (псалмодич. или мелодич. Д.) относится к звуку реперкуссиа (тенора). Это понимание, распространённое в 17 в., сохранилось (Д. Йонер). За аккордом верхней квинты лада термин "Д." закрепил Ж. Ф. Рамо.
Значение аккорда Д. в функционально- гармонич. системе тональности определяется его отношением к аккорду тоники. Осн. тон Д. содержится в тонич. трезвучии, в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Поэтому Д. как бы порождается тоникой, выводится из неё. Аккорд Д. в мажоре и гармонич. миноре содержит в своём составе вводный тон и обладает ярко выраженным тяготением к тонике лада.
Литература: см. при ст. Гармония.
Ю. Н. Холопов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
доминанта, -ы

Большой психологический словарь:

(от лат. dominans — господствующий)временно господствующий очаг возбуждения в ц. н. с., для которого характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу др. нервных центров. В норме Д. представляет собой функциональное объединение нервных центров, состоящее из относительно подвижного коркового компонента, а также субкортикальных, вегетативных и гуморальных компонентов, включаемых в это объединение. Сложившаяся Д. — синхронно работающая констелляция центров с оптимальным для данной реакции стационарным возбуждением (нервным процессом, который не распространяется по нервным путям и проявляется в виде медленных изменений биопотенциала) в разных отделах головного и спинного мозга. Основные черты Д. — повышенная возбудимость, способность стойко удерживать возбуждение, суммировать в себе возбуждения от последовательно приходящих нервных импульсов. Д., по мнению А. А. Ухтомского, предложившего этот термин и разработавшего учение о Д., определяет направленность поведения и мышления, составляет физиологическую основу внимания.

Научно-технический словарь:

ДОМИНАНТА, в генетике — термин, описывающий аллель гетерозиготной пары аллелей, которая проявляется, подавляя вторую АЛЛЕЛЬ. Например, если потомок унаследовал одну аллель, соответствующую карим глазам, а другую — голубым, то аллель карих глаз будет преобладать и подавит другую, РЕЦЕССИВНУЮ аллель голубых глаз, хотя носитель ее сохранит способность передать эту аллель детям. см. также ГЕТЕРОЗИГОТА, ГОМОЗИГОТА.

Грамматический словарь Зализняка:

Доминанта, доминанты, доминанты, доминант, доминанте, доминантам, доминанту, доминанты, доминантой, доминантою, доминантами, доминанте, доминантах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Пятая ступень диатонической гаммы, наиболее выдающаяся после первой ступени или тоники. В диатонической гамме, распадающейся на два тетрахорда, тоникой начинается нижний тетрахорд, а доминантой — верхний. Д. отстоит от тоники, или первой ступени, на квинту вверх. Ступень, отстоящая от тоники на квинту вниз, называется субдоминантой; напр. в гамме до ступень соль будет Д., фа — субдоминанта.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru