Определение слова «квинта»

Толковый словарь Ефремовой:

квинта ж.
1. Название пятой ступени диатонического звукоряда (в музыке).
|| Интервал в пять ступеней звукоряда.
2. Самая высокая по тону струна у некоторых музыкальных струнных инструментов.

Толковый словарь Ушакова:

КВИ́НТА, квинты, ·жен. (·лат. quinta — пятая).
1. Пятая ступень в диатонической гамме (муз.). Ля есть квинта к ре.
| Соответствующий интервал (муз.). Чистая квинта (расстояние двух звуков на 31/2 тона).
2. Самая высокая струна у некоторых струнных инструментов (муз.).
3. Пятая позиция или фигура в фехтовании (спорт.).
4. В игре в лотоположение, при котором все пять нумеров в строке карточки заняты кубиками (спец.).

Большой энциклопедический словарь:

КВИНТА — см. Интервал.

Большая советская энциклопедия:

Квинта
(от лат. Quinta — пятая)
в музыке, один из Интервалов, а также одна из ступеней (См. Ступень) звукоряда. К. называют и первую струну скрипки, настраивающуюся в тоне ми второй октавы.

Большой словарь иностранных слов:

Квинты, ж. [латин. quinta – пятая]. 1. Пятая ступень в диатонической гамме (муз.). Ля есть квинта к ре. || Соответствующий интервал (муз.). Чистая квинта (расстояние двух звуков на 31/2 тона). 2. Самая высокая струна у некоторых струнных инструментов (муз.). 3. Пятая позиция или фигура в фехтовании (спорт.). 4. В игре в лотоположение, при котором все пять номеров в строке карточки заняты кубиками (спец.). І Повесить нос на квинту – (разг.) – приуныть.

Толковый словарь Кузнецова:

квинта
КВИНТА -ы; ж. [от лат. quinta — пятая] Муз.
1. Пятая ступень от данной в диатонической гамме. // Интервал между данной ступенью и пятой от неё в диатонической гамме.
2. Самая высокая по тону струна скрипки и некоторых других музыкальных инструментов.
Вешать нос на квинту. Приходить в уныние, поддаваться мрачному настроению.

Малый академический словарь:

квинта
-ы, ж. муз.
1.
Пятая ступень от данной в диатонической гамме.
||
Интервал между данной ступенью и пятой от нее в диатонической гамме.
2.
Самая высокая по тону струна скрипки и некоторых других музыкальных инструментов.

вешать нос на квинту
приходить в уныние, поддаваться мрачному настроению.

[От лат. quinta — пятая]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
квинта, -ы

Толковый словарь Ожегова:

КВИНТА, ы, ж.
1. В музыке: пятая ступень гаммы, а также интервал (во 2 знач.), охватывающий пять ступеней звукоряда.
2. Самая высокая по тону струна нек-рых струнных инструментов.
• Нос на квинту повесить (разг. шутл.)приуныть.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

гиподиапента
интервал
консонанс
струна
ступень

Грамматический словарь Зализняка:

Квинта, квинты, квинты, квинт, квинте, квинтам, квинту, квинты, квинтой, квинтою, квинтами, квинте, квинтах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Quinte) — интервал, расстояние двух звуков на 31/2 тона, а также пятая ступень или доминанта в восходящей диатонической гамме, считая снизу. К., заключающая в себе 31/2 тона, называется чистою. Уменьшенная К. на 1/2 тона меньше чистой, увеличенная — на 1/2 тона больше чистой. В гармонии К. называется третья нота необращенного терцеобразно построенного аккорда. К., находящаяся в верхнем голосе аккорда, дает ему положение К. Находясь в нижнем голосе, К. служит основанием следующих обращенных аккордов: квартсекстаккорда (46, второе обращение трезвучия), терцквартаккорда (34, второе обращение септаккорда), квартквинтаккорда (45, второе обращение нонаккорда). Квинтсекстаккордом (56) называется первое обращение септаккорда, в котором септима отстоит от основания на квинту, а основной тон от основания на сексту:

(этот аккорд в необращенном виде будет r fa la do). К. параллельные образуются при прямом движении голосов, постоянно отстоящих на этом интервале, например:

Движение голосов чистыми параллельными К. запрещается. К. скрытые образуются при прямом движении голосов, при переходе их из какого-нибудь интервала в чистую К. Такие К. допускаются при сродстве аккордов и плавном движении верхнего из голосов, образующих скрытые К. Квинтовый круг есть сопоставление гамм, из которых каждая со своими соседними находится в доминантовом отношении и отстоит от них на К. Двигаясь по квинтам вправо от лада do, мы получаем гаммы с постепенно нарастающим числом диезов. Двигаясь по К. влево от лада do, получаем гаммы с постепенно нарастающим числом бемолей. Гаммы fa и sol энгармонически совпадают. К. называется также первая струна скрипки.
Н. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru