Определение слова «ДЖАКАРТА»

Большой энциклопедический словарь:

ДЖАКАРТА (Jakarta — Djakarta) — столица Индонезии, на о. Ява. 7,8 млн. жителей (1990). Транспортный узел; морской аванпорт Танджунгприок на Яванском м. (грузооборот св. 15 млн. т в год). Международный аэропорт. Обработка каучука; пищевая, текстильная, обувная промышленность, металлообработка и машиностроение. Университеты. Картинная галерея, Джакартский музей. В 16 в. г. Сундакелапа, с 1527 Джаякерта; в нач. 17 в. разрушен голландцами. В 1619 на этом месте ими построена крепость Батавия. Город вокруг нее в 1621 получил то же название. 17 авг. 1945 здесь была провозглашена независимость Индонезии. В 1949 Батавия переименована в Джакарту. На территории исторического ядра города — каналы, дома 17-18 вв., Пенангские ворота, португальская церковь (оба 17 в.).

Словарь географических названий:

Джакарта
(Jakarta), до 1949 г.– Батавия, столица Индонезии, на сев.-зап. побережье о. Ява. 8347 тыс. жителей (2002), вместе с пригородами (Бол. Джакарта) 16050 тыс. чел. 85,5 % верующих мусульмане, 5,2 % протестанты, 3,4 % буддисты, 4,8 % католики, 1 % индуисты. Город основан в 1527 г., когда войска султаната Демак одержали победу над португальским флотом и, захватив поселение Сунда Келапа, назвали его Джаякерта ("город Победы"). В 1619 г. разрушен голландцами, которые построили на его месте форт Батавия. С 1621 г. центр Нидерландской Индии. 809 колледжей, более 100 академий и вузов, в т.ч. 18 ун-тов (крупнейший – "Индонезия"). Музеи: нац. (1778), истории города, вооружённых сил "Ксатрия Мандала", "Пурна Бхакти Пертиви" (подарков президенту, 1993); планетарий, зоопарк (1864). Нац. галерея искусств, этнографический парк "Прекрасная Индонезия в миниатюре" (1975), Парк грёз в Анчоле, мечеть "Истиклял" (1978). Памятники голландской колониальной архитектуры (район "Кота"). Монумент независимости высотой 132 м. Дворец "Мердека" (1816) – офиц. резиденция президента Индонезии. Телецентр. Крупнейший пром. центр страны (свыше 27 тыс. предприятий, в т.ч. более 8 тыс. кустарных). Автосборочная, текст., швейная, обув., электронная, пищ., хим., фарм., полиграф., стек., бум., деревообр., судоремонтная и судостроит., мет.-обр. пром-сть. Важный узел шосс. и жел. дорог, воздушного и морского сообщения. Междун. аэропорт Сукарно-Хатта в Ченкаренге. В 13 км к С. порт Танджунгприок (1877–83) – основной контейнерный терминал страны. Вывоз чая, коры хинного дерева, кассавы, кофе, каучука, копры, пальмового масла.

Большая советская энциклопедия:

Джакарта
(Djakarta)
столица Индонезии. Расположена на северо-западном побережье острова Ява, при впадении р. Чиливунг в Яванское море. Климат тропический экваториальный; среднегодовая температура 27°С; осадков 1784 мм в год; влажность 80%. Административно Д. вместе с пригородами образует особую единицу — Большую Д. Площадь Большой Д. 577 км2. Население 4,4 млн. чел. (1970). Город быстро растет: 681 тыс. жителей в 1941, 1933 тыс. жителей в 1957 и 2906,5 тыс. жителей в 1961. Городское управление в Д. осуществляется выборным муниципальным советом во главе с мэром города.
В 16 в. на месте современной Д. находился г. Сундакелапа, в 1527 он присоединён к Бантаму и переименован в Джаякерту, в начале 17 в. разрушен голландцами. В 1619 на месте Джаякерты голландцы построили крепость Батавия. Выросший вокруг неё город в 1621 получил то же название. До конца голландского господства в Индонезии (1945) Батавия была резиденцией генерал-губернатора и столицей колонии. С начала 20 в. город стал крупным центром индонезийского национально-освободительного движения. 17 августа 1945 здесь была провозглашена независимость Индонезии и город стал столицей Республики Индонезия (кроме 1946—49, когда столица в связи с голландской агрессией была временно в Джокьякарте (См. Джокьякарта)); в 1949 Батавия переименована в Д.
Д. — крупный экономический центр страны. Промышленность Д. связана с переработкой местной продукции (частично рассчитана на экспорт) и привозного сырья (в значительной мере для обслуживания портового хозяйства). Предприятия пищевой (рисоочистительной, чае- и кофеобрабатывающей, мукомольной, рыбообрабатывающей, маслобойной) промышленности, по обработке каучука, производству резиновых и кожевенно-обувных изделий, текстильные, швейные. Металлообработка и машиностроение, в том числе судоремонтные верфи, машиносборочные заводы, механические мастерские и др. Многочисленные ремёсла поставляют предметы обихода и художественные изделия. В экономике Д. значительная роль принадлежит иностранному капиталу; за 1967—68 около 1/2 всех заявок иностранных инвесторов на капиталовложения в Индонезии пришлось на район Большой Д. В столице находятся отделения крупнейших американских, японских, западногерманских и др. иностранных банков и фирм.
Д. — узел международных морских и воздушных сообщений. Порт Д. — Танджунгприок — расположен к В. от города и связан с ним железной дорогой, автострадой и судоходным каналом. Через порт проходит значительная часть внешнеторгового оборота страны (вывозятся каучук, чай, кофе, хинин, тростниковый сахар и др. продукция с.-х. тропического земледелия; ввозят преимущественно промышленное оборудование). Столичный аэропорт — Кемайоран.
На территории исторического ядра города (северная часть Д.) — каналы, дома 17—18 вв., Пенангские ворота (1671), португальская церковь (1695), старая ратуша (1710—12). Новые районы Большой Д., регулярно распланированные, включают сооружения 19—20 вв. в духе восточной и европейской архитектуры — Дворец президента и вице-президента, Центральный госпиталь, Министерство иностранных дел, а также Монумент независимости (бронза, 1964, советский скульптор М. Г. Манизер, советский архитектор И. Е. Рожин). На Ю.-З. Д. проведено большое строительство жилых (1—2-этажные коттеджи), многоэтажных торговых, промышленных зданий и культурных сооружений (спортивный комплекс, 1956—62, советский архитектор Р. И. Семерджиев и др.) в современных формах, с учётом местных климатических условий.
В Д. находятся государственный Индонезийский университет, несколько частных университетов, национальный технический институт; Институт наук Индонезии, Институт индонезийской культуры и др. научные учреждения и общества; Публичная библиотека (свыше 42 тыс. тт.), библиотека Музея при Институте индонезийской культуры (350 тыс. тт.) и др.; Музей при институте индонезийской культуры, Городской музей, Картинная галерея; работают театры «Отель Индонезия» и «Кечил».
Лит.: Djakarta dewasa ini, [Djakarta, 1955].

Джакарта. План города.

Джакарта. На переднем плане один из городских каналов.

Советская историческая энциклопедия:

(Djakarta) — столица Республики Индонезия, на сев.-зап. побережье о. Ява. 2973 тыс. жит. (1961). Аэропорт Кемайоран (крупнейший в Юго-Вост. Азии). Через порт Танджунгприок (10 км к В.) проходит значит. часть внеш. торговли страны. Ун-т и др. уч. заведения. Музей (осн. в 1778). Радиостанция (сильнейшая в Юго-Вост. Азии). В 16 в. на месте совр. Д. находился г. Сундакелапа, в 1527 он присоединен к Бантаму ипереименован в Джаякерту, в нач. 17 в. был разрушен голландцами. В 1619 на ее месте голландцы построили крепость Батавию, выросший вокруг нее город в 1621 получил то же назв., до 1732 он служил резиденцией ген.-губернатора голл. Ост-Индской компании. С нач. 20 в. город стал крупнейшим центром индонез. нац.-освободит. движения. 17 авг. 1945 здесь была провозглашена независимость Индонезии и город стал столицей Республики Индонезия (кроме 1946-49, когда столица была в Джокьякарте). В 1949 Батавия переименована в Д. После завоевания независимости город быстро вырос как пром. и культурный центр. В 1941 в нем было 681 т. ж., в 1957 — ок. 2 млн., в 1961 — ок. 3 млн. жит.
=====
А. С. Дийков. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru