Определение слова «ЦЕЗАРЕПАПИЗМ»

Советская историческая энциклопедия:

(от лат. caesar — цезарь и papa — папа)термин, обозначающий форму правления в Визант. гос-ве, при к-рой глава светской властиимператор (цезарь) фактически являлся одновременно главой церкви (папой); введен католич. историографией 19 в. (нем. ученым Й. Хергенрётером и др.). Изредка этот термин употребляется в ист. лит-ре и в настоящее время и не только применительно к Византии.
=====
Визант. церковь в экономич. отношении значительно больше зависела от гос-ва, чем католическая; ее права не были конституированы, назначение патриарха являлось прерогативой императора; визант. духовенство не выделилось в самостоятельное сословие и играло несравненно меньшую роль, чем зап.-европейское, в гос. администрации. Однако визант. императоры никогда не претендовали на духовную власть; они не смогли добиться права назначения епископов и митрополитов; влияние патриархов на гос. аппарат было временами огромно. Реальное соотношение сил между церковью и императором в различные ист. периоды было различным. Визант. императоры неоднократно пытались навязать свою волю церкви, но далеко не всегда они добивались успеха; так, напр., не удалось им осуществить иконоборчества, провести унию церковную. Все это дало основание большинству византинистов считать, что термин "Ц." не отражает истинных взаимоотношений, сложившихся между визант. императорами и церковью.

Новая философская энциклопедия:

ЦЕЗАРЕПАПИЗМпонятие, выражающее такое соотношение церкви и государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции. Большинство историков находят цезарепапизм в истории Византии, где юридически отношения церкви и государства регулировались «теорией симфонии», выраженной в предисловии к VI новелле Кодекса императора Юстиниана (6 в.): «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием,– это священство и царство; первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу». Тенденции к цезарепапизму можно обнаружить в толкованиях на Номоканон антиохийского патриарха Феодора Вальсамона (12 в.): император главенствует над церковью, его власть выше епископской, ему принадлежат права и преимущества архиерея. Ряд историков, в т.ч. прот. А.Шмеман, считают, что нельзя однозначно характеризовать отношение церкви и государства в Византии как цезарепапизм, ибо между ними существовал догматический союз, в вопросах догматики имперская власть подчинялась церковной. В русской истории тенденцию к цезарепапизму связывают с появлением Соборного уложения 1649 царя Алексея Михайловича, его упрочение – с реформами Петра I, упразднившего патриаршество, конфисковавшего в пользу государства церковное имущество и реформировавшего церковное управление. В деятельности патриарха Никона ряд историков – М.В.Зызыкин, архиеп. Серафим (Соболев) – усматривают стремление противостоять цезарепапизму. С критикой цезарепапизма в русской истории выступали В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, Вл.С.Соловьев, А.В.Карташев и др. В.В.Зеньковский, напротив, считал, что цезарепапизм не характерен для русской церковно-политической мысли: «Теократическая тема христианства развивается в России не в смысле примата духовной власти над светской, как это случилось на Западе, а в сторону усвоения государственной власти священной миссии. Это не было движение в сторону цезарепапизма. Церковь сама шла навстречу государству, чтобы внести в него благодатную силу освящения» (История русской философии, т. 1. Париж, 1989, с. 49). Критику цезарепапизма как искажения теократии можно найти у Л.А.Тихомирова, И.А.Ильина и др.
А.П.Козырев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru