Определение слова «БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич»

Большой энциклопедический словарь:

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825) — российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера ("М. И. Лопухина", 1797). С 1800-х гг. испытал влияние классицизма ("А. Б. Куракин", 1801-02). БОРОВИКОВСКИЙ (БОРОВИК) Владимир Лукич (24 июля (4 августа) 1757, Миргород — 6 (18) апреля 1825, Санкт-Петербург)российский художник. По происхождению украинец. Один из лучших портретистов славянского века Просвещения. Родился в казачьей семье. Первоначальное художественное образование получил у отца-иконописца. Пройдя воинскую службу, занимался религиозной живописью в традициях украинского барокко ("Богоматерь с младенцем" (вероятно, из икон для миргородской Троицкой церкви) — 1784, Музей украинского искусства, Киев). В 1787 написал аллегорические композиции для торжественного оформления пути Екатерины II в Крым (не сохранились) — после чего переселился в Санкт-Петербург, где был принят в доме Н. А. Львова; сблизился с выдающимися интеллектуалами того времени (помимо самого Львова, с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным, Н. И. Хемницером). Совершенствует мастерство, с 1792 занимаясь у австрийского живописца И. Б. Лампи-отца и пользуясь советами Д. Г. Левицкого. Активно претворяет опыт барочного искусства в религиозных заказах (живопись иконостасов Борисоглебского собора в Торжке, 1790-92, и Иосифовского собора в Могилеве, 1793-94; сохранилась лишь частично). В ранний петербургский период создает много миниатюрных портретов, обычно написанных маслом, но подражающих эмалевой живописи ("В. В. Капнист", начало 1790-х, Русский музей) — а также малоформатных портретных картинок, близких по стилю к миниатюре ("Г. Р. Державин", 1795; "Торжковская крестьянка Христинья", ок. 1795; обе — Третьяковская галерея). Характерная для этих образов лирическая задушевность, внимание к частной, "естественной" жизни человека свойственны и некоторым парадным его портретам (прежде всего, знаменитому портрету Екатерины II (1794, Третьяковская галерея) — изображенной в домашнем платье на прогулке в царскосельском парке). Переливчатые, нежные цветовые гаммы органично связывают фигуры с пейзажным фоном. Кисть мастера не столько заостряет индивидуальные черты, сколько отмечает общие свойства просветленной, облагороженной человеческой натуры, благодаря чему большинство его персонажей, в особенности женских, кажется связанным неким фамильным родством. Среди типичных работ этого периода — портреты Н. И. Куракиной (1795) — Е. Н. Арсеньевой (1796, оба — Русский музей) — М. И. Лопухиной (1797, Третьяковская галерея). Хрупкая, мечтательная красота последнего портрета век спустя вдохновила Я. П. Полонского ("Она давно прошла — и нет уже тех глаз,/ И той улыбки нет, что молча выражали/ Страданьетень любви, и мыслитень печали.../ Но красоту ее Боровиковский спас ("К портрету М. И. Лопухиной", 1885). Даже в более официозных образах Боровиковского живописная риторика предстает не блеском тщеславия, но выражением человеческого достоинства как такового; примером может служить портрет А. Б. Куракина (1801-02, Третьяковская галерея) — в жизни чваного "павлина", как его звали современники. К числу самых эффектных работ мастера принадлежит портрет Павла I в коронационном одеянии (1800, Русский музей). Активное, героическое начало, предвосхищающее романтизм, четко проступает в портрете генерала Ф. А. Боровского (1799, там же). Прежняя воздушная дымка уступает более контрастным цветовым созвучиям в картине "Сестры А. Г. и В. Г. Гагарины" (1802); возрастает волевая собранность характеров ("Неизвестная в тюрбане" (возможно, писательница Ж. де Сталь, 1812; оба — в Третьяковской галерее). В 1810-х годах Боровиковский пишет все больше групповых портретов, сводящих воедино разные поколения ("А. И. Безбородко с дочерьми", 1803, Русский музей). В 1804-11 создает ряд колористически напряженных религиозных образов для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Напротив, в поздних светских работах проявляется жесткость, суховатая педантичность манеры. В поздний период Боровиковский активно занимается преподаванием, организовав у себя дома нечто вроде частной школы (среди его учеников был А. Г. Венецианов). Литература:Алексеева Т. В. В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX веков. М., 1975. М. Н. Соколов

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Художник исторической, церковной и портретной живописи, род. в 1758 г. в Миргороде, † в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве. В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через Миргород (Полтавской губ.), где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Б. несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни. В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другаяПетра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти портретист Лампи. Боровиковский стал учиться у Лампи, пользовался также советами Д. Г. Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через немного лет сам Б. приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии. Он написал множество портретов, из которых весьма замечателен портр. Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, кн. Куракина, кн. Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой, меньший, — в Академии художеств. Занимался Б. и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие образцы искусства Б. в этом роде: "Благовещение" (в царских дверях главного иконостаса), "Константин и Елена", "Великомученица Екатерина"," Антоний и Феодосий". По технике живописи Б. имеет общее со своим учителем Лампи и отчасти с Левицким — это необыкновенно сохранившуюся свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с современною ему живописью, напр. Шебуева в Казанском соборе. Правда, что некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне, а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его произведениях. К сожалению, ни Лампи, ни Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Боровиковский был левша, т. е. писал левою рукою. Число произведений Б. должно быть довольно значительно, но точных сведений о них не имеется.
Ф. Петрушевский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru