Определение слова «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ»

Толковый словарь Ефремовой:

благотворительность
I ж.
1. Отвлеч. сущ. по прил. благотворительный I
2. Оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся.
3. Услуга, помощь, содействие, оказанные кому-либо.
II ж. устар.
1. Отвлеч. сущ. по прил. благотворительный II
2. Творение блага благо I 1., оказание хорошего воздействия на кого-либо или на что-либо, содействие кому-либо или чему-либо; полезность, благотворность.
3. Принесение блага благо I 1.; благоприятность, благотворность.

Толковый словарь Ушакова:

БЛАГОТВОРИ́ТЕЛЬНОСТЬ, благотворительности, мн. нет, ·жен. Оказание материальной помощи бедным (·устар. ). Частная благотворительность.
| Безвозмездная работа (·разг. ·шутл. ирон.). Не хочу я благотворительностью заниматься, пускай деньги платят.

Большой энциклопедический словарь:

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (напр., защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

Экономический словарь терминов:

Оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счет благотворителя.

Толковый словарь Кузнецова:

благотворительность
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ -и; ж. Оказание материальной помощи нуждающимся; филантропия. Заниматься благотворительностью. Частная б. / Разг. Об услуге, помощи, содействии кому-л. в чём-л.

Большой юридический словарь:

Оказание материальной помощи нуждающимся (как отдельным лицам, так и организациям). б. может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (напр., защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

Малый академический словарь:

благотворительность
-и, ж.
В буржуазном обществе: оказание частными лицами материальной помощи неимущим; филантропия.
Княжна решилась заняться благотворительностью. Салтыков-Щедрин, Губернские очерки.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
благотворительность, -и

Толковый словарь Ожегова:

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, и, ж. Благотворительная деятельность. Общественная б. Частная б.

Новая философская энциклопедия:

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (филантропия; от греч. – любовь и – человек)деятельность, посредством которой обладатели частных ресурсов добровольно и безвозмездно распределяют их в целях содействия нуждающимся людям, решения социальных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Под нуждающимися понимаются не только те, кто живет в нужде, но и те, кто испытывает недостаток в дополнительных средствах для реализации своих общественно ценных (напр., профессиональных) интересов. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так и способности и энергия людей. Много общего есть в мотивах и ценностных основаниях благотворительности и милостыни, но как определенного рода общественная практика благотворительность отличается от последней: милостыня представляет собой индивидуальное и частное действие, благотворительность же носит организованный, по преимуществу безличный характер и даже в случаях обеспечения реализации индивидуальных начинаний (проектов) имеет в виду общественно значимые цели. В отличие от гуманитарной помощи в чрезвычайных обстоятельствах, которая осуществляется на основе как государственных, так и благотворительных фондов и которая должна быть систематической и непременной (не зависящей от чьей-то доброй воли), благотворительность представляет собой помощь в насущно необходимом, а в ряде случаев – поддержку людей и организаций просто в желаемом. Как направленное на общее благо благотворительность представляет собой деятельность, цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей и которая не преследует задачу получения прибыли.
В благотворительных акциях иногда могут реализовываться частные интересы их организаторов, попечителей или доноров, чем определяется необходимость строгого общественного и государственного контроля за благотворительной деятельностью. Еще до недавнего времени возможность осуществления частных интересов служила поводом для суровой критики самой благотворительности. Наиболее типичные классические аргументы заключались в следующем: а) с помощью благотворительности приобретается и расширяется власть (П.Гольбах), б) трудящихся отвлекают от классовых противоречий (П.Лафарг), в) устраивается развлечение (Л.Н.Толстой). В наше время к ним присоединяются новые доводы: благотворительность может являться для спонсоров формой рекламы или способом сокращения суммы налога, а также средством отмывания «нечистого» капитала. Негативистская критика указывает на действительные пороки в общественных нравах, однако в отношении собственно благотворительности она представляет собой морализирование, поскольку в ней благотворительная деятельность смешивается с рекламой, бизнесом, политикой, развлечением, а ее действительное социально-нравственное значение игнорируется.
Аргументы иного рода выдвигаются в утилитаристской критике, основанной на анализе социальных последствий и социально-экономических составляющих благотворительности (Гегель, Дж.С.Милль). Эта критика, ставя вопрос о справедливости и эффективности благотворительности, подвергает сомнению истину морального сознания, что благотворительность сама по себе всегда справедлива. С социологической точки зрения посредством благотворительности осуществляются две важные социальные функции: сохранения и воспроизводства общества (попечение о бездомных, голодающих, об одиноких стариках и брошенных детях, о тяжело больных и попавших из-за независящих от них обстоятельств в беду и т.д.) и развития общества (поддержка социально перспективных инициатив). Во второй функции благотворительность должна иметь четкие критерии и единственную цельпоощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в материальной необеспеченности (т.е. предоставление максимально необходимой помощи при минимальном поощрении людей к тому, чтобы они именно на такую помощь полагались). Утилитаристская критика подготовила интеллектуальную почву для смены принципиальных и прагматических приоритетов благотворительности, что в наибольшей степени проявилось в политике и практике американских филантропических фондов (Рокфеллера, Карнеги, Форда), возникших во 2-й пол. 19 – нач. 20 в.
Этическая критика (ее развивали ..Достоевский, Л.Н.Толстой) переносит акцент в рассуждении о благотворительности с прагматических на ценностные и духовные проблемы. Утилитаристский и этический подходы к благотворительности существенным образом дополняют друг друга. Ориентировавшаяся на универсальную мораль милосердия [МИЛОСЕРДИЕ], этическая критика представляла собой важный вклад в преодоление нравственных отклонений и моральной «амбициозности» благотворительности. На основе утилитаристской критики, сориентированной на социальную этику справедливости [СПРАВЕДЛИВОСТЬ] и здравого смысла, были предложены принципиальные критерии, привнесшие в филантропическую деятельность рачительность и расчет: свободные финансовые средства и материальные ресурсы должны аккумулироваться с наибольшей эффективностью и распределяться таким образом, чтобы благо частных лиц при их желании могло максимальным образом способствовать увеличению блага общества в целом.
Литература:
1. Лафарг П. О благотворительности. – В кн.: Этическая мысль: научно-публицистические чтения. 1988. М., 1988;
2. Nielsen W.A. The Golden Donors: A New Anatomy of the Great Foundations. N. Y., 1985;
3. Bremner R.H. American Philanthropy. Chi., 1988.
P.Г.Апресян

Грамматический словарь Зализняка:

Благотворительность, благотворительности, благотворительности, благотворительностей, благотворительности, благотворительностям, благотворительность, благотворительности, благотворительностью, благотворительностями, благотворительности, благотворительностях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru