Определение слова «БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ»

Советская историческая энциклопедия:

(фамилияБерви, псевдоним — Н. Флеровский), Василий Васильевич (28.IV.1829 — 4.Х.1918) — русский демократ-просветитель, экономист и социолог. Род. в Рязани в семье профессора. В 1849 окончил юридич. ф-т Казанского ун-та. Работал в мин-ве юстиции. В 1862 публично выступил против грабительского характера крестьянской реформы 1861, в защиту тверских мировых посредников, отказавшихся проводить в жизнь "Положения" 19 февр. За это был посажен в сумасшедший дом, затем сослан в Астрахань, где выступил за передачу земли крестьянам; вновь арестован и до 1895 находился в ссылке, затем под надзором полиции. В 1869 опубликовал книгу "Положение рабочего класса в России", к-рая, по отзыву К. Маркса, была первым произведением, сообщавшим правду об экономич. положении России, и ставила ее автора в ряд с такими деятелями, как Н. Г. Чернышевский (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 16, с. 428; т. 24, 1931, с. 286-87). В 1871 вышел труд Б.-Ф. "Азбука социальных наук", получивший широкую известность в среде революц. молодежи. В 1871-73 Б.-Ф. был связан с чайковцами и долгушинцами.
=====
Мировоззрение Б.-Ф. формировалось под влиянием идей Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена, в известной мере — Сен-Симона, Фурье и Оуэна; немалое значение имело знакомство с "Капиталом" Маркса. Но решающим явилось воздействие действительности пореформ. Рос сии. Б.-P. был оригинальным и своеобразным мыслителем, отразившим в своих взглядах противоречия, сильные и слабые стороны обществ. идеологии 60-70-х гг. 19 в. Его работы (опубл. св. 50 по экономич., социально-политич. и филос. вопросам) сыграли большую роль в развитии рус. обществ. мысли 70-х гг. 19 в. В дальнейшем они также привлекали внимание широких кругов; постоянный интерес к личности Б.-Ф. проявляли, в частности, Л. Н. Толстой и А. М. Горький. Беспощадная критика Б.-Ф. социально-политич. порядков пореформ. России, помещичьего землевладения и крупного капиталистич. произ-ва, великодержавной политики царизма, защита интересов трудящихся характеризуют его как яркого демократа. Из его трудов объективно следовали выводы об ист. закономерности развития капитализма в России, о разложении сел. общины. Но сам Б.-Ф. считал капитализм в России явлением случайным, к-рое искусственно насаждается пр-вом; вслед за народниками отстаивал реальность возрождения крест. общины, рассматривая ее как основу социализма. Признавая право народа на борьбу, справедливость и прогрессивность революц. переворота, он в то же время, вслед за социалистами-утопистами, верил в возможность мирного, постепенного внедрения социализма путем просвещения и широких реформ во всех областях обществ. жизни (отмена частной собственности на средства произ-ва путем выкупа их гос-вом с последующей передачей общинам и рабочим коллективам, отмена налогов с трудящихся, свобода личности, самоуправление общин, городов). Наиболее характерным для взглядов Б.-Ф. было сознание необходимости широкого просвещения рус. народа. В последних работах склонялся к мысли о неизбежности революции и необходимости создания революц. партии в России.
=====
Соч.: Избр. экономич. произведения, т. 1-2, M., 1958-59.
=====
Лит.: Горький М., Собр. Соч. в 30 тт., т. 14, M., 1951, с 293-94; Подоров Г., Экономич. воззрения В. В. Берви-Флеровского, M., 1952; Штейн О. М.,В. В. Берви-Флеровский и К. R. Якобсон, "ВФ", 1958, No 12.
=====
Л. И. Насонкина. Москва.

Новая философская энциклопедия:

БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ Василий Васильевич (Вильгельм Вильгельмович) (наст. фам. Берви; псевд. Флеровский Н. идр.) [28 апреля (10 мая) 1829, Рязань – 4 октября 1918, Юзовка]русский социолог, экономист, публицист, видный представитель революционного народничества. Окончил юридический факультет Казанского университета ( 1849). В 1849–61 служил в министерстве юстиции в Петербурге, занимался научно-преподавательской деятельностью, сблизился с революционной интеллигенцией. В 1862–87 несколько раз арестовывался, отбывал ссылку в Астрахани, Сибири, Архангельской губернии. В 1893 выезжал в Лондон и Женеву. В 1896 служащий земства в Костроме, с 1897 работал счетоводом в Юзовке. Берви-Флеровский сформулировал принципы «революционной этики» как «религии равенства». Считал народ творцом истории: на принципах демократии и самоуправления он сможет построить «общество-организм», которое обеспечит полное равенство всех граждан и создаст условия для свободного развития личности. В философии занимал материалистические позиции: развитие органической жизни на земле понимал как результат длительной эволюции; в теории познания признавал взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и обществе; «неисчерпаемым источником непрерывного движения» считал противоречия.
Сочинения:
1. Азбука социальных наук, ч. 1–2. СПб., 1869; ч. 3. Лондон, 1894;
2. Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина. СПб., 1878;
3. Критика основных идей естествознания. СПб., 1904;
4. Записки революционера-мечтателя. М.–Л., 1929;
5. Избр. эконом, произв., т. 1–2. М., 1958–59.
Литература:
1. Аптекман О.В. Василий Васильевич Берви-Флеровский. По материалам бывшего III отделения и ДГП. Л., 1925;
2. Подоров Г.М. Экономические воззрения В.В.Берви-Флеровского. М., 1952;
3. Шелгунов Н.В. Воспоминания. М.–Пг., 1923.
И.М.Северикова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru