Определение слова «АКАДЕМИЯ»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
академия ж.
1. Высшее научное учреждение или объединение научных учреждений, имеющее своею целью развитие науки или искусства.
2. Высшее учебное заведение.
2.
Академия
I ж.
Академия наук Российской Федерации.
II ж.
Философская школа Платона в Афинах.

Толковый словарь Ушакова:

АКАДЕ́МИЯ, академии, ·жен. (·греч. akademia — ·первонач. школа Платона в садах, посвященных памяти героя Академа).
1. Высшее научное учреждение. Академия наук. Коммунистическая академия.
2. Название некоторых высших учебных заведений, напр. Военно-медицинская академия, Инженерная академия, Военно-политическая академия.

Большой энциклопедический словарь:

"АКАДЕМИЯ" ("Academia") — издательство в СССР в 1922-38, Ленинград — Москва. Выпускало серии книг "Сокровища мировой литературы", "Классики мировой литературы" и др. Слилось с Гослитиздатом.

Толковый словарь Даля:

академия
АКАДЕМИЯ ж. греч. вообще, высшее ученое или учебное братство и самое заведение; общество ученых или художников, соединенных под этим названием на пользу науки; такое же учебное заведение, для подготовленных образованием молодых людей. В университете равно преподаются все науки; в академиях, более частно, одна отрасль их. || У художников натура или академия, нагой человек, как образец. Академический, академичный, к ней относящийся, принадлежащий. Академик м. член, ученый товарищ по академии. Академист м. ученик, воспитанник, слушатель академии. Академиков, академистов, им лично принадлежащий.

Большой словарь иностранных слов:

Академии, ж. [греч. akademia – первонач. школа Платона в садах, посвященных памяти героя Академа]. 1. Высшее научное учреждение. Академия наук. Коммунистическая академия. 2. Название нек-рых высших учебных заведений, напр. Военно-медицинская академия., Инженерная академия., Военно-политическая академия.

Большой юридический словарь:

По определению РФЗ о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 19 июля 1996 г. высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования; является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности.

Толковый словарь Ожегова:

АКАДЕМИЯ, и, ж.
1. Высшее научное или художественное учреждение. Российская а. наук. А. художеств. А. медицинских наук.
2. Название нек-рых высших учебных заведений. Военно-медицинская а.
| прил. академический, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

АКАДЕМИЯ (’A или ’) Платоновская – школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона (нач. 6 в.) в северо-западном пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа. Недалеко от Академии Платон после 1-й сицилийской поездки (387) приобрел небольшое имение ( – Diog. L.Ill 19–20) и вел занятия либо у себя, либо в гимнасии, причем и здесь, и там он устроил святилища в честь Муз. По-видимому, школа Платона – созданный по личной инициативе кружок единомышленников, составивших своего рода неофициальный политический клуб и вместе чтущих память отмеченного божеством учителя философии Сократа, – образовалась в 380-е гг. и в ней по инициативе и по образцу Платона начали писать диалоги (с обязательным участием Сократа), полемизировали с другими сократиками, софистами и риторами, вели диспуты и занимались математикой. Когда Платон во второй раз едет в Сицилию (367–66), его замещает Евдокс (попытки оспорить это неубедительны). В то же время в Академии появляется Аристотель, при котором развивается стихия диспутов и расширяется система литературных и лекционных жанров (диалоги с участием современников, доклады, курсы лекций, трактаты).
Последовательность схолархов Академии после смерти Платона (347) восстанавливается на основе прежде всего «Списка академиков» Филодема (Acadernicorum index Herculanensis), IV книги Диогена Лаэртия и статьи из Суды: Спевсипп [СПЕВСИПП] из Афин, племянник Платона (ум. 339); Ксенократ [КСЕНОКРАТ]из Халкидона (ум. 314/13); Полемон из Афин (ум. 270/69); Кратет из дема Фрия в Афинах (?); Сократил (? – вероятно, последний, кто вел занятия не только в Академии, но и в имении Платона); Аркесилай [АРКЕСИЛАЙ]из Питаны (Diog. L. IV 32: «школу он принял после кончины Кратета, когда некий Сократил уступил ему это главенство»; ум. 241/40); Лакид [ЛАКИД]из Кирены (ум. ок. 207), который первым еще при жизни передал руководство школой Телеклу и Евандру из Фокеи, преемником которого был Гегесин из Пергама (Diog. L. IV 60). Суда между Лакидом и Карнеадомиз Кирены называет Евандра, Дамона, Леонтея, Мосхи-она, Евандра из Афин, Гегесина; «Список академиков» (col. M 10–21) называет Леонтея, Демона из Кирены, Деметрия, Полита (?) из Фокеи, двух Евбулов, Мосхиона, Агаместора, Евандра (?) и Телекла, Евфориона; вероятно, не все они были схолархами (Cic. Acad. II 16: Карнеад «был после Аркесилая четвертым, так как его наставником был Гегесин, который сам слушал Евандра, ученика Лакида»), Карнеад из Кирены (ум. 129/28), Карнеад Младший (131/30), Кратет из Тарса (ум. 127/26), Клитомах (110/109), Филониз Ларисы, который покинул Афины в 88 до н.э. Филон не оставил преемника (Seneca. Nat. Quaest. VII 32, 2), и на нем прерывается цепь непосредственного преемства схолархов Академии.
Ученик Филона Антиох Аскалонский [АНТИОХ]разрывает с ним еще при его жизни и основывает собственную школу (Numenius, fig. 28, 11–12 des Places: ( ), назвав ее «Древней Академией» (Cic, Brut. 315; Luc. 70), к которой он относил Платона и его ближайших последователей, противопоставляя ей скептицизм Аркесилая; в этом двойном разделении ему следовал Цицерон.
Тройное членение Академии представлено в «Списке академиков» (XXI 37–42): Средняя начинается с Аркесилая, Новая – с Лакида (ср. Diog. L. I 14, I 19, ГУ 59; Суда, ; аберрация связана с тем, что Лакид стал учить в новом месте, названном Лакидейон); однако новый содержательный этап в развитии Академии начинается с Карнеада, которого и называет родоначальником Новой Академии Секст Эмпирик (Pyrrh. I 220; ср. Ps.-Gal. Hist. Phil. 3; Clem. Alex. Strom. I 64, 1). Согласно последнему, круг Филона и Хармида составил 4-ю Академию (Pyrrh. Hyp. I 220. cf. 235), a школа Антиоха – 5-ю (Pyrrh. Hyp. I 220. cf. 235).
Брат Антиоха Аскалонского Арист упоминается Цицероном в «Бруте» (332), написанном в 46 до н.э., как глава – heres – «Древней Академии»; но уже осенью 45 его, вероятно, не было в живых, т.к. сын Цицерона слушал только ученика Ариста перипатетика Кратиппа. Другой ученик «Древней Академии», Аристон Александрийский, также перешел в Перипат. Согласно Плутарху (Brut. 2, 3), Марк Юний Брут в августе 44 слушал в Афинах Кратиппа и «академика Теомнеста». Это последний живший и преподававший в Афинах философ, которого источники называют «академиком»: нет оснований считать его преемником Ариста, хотя нельзя сказать и того, что он продолжал традицию скептической Академии, вероятно, обратившуюся после Филона из Ларисы к пирронизму. Т.о., на Аристе завершается история основанной Антиохом Аскалонским «Древней Академии», само название которой было ярким свидетельством того возвратного порыва философской мысли античности, который в период т.н. среднего платонизма [СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ]искал идентичности во все большем внимании к текстам основателя школы и постепенно привел к возникновению нескольких центров изучения и разработки платоновского наследия вне Афин. И тем не менее, когда афинские платоники в 4–6 вв. считали себя «диадохами» Платона и говорили о «золотой цепи» его адептов, это было не только «сентиментальной конструкцией» (W.Grler), но и констатацией того пути, на котором античный платонизм сумел подвести самый внушительный итог всего развития языческой мысли и сохранить ее наследие для Византии, арабов и Западной Европы.
Источники:
1. Filodemo, Storia dei filosofi. Piatone e l’Academia (Pap. Herс. 1021 e 164), edizione, traduzione e commento a cura di T.Dorandi. Napoli, 1991.
Литература:
1. Lynch J.P. Aristotle’s School. A study of a Greek Educational Institution. L, 1972;
2. Glucker J. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978;
3. Billot M.-F. Acadmie. – «Dictionnaire des philosophes antiques», t.1. P., 1989, p. 693–789 (p. 780–87: Platon et l’cole Acadmicienne l’Acadmie); Dorandi T. Ricerche sulla cronologia dei fflosofi ellenistici. Stuttg., 1991.
Ю.А.Шичалин

Грамматический словарь Зализняка:

Академия, академии, академии, академий, академии, академиям, академию, академии, академией, академиею, академиями, академии, академиях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru