Определение слова «Аристофан»

Большой энциклопедический словарь:

АРИСТОФАН (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) — древнегреческий поэт-комедиограф, "отец комедии". Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы ("Всадники") — и к индивидуалистической философии софистов ("Облака")справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. В комедиях Аристофана — отклики на актуальные события, выступления против военной политики ("Лисистрата")поношение реальных личностей (Сократа — в "Облаках") — фантастические ситуации ("Ахарняне", "Птицы"). АРИСТОФАН (ок. 445 — ок. 385 до н. э., Афины)древнегреческий комедиограф, в древности получил имя "отца комедии". Из 40 написанных Аристофаном комедий дошли 11 пьес целиком и несколько десятков отрывков. Ранние произведения Родился в Аттике в состоятельной семье. Филипп, отец Аристофана, владел участком земли на острове Эгина, что дало повод современникам считать, что Аристофан не афинского рода, хотя он был афинским гражданином. Первые свои пьесы не мог выставлять под собственным именем, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор. Под чужим именем была представлена первая комедия Аристофана "Пирующие" (427) — судя по сохранившимся фрагментам — сатира на софистическое воспитание и "модную" философию. В 426 на Великих Дионисиях поставил комедию "Вавилоняне", посвященную взаимоотношениям афинян и их союзников. За эту пьесу Аристофан был привлечен вождем афинского демоса, взяточником и демагогом Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда неизвестны, по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений. Темы и герои пьес Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны, на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом. Теме "войны и мира"основной в дискуссиях политических партий в Афинах того времени — посвящены пьесы Аристофана "Ахарняне" (425; поставлена от имени поэта и актера Каллистрата) и "Мир" (421). Сюжет комедии "Лисистрата" (411) — поставленной после катастрофического для Афин поражения Сицилийской экспедиции в 413, исключителен во всей мировой литературе. Женщины Эллады, стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки Лисистраты (греч. Губящая войско) захватывают акрополь в Афинах и дают клятву до прекращения войны отказывать мужчинам в любви. Война афинян со спартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин, оканчивается союзом и всеобщим миром. Комедия полна юмора, фарса, грубых шуток, непристойных, но колоритных сцен. В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и "золотую" молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во "Всадниках" (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа). Главные действующие лица комедии "Осы" (422; поставлена от имени Филонида) получили имена, характеризующие их отношение к Клеону: Филоклеон (Клеонолюб) и Бдилеклеон (Клеононенавистник). Предмет высмеивания — страсть афинян к сутяжничеству и, конкретно, закон о повышении платы судьям, продвинутый в народном собрании Клеоном. Хор в "Осах" — старики-судьи, ищущие поживы и представленные в виде ос с жалами, которые набрасываются на противника судов, "врага демократии" и "сторонника тирании" Бдилеклеона. Причины пороков общества Аристофан видит в войне и представителях новой философии и литературы, расшатывающих традиционные устои общества. В образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в "Облаках" (423) он выводит Сократа. Облака — хор из 24 девушек — символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии. На Великих Дионисиях 411 Аристофан ставит "Женщин на празднике Фесмофорий", где высмеивает Еврипида и его младшего современника драматурга Агафона. Политических выпадов в комедии нет, в целом она представляет пародию на трагедии Еврипида "Елена" и "Андромеда". Хор состоит из женщин, собравшихся, чтобы осудить порочащего их Еврипида. Переодетый в женское платье друг последнего должен защищать его, но обман раскрыт, и герой, спасаясь у алтаря, пытается найти выход и вспоминает для этого сюжетные ходы еврипидовских трагедий. В 405 на Ленеях была поставлена комедия "Лягушки", которая не только получила первую награду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко. Тема этой комедии, написанной после смерти в 406 Софокла и Еврипида, — судьба трагической поэзии. Бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так как на земле перевелись трагические поэты. Однако после состязания Еврипида с Эсхилом, во время которого драматурги объясняют достоинства своих произведений и даже взвешивают фразы, Дионис забирает на землю Эсхила, герои которого благородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданские чувства. Комический эффект путешествия Диониса по аиду и состязания усиливается еще и тем, что хор в комедии представлен в виде лягушек. К жанру утопии относятся комедии Аристофана "Птицы" (414) — "Женщины в народном собрании" (392) — "Богатство" ("Плутос") (388). В "Птицах", написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор) — которые между небом и землей создают свое царство, город Тучекукуевск; господство богов низвергнуто, миром правят пернатые. В "Женщинах в народном собрании" афинянки под предводительством Праксагоры (она напоминает Лисистрату) начинают управлять государством, что приводит его к процветанию, мужчины бездельничают, жизнь полна пиров и наслаждений. Пьесы "Богатство" и "Женщины в народном собрании" сильно отличаются от написанных во время Пелопоннесской войны. Сатира в них смягчена, нападок на отдельных политических деятелей нет; сокращена роль хора, многие партии заменены музыкальными интермедиями. Последние комедии Аристофана "Эолосикон" и "Кокал" были представлены уже после смерти драматурга его сыном Араром в 387. Сочинения:Комедии. М., 1955. Т. 1-2. Литература:Головня В. В. Аристофан. М., 1955. Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957. В. Е. Сусленков

Большая биографическая энциклопедия:

Аристофан
(около 445 — около 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, «отец комедии». Творчество Аристофана, насыщенное злободневной проблематикой эпохи, выражало критические взгляды, отвечающие интересам крестьянства того времени; Аристофан с недоверием относился и к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы («Всадники»), и к философии софистов («Облака»), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. В остроумных комедиях Аристофана — отклики на актуальные события, выступления против военной политики («Лисистрата»), поношение реальных личностей (Сократа — в «Облаках»), фантастической ситуации («Ахарняне», «Птицы»).

Большая советская энциклопедия:

Аристофан
(Aristophnes)
(ок. 445 — ок. 385 до н. э.), древнегреческий драматург, «отец комедии». Биографические сведения об А. очень скудны. Из приписываемых ему 44 комедий полностью сохранилось 11: «Ахарняне» (425), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» (421), «Птицы» (414), «Женщины на празднике Фесмофорий» и «Лисистрата» (411), «Лягушки» (405), «Женщины в народном собрании» (392), «Плутос» (388); от остальных уцелело лишь около 900 мелких фрагментов.
Комедии А. содержали критику политики войны, усугубляющегося социального неравенства, идейных течений, подрывающих традиционные устои афинской демократии. Для А. характерно использование отдельных черт конкретных исторических лиц, современников поэта (кожевник Клеон, философ Сократ).
Обличительная, сатирическая смелость комедий А. получила высокую оценку в эпоху Возрождения у Эразма Роттердамского, Ф. Рабле; в 18 в. — у Г. Филдинга, в 19 в. — у Г. Гейне, В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, в советской критике — у А. В. Луначарского. Переделку комедии «Осы» представляют «Сутяги» Ж. Расина; обработку комедии «Птицы» мы находим у И. В. Гёте, комедии «Мир» — у Л. Фейхтвангера (1917). «Лисистрата» ставилась в музыкальной студии МХАТ (1923) и в театре С. Э. Радлова (1924).
Соч.: Aristophane. Texte tabli et trad. par V. Coulon et H. Van Daele, v. 1—5, P., 1949—54; в рус. пер. — Комедии, т. 1—2, М.-Л., 1934; то же, т. 1-2, М., 1954.
Лит.: Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957; Головня В. В., Аристофан, М., 1955; Ярхо В., Аристофан, М., 1954; Аристофан. Сб. статей [к 2400-летию со дня рождения], [М.], 1956.

Аристофан.

Советская историческая энциклопедия:

(Aristopanns) (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) — др.-греч. комедиограф, сочинения которого представляют собой один из наиболее важных источников для изучения социальной и идейно-политич. борьбы в Афинах времени Пелопоннесской войны и последующих двух десятилетий. Из 44 комедий А. сохранилось 11. Будучи идеологом аттич. крестьянства, не заинтересованного в войне со Спартой, А. решительно выступал против радикального крыла афинского демоса, стремившегося к активизации воен. действий. В комедиях А. "Ахарняне"(425), "Мир" (421) и особенно "Лисистрата" (411) резко звучит тема борьбы за мир. В комедиях "Всадники" (424) и "Осы" (422) А. критикует отрицат. стороны афинской демократии: власть демагогов и чрезмерную страсть к суд. процессам. В комедиях "Облака" (423) и особенно "Лягушки" (405) сатирически изображены Сократ и Еврипид. В комедиях последнего периода жизни А. "Женщины в народном собрании" (ок. 392) и "Плутос" (388) в излюбленной поэтом форме утопии ярко показано имуществ. расслоение афинского демоса. Насмешки А. над отрицат. сторонами афинской демократии не дают основания считать А. ее принципиальным противником. Критикуя уязвимые стороны демократич. строя Афин, А. стремится его улучшить. Острие сатиры А. направлено против демагогов, а не против демоса.
=====
Соч.: Комедии, т. 1-2, М., 1954.
=====
Лит.: Ярхо В., Аристофан, М., 1954; Головня В. В., Аристофан, М., 1955; Аристофан. Сб. статей, (М.), 1956; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957; Murray G., Aristophanes, Oxf., 1933; Ehrenberg V., The people of Aristophanes, 2 ed., Oxf., 1951.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru