Определение слова «Клеон»

Большой энциклопедический словарь:

КЛЕОН (ум. 422 до н. э.) — афинский вождь радикального крыла демократической группировки. Сторонник активизации военных действий против Спарты во время Пелопоннесской войны. Погиб в битве со спартанцами под Амфиполем.

Большая советская энциклопедия:

Клеон
(Klon)
(ум. 422 до н. э.), древнегреческий политический деятель, вождь наиболее радикального крыла афинской рабовладельческой демократии. Происходил из торгово-ремесленных слоев демоса (владелец кожевенного предприятия). На политической арене К. выступил в 430 как противник Перикла, а после его смерти (429) как противник вождя умеренно-демократической группировки Никия (См. Никий). Политического преобладания К. добился проведением мер, популярных в среде радикальной демократии: увеличение жалованья членам гелиэи (См. Гелиэя) до 3 оболов, введение эйсфоры (чрезвычайного военного налога с богатых граждан), увеличение вдвое фороса (налога с союзников), выведение клерухий (См. Клерухии) на земли союзников (например, на Лесбос), укрепление роли Афин в Делосском союзе (См. Делосский союз) и подавление недовольства союзников беспощадными репрессиями (расправа над восставшей в 428 против Афин Митиленой). К. был поборником активизации военных действий против Спарты и её союзников, сам участвовал в Пелопоннесской войне 431—404 в качестве стратега (в 425 вместе с Демосфеном овладел о. Сфактерия, в 422 руководил военными действиями против спартанского полководца Брасида во Фракии, но потерпел поражение и пал в битве под Амфиполем). Дошедшие о К. сведения античных авторов исходят из лагеря его политических противников.
С. С. Соловьева.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Kleon) — один из руководителей первого восстания рабов в Сицилии (138-132 до н.э.).
2.
(Kleon) (ум. 422 до н.э.) — вождь радикального крыла афинской рабовладельч. демократии; сын Клеэнета — владельца кожев. мастерской. Выдвинулся в нач. 20-х гг. 5 в. до н.э. как представитель и глава торг.-ремесл. кругов афинского об-ва. В качестве члена Совета 500, а затем как стратег в 425 и 422 проводил твердую и последоват. программу укрепления демократич. строя Афин, их воен. могущества и усиления роли Афин в Афинском морском союзе. К. вдвое увеличил взносы (форос) с союзников, проводил периодич. ревизии поступлений в афин. казну, продолжал политику материального обеспечения афинян за счет союзников (в частности, по его инициативе было выведено 2700 клерухов на о. Лесбос). К. впервые ввел чрезвычайный налог (эйсфору) с имущества состоят. граждан на воен. нужды. В ходе Пелопоннесской войны 431-404 овладел Сфактерией (425), а в 422 вначале удачно выступил во Фракии против спарт. полководца Брасида, но затем потерпел поражение и погиб. Смерть К. привела к победе партии мира и заключению в 421 Никиева мира. К. был первым представителем вождей демоса (т. н. демагогов) из торг.-ремесл. населения, пришедших на смену прежним вождям-аристократам. В оценке враждебных ему современников Фукидида и Аристофана, а позднее — Аристотеля и Плутарха К. известен как злостный интриган, негодный демагог и "наглейший из граждан".
=====
Источн.: Фукидид, История, III, IV, V; Аристотель, Афин. полития, л. 28; Аристофан, Ахарняне, Осы, Всадники.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Сын Клеэнета ( ), владельца кожевенной фабрики — известный афинский демагог. К. стал выдвигаться в рядах оппозиции в последние годы жизни Перикла, играл роль в его процессе (по Идоменею — как обвинитель) и помешал выбору Перикла в стратеги на 430-429 год. Неоспоримым вождем демоса К. стал лишь после смерти Лизикла. Он приобрел громадное влияние на радикальную часть экклезии и сделался главой военной партии, которая стала в резкую оппозицию к партии имущих, руководимой Никием и стремившейся к миру со Спартой. Около 427-26 г. К. стал булевтом. Когда (427) было усмирено восстание Митилены, К. провел в народном собрании постановление казнить без разбора всех взрослых митиленцев, а женщин и детей обратить в рабство. На следующий же день, однако, бывшие в Афинах митиленские послы и афиняне, не сочувствовавшие такой террористической мере, добились того, что вопрос о судьбе митиленцев был снова поставлен на обсуждение. Тогда К. произнес речь (Фукидид, III, 37-40), в которой старался доказать афинянам необходимость терроризировать союзников, чтобы сохранить над ними власть. Однако собрание, хотя и незначительным большинством, отвергло прежнее постановление, причем весть о новом решении едва успела предупредить избиение. Все-таки, по предложению Клеона, в Афинах было казнено более тысячи наиболее виновных лесбийцев. Когда, в 425 г., Демосфен занял Пилос и осадил на острове Сфактерии 420 лакедемонян, Спарта, для спасения осажденных, соглашалась на выгодные для Афин условия, но К. упорно возбуждал народ против мира и добился того, что лакедемонские послы ушли ни с чем. Когда осада Сфактерии затянулась, К. стал резко критиковать действия Никия, говоря, что если бы военачальники были доблестнее, они легко могли бы овладеть осажденными, что это сделал бы и он сам, если бы был стратегом. Тогда Никий, будучи уверен в военной неспособности К. и желая дискредитировать его, сложил командование и предложил К. исполнить свое обещание. К., во второй половине лета 425 г., действительно овладел, с помощью Демосфена, Сфактерией. Успех К. уронил значение партии Никия. В награду К. присудили пожизненное содержание в пританее и председательство (проэдрию) в театре. Теперь К. не хотел и слышать о мире; по его инициативе были увеличены почти вдвое взносы союзников, и эксплуатация их стала с тех пор правилом афинского демоса. Когда Бразид нанес афинянам удар во Фракии и взял Амфиполь, К. был избран в число стратегов на 422-21 г. и стал во главе войска, отправленного во Фракию. Обстоятельства, при которых афинянам нанесено было поражение при Амфиполе, показали всю неспособность К. как военачальника. В числе 600 павших афинян был и К., убитый во время бегства (422 г.). Его смерть была тяжелым ударом для военной партии и дала перевес приверженцам Никия, который и заключил Никиев мир (см.). Два наших главнейших источника о К. — Фукидид (книги III, IV и V) и Аристофан ("Ахарняне", "Осы" и особенно "Всадники", где К. изображен в виде хитрого раба-пафлагонца, который прибрал к рукам своего господина, т. е. демос) — оба принадлежали к политическим и личным противникам К. Несомненно, однако, что К. был груб, страстен и, кажется, недобросовестен по отношению к противникам; как оратор он, по словам Аристотеля ("Афинская полития", гл. 28), содействовал развращению народа, "первый стал кричать и браниться с кафедры". Под его влиянием развились те слабые стороны афинской демократии, которые отличают ее с тех пор: эгоизм, недоверие к исполнителям, вмешательство народного собрания во все мелочи ведения дел, усиленные раздачи, политические процессы и т. д.
Ср. Wendt, "Perikles und K." (Познань, 1836); Hasselbach, "Ueber K." (Марбург, 1844); Brock, "Zur Beurtheilung K." (Целле, 1859); Wallichs, "Thucydides und K."(Фленсб., 1866); Pauli, "Beitrag zur Wrdigung des K." (Франкфурт, 1873); Mller Strbing, "Aristophanes und die histor. Kritik" (Лейпциг, 1873); Emminger, "Der Athener K." (Эйхшт., 1882); J. Beloch, "Die Attische Politik seit Perikles" (Лейпциг, 1884); Oncken, "Athen und Hellas" (Лейпциг, 1866).
Дм. Каринский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru