Определение слова «архетип»

Толковый словарь Ефремовой:

архетип
I м.
Первичная форма, образец (в философии).
II м.
1. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших образований (в лингвистике).
2. Наиболее древнийобычно неизвестныйтекст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий.

Большой энциклопедический словарь:

АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) — ..
1) в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В "аналитической психологии" К. Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы) — составляющие содержание т. н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т. ч. художественной...
2) Наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника...
3) Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших продолжений, напр. индоевропейское *m+ater — для общеславянских m+ati (русское "мать") — латинское m+ater и т. д.

Биологический энциклопедический словарь:

(от греч. archetypon — прообраз), по идеалистич. представлениям, первичный тип (прототип) строения, лежащий в основе реально существующих форм организмов. Понятие А. выдвинуто Р. Оуэном (1846) на основании изучения им скелета позвоночных животных. Исторически оно связано с идеями о единстве плана строения организмов и о существовании прототипа растений (прарастение) и животных (праживотное), к-рые предлагал И. В. Гёте ещё в кон. 18 в. и наиболее полно развил Э. Жоффруа Сент-Илер (30-е гг. 19 в.). Концепция Оуэна, основанная на сопоставлении общих признаков, свойственных скелету разл. позвоночных, представляет собой обобщённую схему — идеальный тип скелета, в основе к-рого лежит многократно повторённый позвонок, реализованный не в одинаковой степени у вымерших и совр. организмов. Изучение реальных скелетов должно идти, по Оуэну, путём нахождения частей, гомологичных универсальному А. Исходя из этого Оуэн рассматривал как конечности, так и череп в качестве видоизменений одного или неск. позвонков. Само понятие гомологии было введено Оуэном и противопоставлено им аналогии. Однако эти понятия, как и А., были лишены у Оуэна эволюц. содержания. Представление об А. отразило натурфилос. направление идеалистич. морфологии 18 — нач. 19 вв., но вместе с тем стимулировало развитие сравнит, анатомии и морфологии животных. После утверждения в биологии дарвинизма термин «А.» иногда употребляли применительно к особенностям строения реально существовавших предковых форм.

Большая советская энциклопедия:

I
Архетип (от греч. arche — начало и tроs — образец)
представление о первичном типе, прототипе, строения скелета всех позвоночных животных, выдвинутое Р. Оуэном (1847). Теория А. основывается на сопоставлении общих признаков, свойственных скелету различных позвоночных, и создаёт отвлечённый образ, идеальный тип скелета, не реализованный полностью ни в одном из вымерших или ныне живущих животных. Эта теория служит выражением натурфилософского направления в морфологии 18—19 вв., когда в строении человека и животных искали отражения общих идей. В основу А. положен идеальный позвонок, состоящий из 8 частей (тело, нейральные и гемальные дуги, остистые и поперечные отростки, ребра). Весь скелет изображен в виде серии таких видоизменённых позвонков. В черепе Оуэн различал 4 позвонка: затылочный, теменной, лобный и носовой. Ч. Дарвин переосмыслил понятие А., представлял его не как абстрактный прототип, а как реально существовавшую некогда прародительскую форму.
Лит.: Owen R., Report on the archetype and homologies of the vertebrate skeleton. Report of the 16 th meeting... of the British association for the advancement of science... 1846, L., 1847.
Б. С. Матвеев.
II
Архетип
в языке (проформа, прототип), гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для её позднейших продолжений; например, индоевроп. *мtr — для общеслав. mati (рус. «мать»), др.-инд. мatar, лат. мter и т.д.
Г. А. Климов.

Большой словарь иностранных слов:

Архетипа, м. [от греч. archetypon – оригинал, аутентичное произведение]. 1. Первичный образ, древняя форма, прообраз, прототип. 2. Центральное понятие аналитической психологии – способ связи образов, переходящих из поколения в поколения. Совокупность врожденных и универсальных форм человеческого воображения.

Толковый словарь Кузнецова:

архетип
АРХЕТИП -а; м. [от греч. arkh — начало и tupos — тип, образец].
1. Книжн. Первичная форма, образец. // Наиболее древний текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий.
2. Первоначальный образец, прообраз кого-, чего-л. в будущем; прототип. // Лит. Повторяющийся фабула, сюжет или символ (общий для мифов, фольклора и литературы разных народов).
3. Лингв. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших образований.
4. Психол. Один из наследуемых психических образов. Термин постулирован швейцарским учёным К.Г. Юнгом (1875 — 1961).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
архетип, -а

Новейший философский словарь:

АРХЕТИП (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа)понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в «аналитической психологии», разработанной Юнгом. Под слоем «личностного бессознательного», составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает «коллективное бессознательное», трактуемое как общечеловеческое основание (»грибница») душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют «комплексы» (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются «А.» — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими «априорными формами» познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело — архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят «защитную стену символов», позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию.

Социологический словарь:

АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) — англ. archetype; нем. Archetypus. 1. В позднеантичной философии — прообраз, идея. 2. По К. Г. Юнгу — изначальные, врожденные психические структуры, образы, составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др. созданий фантазии, в т. ч. художественной. 3. Наиболее древний, неизвестный текст, к к-рому восходят остальные тексты письменного памятника. 4. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших модификаций.

Грамматический словарь Зализняка:

Архетип, архетипы, архетипа, архетипов, архетипу, архетипам, архетип, архетипы, архетипом, архетипами, архетипе, архетипах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru