Определение слова «акафист»

Толковый словарь Ефремовой:

акафист м.
1. Песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых, исполняемое в христианском богослужении стоя.
|| Церковная служба, во время которой исполняется такое песнопение.
2. Книга с текстами таких песнопений.

Толковый словарь Ушакова:

АКА́ФИСТ, акафиста, ·муж. (·греч. akathistos — ·букв. такой, во время которого не сидят) (церк.). Род хвалебного церковного песнопения.

Большой энциклопедический словарь:

АКАФИСТ (позднегреч. akathistos, от а — отрицательная приставка и греч. kathizo — сажусь) — христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими.

Большая советская энциклопедия:

Акафист
(позднегреч. akthistos, от греческого а — отрицательная частица и kathzo — сажусь)
в христианском богослужении песнопениячесть Христа, богоматери, святых), при исполнении которых молящиеся должны обязательно стоять.

Словарь по культурологии:

(греч.- «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») — жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина. Первоначальное обозначение «А.» применялось только к одному тексту, который обозначается в русском обиходе как «А. Пресвятой Богородице». Это самый древний из А., давший образец и формальную схему всем последующим. Он возник предположительно в VI в., во всяком случае, ранее 626 г., когда для него была заново сочинена 1-я строфа (в греческой терминологии — кукулий, букв, «капюшон», «кукуль», как бы «шапка», в русской терминологии — кондак) «Вобранной Воеводе победительная»; через это гимн был поставлен в связь с актуальным событием — избавлением Константинополя от аварских полчищ. По-видимому, до 626 г. А. начинался строфой «Повеленное тайно прием в разуме», которая затем была изъята из состава А., но сохранилась в чинопоследовании А. на правах кондака. Атрибуция А. св. Роману Сладкопевцу имеет опору в рукописной традиции, однако остается иод сомнением. А. состоит из 25 строф: после кукулия поочередно сменяют одна другую 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки — рефреном «Аллилуиа», в то время как кукулий по объему ближе к кондакам (почему и включен русской традицией, не знающей термина «кукулий», в счет кондаков), но рефрен имеет общий с икосами. Но самая характерная черта А.- т. н. херетизмы. После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (напр., икосы 1 и 2 — Благовещение), догматического вероучения (напр., икос 7 — девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 — вочеловечение бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (напр., икос 12 — Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения), следуют более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием «хере» — «радуйся». В каждом икосе — 12 херетизмов; они объединены попарно изосиллабизмом и вообще тождеством метрического рисунка, обильными созвучиями и синтаксическим параллелизмом. В церковнославянском переводе изосиллабизм и созвучия утрачены, связь держится на синтаксическом параллелизме («радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение»). В последние века существования Византии начали писать церковные гимны, воспроизводящие формальную структуру А. Даже начальные слова икосов выбираются с таким расчетом, чтобы сохранить соответствие образцу. Так, если икос 1 А. Пресвятой Богородице начинается рассказом о Благовещении: «Ангел предстатель с небесе послан бысть...», то на соответствующем месте в А. Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу мы находим обращение: «Ангелов Творче», а в А. Святителю Николаю: «Ангела образом... яви тебе всея твари Создатель». В XIV в. над сочинением новых А. потрудились авторы исихастского направления — Константинопольские патриархи Исидор (А. Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу и др.) и Филофей (А. Животворящему Гробу и Воскресению Христову). Составление новых А. в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские А. (Покрову, св. вмц. Варваре, русским святым, Вознесению Христову и т. п.), в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число херетизмов в каждом икосе). Суждения об этих текстах весьма различны, однако некоторые из них нашли себе место в богослужебном обиходе.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Толковый словарь Даля:

акафист
АКАФИСТ м. неседален, церковная хвалебная песнь и молитвы Спасителю, Богоматери и св. угодникам. Акафистный молебен, с акафистом. Акафистник м. сборник акафистов, книга. || Любитель акафистов.

Большой словарь иностранных слов:

Акафиста, м. [греч. akathistos – букв. такой, во время которого не сидят] (церк.). Род хвалебного церковного песнопения.

Музыкальная энциклопедия:

(позднегреч. akatistos, от греч. a — отрицат. частица не и katizo — сажусь)цикл хвалебных песнопений правосл. церкви, воспевающих Христа и святых. Исполняется молящимися стоя (отсюда назв.). Имеет визант. происхождение. Состоит из 25 строф, начальные буквы 2-25-й строф образуют акростих из 24 букв греч. алфавита. В слав. пер., а также в А. рус. происхождения акростих нарушен. 1-я строфакондак, служит вступлением, призывающим к прославлению святого, и заканчивается приветствием "Радуйся...". Вторая строфаикос — содержит 12 новых приветствий "Радуйся..." и заканчивается приветствием 1-го кондака. Кондак и икос составляют звено, по образцу к-рого написаны ещё 11 звеньев, но кондаки их заканчиваются словом "Аллилуйя". Последняя, 25-я строфакондак — содержит молитвенное обращение к святому и заканчивается троекратным "Аллилуйя".
Напев 1-го визант. А. приближался к патетич. речи проповедника. В 8-10 вв. в Византии А. как хвалебное песнопение был вытеснен более интересным с муз. стороны каноном (2) и стал келейной молитвой. В этом значении с 12 в.он становится известным и в рус. церкви. Однако лишь в нач. 18 в.в рус. церкви А. вводится в богослужение (гл. обр. в гор. храмах).
Одни исследователи приписывают авторство первого А. Роману Мелоду (5-6 вв. н. э.), другие — константинопольскому патриарху Сергию (610-638), третьи — его современнику Георгию Писиде (610-641). Вначале молящиеся пели первый кондак и на тот же напев рефрены прочих икосов и кондаков, позднее стали петь и все приветствия "Радуйся", варьируя первоначальный напев. С нач. 18 в.было создано множество А. В 1917 в Петрограде был издан "Сборник духовно-музыкальных песнопений для малого смешанного хора" под ред. С. Панченко (издатель Киреев) с акафистными кондаками и припевами.
Литература: Попов A., Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения, Казань, 1903; Wellesz E., The Akathistos Hymn, в серии: Monumenta Musicae Byzantinae, Transс. IX, Kbh., 1957; его жe, A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1963.
H. Д. Успенский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
акафист, -а

Толковый словарь Ожегова:

АКАФИСТ, а, м. Род хвалебного церковного песнопения.
| прил. акафистный, ая, ое.

Краткий религиозный словарь:

Форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая стро

Этимологический словарь Макса Фасмера:

акафист
"хвалебное песнопение в православной церкви, которое поют стоя"; др.-русск. акафистъ (XI в.). Из греч. .

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru