Определение слова «Карнеад»

Большая советская энциклопедия:

Карнеад
Из Кирены (Karnedes) (214—129 до н. э.), древнегреческий философ, глава Академии Платоновской (См. Академия Платоновская) и основатель т. н. Новой (3-й) академии. В духе античного Скептицизма развил учение о вероятности. К. не оставил после себя сочинений. В 156—155 до н. э. участвовал в посольстве философов в Рим.
Лит.: Рихтер Р., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ. 1910, с. 80—83; Credaro L., Lo scetticismo degli accademici, v. 1—2, Mil., 1889—93.

Новая философская энциклопедия:

КАРНЕАД () (ок. 214/213, Кирена – 129/128, Афины), сын Эпикома (или Филокома) – греческий философ-платоник, глава Академии после Гегесина, основатель т.н. Новой, или Третьей Академии, руководство которой из-за болезни передал в 137/136 Карнеаду, сыну Полемарха, приехал в Афины в 185/180, где познакомился с сочинениями Хрисиппа, изучал диалектику у Диогена-стоика. Затем перешел на позиции скептической Академии и оспаривал стоическую догматику (прежде всего – Антипатра из Тарса). Прославившись как выдающийся оратор, Карнеад в составе афинского посольства в 155 был послан в Рим, где добился для афинян освобождения от штрафа и, помимо этого, ошеломил своим красноречием образованных римлян во время публичных лекций, часть которых была составлена в жанре «двойных речей». У Карнеада было множество учеников, Академия при нем переживала пору расцвета. Он не писал философских сочинений; его учение было известно из лекций, записанных его учениками Клитомахом и Зеноном Александрийским. Представление о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Главный оппонент Карнеада – Хрисипп; Диоген Лаэртий приводит его изречение: «Не будь Хрисиппа, и меня бы не было».
Карнеад развил выдвинутые Аркесилаем принципы академического скепсиса с его антидогматизмом и полемической направленностью. Отрицая существование критерия истины, он критиковал учение стоиков о «постигающем впечатлении» ( ): поскольку любое впечатление равно может быть и истинным и ложным, оно не может быть постигающим, а следовательно – и критерием истины; вместе с тем, критерием не может быть и разум: то, о чем он судит, должно прежде явиться () ему, а это невозможно без ощущения. В качестве ориентира в практической деятельности Карнеад допускал «убедительное () впечатление», т.е. такое, которое представляется истинным, «выразительным» (); окружение Карнеада считало, что оно может быть даже критерием истины. Карнеад различал впечатление просто убедительное, проверенное () и устойчивое (). В области этики антистоический пафос приводил его к положительным суждениям о «высшем благе», которое состоит в том, чтобы по возможности наслаждаться теми благами, которые дает природа. Он критиковал также другие философские школы, критически высказывался о существовании богов и их почитании, о промысле и роке, предсказании, астрологии и др.
Фрагменты:
1. Kameades. Fragmente, Text und Kommentar von B.Wisniewski. Wroclaw, 1970;
2. Mette H.J. Weitere Akademiker heute: von Lakydes bis zum Kleitomachos. – «Lustrum», 1985, 27, p. 53–141.
Литература:
1. Nonvei Pieri St. Carneade. Padova, 1978;
2. Grier W. Karneades. – GGP, Antike 4. Basel, 1994, S. 849–897.
Ю.А.Шичалин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru