Определение слова «РОДЖЕРС»

Большой энциклопедический словарь:

РОДЖЕРС (Rodgers) Джон (р. 1914) — американский геолог, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1976). Основные труды по стратиграфии нижнего палеозоя и структурной геологии Аппалачей.
РОДЖЕРС (Rogers) Сэмюэл (1763-1855) — английский поэт. Коллекционер, блестящий острослов, известный книгой "Собрание разговоров Сэмюэла Роджерса" (опубликована в 1856).

Большая советская энциклопедия:

I
Роджерс (Rogers)
Джеймс Эдвин Торолд (1823, Уэст-Меон, Хэмпшир, — 12.10.1890, Оксфорд), английский историк и экономист, основатель историко-экономического направления в английской историографии. С 1859 профессор статистики и политической экономии в Лондоне, в 1862—67 и в 1888—90 — в Оксфорде. По политическим взглядам Р. — буржуазный радикал. В 1880—86 член парламента. Многочисленные труды Р. посвящены экономической, особенно аграрной, истории Англии. К. Маркс, высоко ценивший добросовестность Р., широко использовал материалы его исследований в работе над «Капиталом». Одним из первых Р. раскрыл ряд существенных сторон социального развития Англии в средние века (эволюция манора, массовый переход от отработочной к денежной ренте в 14 в., последующий процесс расслоения крестьянства, рост пауперизма в период Реформации и др.). В то же время ему была свойственна тенденция сглаживания классовых антагонизмов в английском обществе. Подчёркивая первостепенную роль экономического фактора в истории, Р. в понимании исторического процесса не выходил, однако, за рамки позитивистской философии с её идеалистическим истолкованием самой экономической эволюции как якобы результата постепенного совершенствования духовной природы человека. Решающее значение в развитии экономики Р. придавал не производству, а обмену и денежным отношениям.
Соч.: History of agriculture and prices in England, v. 1—7, Oxf., 1866—1902; Economic interpretation of history, L., 1888; Industrial and commercial history of England, L., 1892; в рус. пер. — История труда и заработной платы в Англии с XIII по XIX вв., СПБ, 1899.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 31, 38 (см. Указат. имен); Гутнова Е. В., Т. Роджерс и возникновение историко-экономического направления в английской медиевистике второй половины XIX в. (60-е—90-е гг.), в сб.: Средние века, в. 17, М., 1960; её же, Историография истории средних веков, М., 1974 (см. Указат. имен).
Л. И. Гольман.
II
Роджерс (Rodgers)
Джон (р. 11.7.1914, Олбани, штат Нью-Йорк, США), американский геолог, член Американской академии искусств и наук (1962; президент с 1969). Профессор геологии Йельского университета в Нью-Хейвене (с 1959). Основные труды по стратиграфии нижнего палеозоя и структурной геологии Аппалач. Президент Американского геологического общества (с 1970), генеральный секретарь стратиграфической комиссии Международного геологического конгресса (1952—60). Редактор «Симпозиума по кембрийской системе» в 2 тт. (1956), журнал «American Journal of Science» (с 1954). Иностранный член АН СССР (1976).
Соч.: The tectonics of the Appalachians, N. Y., 1970; в рус. пер. — Основы стратиграфии, М., 1962.
III
Роджерс (Rogers)
Карл (р. 8.1.1902, Ок-Парк, Иллинойс), американский психолог, один из лидеров «гуманистической психологии», основатель так называемой ненаправленной, или «центрированной на клиенте», психотерапии, при которой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путём активизации творческого начала своего «Я». В 1940—63 профессор университетов Огайо, Чикаго и Висконсина. С 1964 директор Центра по изучению личности в Ла-Джолла (Калифорния). В своей теории личности Р. различает две системы регуляции поведения: организм, стремящийся сохранить и усилить себя; «Я» личности как особая область в поле опыта индивида, которая складывается из системы восприятий и оценок личностью своих черт и отношений к миру (см. Самооценка). При жёсткой структуре «Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при своём осознании либо подвергается искажению, либо вовсе отрицается. Цель ненаправленной психотерапии — так перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Представляемая Р. так называемая экзистенциальная, или «гуманистическая психология», сложившаяся под влиянием иррационалистической философии Экзистенциализма, приобрела в 1950—60-х гг. широкую популярность в США и претендует на роль «третьей силы» (наряду с Фрейдизмом и Бихевиоризмом) в исследовании человеческого поведения.
Соч.: The clinical treatment of the problem child, Boston, 1939; Counseling and psychotherapy, Boston, 1942; Clientcentered therapy, Boston, 1951; Psychotherapy and personality change, Chi., 1954: A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, в кн.: Koch S. (ed.), Psychology, v. 3, N. Y., 1959; Freedom of personality, 2 ed., N. Y., 1972.
Лит.: Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Ярошевский М. Г., Психология в 20 столетии, 2 изд., М., 1974; Hall С. S., Lindzey G., Theories of personality, 2 ed., N. Y., 1970; Maddi S. R., Personality theories, rev. ed., N, Y., 1972.
Е. Л. Михайлова. А. А. Пузырей.

Советская историческая энциклопедия:

(Rogers), Джеймс Эдвин Торолд (1823 — 12.X.1890) — англ. историк и экономист, представитель позитивистского направления в историографии. С 1859 — проф. статистики и политич. экономии в Лондоне, а с 1862 — в Оксфорде. По политич. взглядам Р.- бурж. радикал, сторонник парламентских и др. реформ. В 1880-86 — чл. парламента. Р.- автор многочисл. трудов по экономич., особенно аграрной, истории Англии. Гл. из них "История сельского хозяйства и цен в Англии" ("History of agriculture and prices in England...", v. 1-7, Oxf., 1866-1902). Материал двух первых томов этого труда широко использовал в "Капитале" К. Маркс, высоко ценивший научную добросовестность Р. Одним из первых Р. раскрыл ряд существенных сторон социального развития Англии в ср. века (эволюция манора, массовый переход от отработочной к ден. ренте в 14 в., последующий процесс расслоения крестьянства, рост пауперизма в период Реформации и др.). В то же время ему была свойственна тенденция к сглаживанию клас. антагонизмов в англ. обществе, к переоценке уровня жизни англ. крестьянства. Подчеркивая первостепенную роль в истории экономич. фактора (в частности, в кн. "Economie interpretation of history", L., 1888), P., однако, не выходил в понимании ист. процесса за рамки позитивистской философии с ее идеалистич. истолкованием самой экономич. эволюции как якобы результата постепенного совершенствования духовной природы человека. Решающее значение в развитии экономики Р. придавал не производству, а обмену и денежным отношениям.
=====
Соч. (кроме указ. в статье): Six centuries of work and wages, v. 1-2, L., 1884; Industrial and commercial history of England, L., 1892; в рус. пер.- История труда я заработной платы в Англии с XIII по XIX в., СПБ, 1899.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23 (см. Указатель имен); Гутнова Е. В., Т. Роджерс и возникновение историко-экономического направления в английской медиевистике второй половины XIX в. (60-е-90-е гг.), в сб.; Ср. века, в. 17, М., 1960.
=====
Л. И. Гольман. Москва.

Новейший философский словарь:

РОДЖЕРС (Rogers) Карл Рэнсом (1902-1987) — американский психолог, известный практик и теоретик психотерапии, один из лидеров гуманистической психологии (феноменологическое направление). Взгляд Р. на природу человека сформировался на основе его клинического опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства и психологические проблемы. Причинность поведения человека он объясняет неким объединяющим, руководящим и единственным мотивом в жизни: тенденцией к актуализации, т.е. сохранением и развитием себя, максимальным выявлением лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы. Целостность мотивационного конструкта выступает основанием как для психологической реальности (иная реальность человеком не воспринимается и не интерпретируется), так и самоопределения людей, которые естественно и неизбежно движутся в направлении большей автономности и зрелости. По Р., факт удовлетворения какой-либо потребности не выступает мотиватором поведения — потребность движет человеком, пока она не удовлетворена. Только в движении к саморазвитию, личностном росте, самореализации и стремлении стать полноценно функционирующей личностью заключается сущность человеческого поведения. Теория самости, Я-концепция Р. рассматривает стадии процесса психотерапии и становления человека: 1) Я закрыто для интерпретации; 2) Я формально интерпретируется; 3) свободный поиск интерпретаций о себе; 4) Я закрыто для настоящего; 5) Я открыто для настоящего; 6) Я непосредственно и открыто для опыта; 7) Я рефлексивно, в результате чего достигается формирование «внутреннего локуса оценивания», позволяющего самостоятельно осмысливать и реконструировать собственное Я в соответствии с реальным жизненным опытом. Пока несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным не осознается, человек не испытывает тревоги и не нуждается в защите (защищается же такой человек не действием, а искажением интерпретации и отрицанием возникшего переживания). В противном случае, переживание невозможности сохранить целостность Я-структуры приводит к психическим растрой-ствам. Поэтому, «полноценно функционирующий человек» должен быть открыт для переживаний, жить полной и насыщенной переживаниями жизнью, доверять своим ощущениям, быть субъективно свободным и готовым к творчеству. В организации психологической помощи Р. предложил терапию, «центрированную на человеке», когда взаимоотношения терапевта и человека, обратившегося за помощью, приобретают глубоко личностный контакт (эмфатический и качественный в профессиональном отношении), когда снимается несоответствие между переживанием и самостью человека, когда человек берет на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я. Влияние идей Р. на профессиональную психологию, на формирование терапевтических и образовательных стратегий очень велико. Идеи нашли применение в таких сферах, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, взаимоотношение и развитие групп, образование. Со времен Фрейда никто не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Р. Основные сочинения: «Психотерапия и изменения личности» (1954); «Теория терапии личности и межличностных отношений» (1959); «Свободы личности» (1972, 2-е изд.) и др.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru