Определение слова «провиденциализм»

Толковый словарь Ефремовой:

провиденциализм м.
1. Предопределенность.
2. Направление в философии, объясняющее исторические события проявлением воли провидения.

Большой энциклопедический словарь:

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение) — истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии (Августин и др.).

Словарь по культурологии:

(лат. providentia – провидение) – теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии.

Большой словарь иностранных слов:

[< лат. providentia провидение] – религиозно-идеалистическое воззрение, объясняющая ход исторических событий волей провидения (божества).

Советская историческая энциклопедия:

(от лат. provideo — заранее предвижу, предусматриваю) — представление, согласно к-рому весь ход истории определяется богом, является осуществлением заранее предусмотренного "божественного плана". П., идущий от богословско-ист. концепции Августина, являлся характерной чертой ср.-век. христианской феод.-церковной историографии. В осн. преодоленный передовой ист. мыслью к концу средневековья, П. продолжал, однако, оставаться филос. основой мн. реакц. направлений в историографии в новое и новейшее время (напр., Л. Ранке и его школа, философия истории неотомизма).
=====
Лит.: Вайнштейн О. Л., Зап.-европ. средневековая историография, М.-Л., 1964 (особенно с. 46, 49, 69).

Толковый словарь Кузнецова:

провиденциализм
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ -а; м. Теологическая концепция, согласно которой ход истории объясняется волей провидения, божественной силой. Сторонники и противники провиденциализма.

Малый академический словарь:

провиденциализм
-а, м.
Религиозно-идеалистическое воззрение, пытающееся объяснить ход исторических событий не их внутренней закономерностью, а волей провидения, божественной силой.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
провиденциализм, -а

Новейший философский словарь:

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentio — предвижу) — специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества (см. ТЕИЗМ). Может быть рассмотрен как результат апплицирования на социальную сферу парадигмальной интерпретационной матрицы теургии (см. ТЕУРГИЯ). Концептуальные основы П. заложены в трактате Августина «О Граде Божием» и связаны с эсхатологической идеей о втором пришествии. П. фундирован презумпцией непостижимости Божьего промысла: от исходной максимы «неисповедимы пути Господни» — до концепции «иронии истории» в современных версиях протестантизма, что задает концептуальный контекст, в рамках которого проблема свободы воли оказывается принципиально неартикулируемой: трактовка провидения как предопределения связывает индивидуальные проекции феномена благодати и перспектив спасения с изначальным определением Богом того или иного субъекта к спасению в соответствии с высшим и недоступным человеческому пониманию целевым планом (наиболее ярко — в кальвинизме). Однако, если исходная парадигма П. (»Бог работает через человека») делала акцент на Божественном провидении и семантически исключала индивидуальное целеполагание из эволюционного разворачивания исторического процесса, то в современных версиях протестантской этики акцент смещен к человеческому полюсу приведенной формулы: «человек реализует волю Божью» (теология «смерти Бога» (см. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА) и программа «евангельского христианского атеизма» — У. Гамильтон, Д. Бонхеффер, Т. Альтицер и др.). П. выступает концептуальной основой христианской историографии — начиная с предложенной Августином трактовки истории как эсхатологического пути к «Царствию Божиему» и вплоть до историографической концепции Л. Ранке и Ф. Шлегеля и ее современных интерпретаций в неотомизме; аналогично — в протестантизме, как в ортодоксальных его версиях (социальные модели У. Фитча, М. Минкса, М. Марти), так и в модернистских (от диалектической теологии до «теологии надежды»: Тиллих, Р. Нибур, М. Мольтман, Г. Ваханян и др.).

Новая философская энциклопедия:

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia – «провидение») – западно-христианское, католико-протестантское истолкование истории и политики как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к царству Божию на земле. В этом смысле показательны труд Августина «О граде божием» и сочинение Лютера «О рабстве воли». В кальвинизме провиденциализм неотделим от предопределения. При этом постоянно предпринимается попытка (в т.ч. и в современной протестантской теологии) примирения фатализма со свободой человеческой воли в политике и социально-исторической сфере. В православно-христианской традиции провиденциализм – это не построение «земного рая», а промысел Божий, сохранение мира и сохранение абсолютной самоценности человеческой жизни как «образа и подобия Бога» и направление человечества «к стяжанию даров Духа Святого». Свою конкретизацию эти взгляды найдут в концепции «Симфонии» (созвучия) Церкви и государства в известной 6-й новелле «Номоканона» императора Юстиниана (6 в.) и в «Эпанагоге» (9 в.). Церковь и государство не должны быть враждебны друг другу. Кесарево и Божие не должны быть в конфликте, но в полной гармонии и согласии, друг другу помогая, но не упраздняя свободы и самостоятельности каждого. Церковь в этом смысле всегда «теократична», властвуя только над сердцами людей, тогда как государство – над телами. В этом иерархическом моменте «Симфонии» особо показательна халкидонская доктрина (7 в.) восточного христианства. В православии утверждается моральное (но не юридическое, социально-политическое или торгово-промышленное) первенство-харизма не просто за церковью, а за ее Невидимой Главой, Единым Истинным Царем – Иисусом Христом. Только с такой энтелехией (целеустремленным активным началом) государство внутренно и инициативно становится орудием Промысла Божия. В дальнейшем этот взгляд на провиденциализм и Промысел Божий будет продолжен в русской религиозно-метафизической, а также социально-политической и правовой традициях 19 – нач. 20 вв. Особо пристально метафизика и право будут рассмотрены П.И.Новгородцевым в работе «Об общественном идеале». По мнению С.Н.Булгакова, через папизм иудейский хилиазм (мечта о земном граде) возродился в западном «социально-экономически активном» учении, а затем и в среде «светско-гуманистического мировоззрения». Впрочем эта же тенденция, свойственная католицизму и протестантизму, проникает и в православие в учение о мистическом самодержавии, будто бы призванном осуществить земной град. Однако в православии это мнение никогда не получало характера догмата, оставаясь лишь частным мнением или плодом злоупотребления. В отличие от К.Н.Леонтьева, К.П.Победоносцева Булгаков и позднее А.В.Карташев отвергли мистическую связь между православием и самодержавием: эта связь была создана историей и ею же на наших глазах медленно, но верно разрушается. Кроме того, самостоятельный подход к подобного рода проблемам в русской религиозно-философской мысли был намечен у И.В.Киреевского и А.С.Хомякова, продолжен В.С.Соловьевым, затем В.В.Зеньковским, В.Н.Лосским и др. Русские мыслители отмечали догматическую неясность установки, благословенной в 13 в. Фомой Аквинским, на автономную силу «естественного света разума», независимого от откровения веры в связи с провиденциально-промыслительными вопросами. С тех пор прослеживается довольно ясное движение от «избранного первосвященника»-политика, к «избранной общине» экономически удачливых верующих, а затем и к избранному обществу, государству, классу. Социализм, социализация как обобществление, обмирщение, «провиденциальное» стремление к тоталитарному мещанству обличается русскими мыслителями совершенно определенно. Вслед за Ф.Достоевским Булгаков указывает на то, что это явления одного порядка, порождение одной и той же сущности, которая выразилась в иудейском хилиазме. Подобного рода критика, предъявленная католичеству и протестантизму в связи с вопросами Провиденциализма – Промысла Божия в русской православной традиции еще Хомяковым, оставалась и до сих пор остается без ответа.
Литература:
1. Булгаков С.Н. Два Града. М., 1996;
2. Вебер М. Избр. соч. М., 1990;
3. Ильин И.А. Соч. в 2 т. М., 1993, т. I;
4. Хомяков А.С. Соч. в 2 т. М., 1994, т. 2;
5. Шамшурин В.И. Христианская социология Р.А.Орбели. – «Соц. исследования», 1991, № 11.
В.И.Шамшурин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru