Определение слова «ПЛЕСНЕР»

Большой энциклопедический словарь:

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (1892-1985) — немецкий философ и социолог, наряду с М. Шелером один из основоположников философской антропологии.

Большая советская энциклопедия:

Плеснер
(Plessner)
Хельмут (р. 4.9.1892, Висбаден), немецкий философ (ФРГ). В 1926—33 профессор университета в Кельне, с 1934 — в Нидерландах, в 1939—43 и 1945—51 профессор в Гронингене, в 1951—63 профессор университета в Гёттингене (ректор в 1960—61). Был председателем Немецкого философского общества (1954). Наряду с М. Шелером явился одним из основоположников философской антропологии (См. Философская антропология) как особой дисциплины, истолковывающей данные эмпирических наук о человеке, причём специфику человеческого бытия П. пытался уяснить в духе феноменологического метода немецкого философа-идеалиста Э. Гуссерля (см. Феноменология) через «беспредпосылочное» описание структур взаимоотношения органических существ (растений, животных, человека) с окружающей средой («Ступени органического и человек», 1928).
Соч.: Zwischen Philosophic und Gesellschaft. Bern, 1953; Die versptete Nation, 2 Aufl., Stuttg., 1959; Lachen und Weinen, 3 Aufl., Bern — Mnch., 1961; Die Stufen des Organischen und der Mensch, 2 Aufl., B., 1965; Die Einheitder Sinne, Nachdruck, Bonn, 1965; Diesseits der Utopie, Dsseldorf — Kln, 1966; Philosophische Anthropologie, [Fr./M., 1970].

Словарь по культурологии:

Хельмут Плснер (Plessner) (1892-1985)
нем. философ и социолог, один из основоположников филос. антропологии как спец. дисциплины. Ученик Виндельбанда, Э. Ласка, X. Дриша, Гуссерля (см. Гуссерль). С 1926 — проф. в Кёльне. В годы нацизма в эмиграции, проф. в Гронингене (Нидерланды), с 1951 — в Гёттингене.
Концепция культуры строится у П. на базе его филос. антропологии. Он предлагает “научную философию жизни” как феноменологич. описание “ступеней органического”. Живое отличается от неживого тем, что само определяет свою границу и полагает себя внутри этой границы. Отсюда — осн. характеристика живого — “позициональность” (от лат. pono — полагаю). Следуя в русле традиции, П. различает растительную, животную и человеч. организацию. Принцип более низкой организации в предельном осуществлении дает уже возможность более высокой формы. В отличие от растения, животное опосредствованно включено в окружающую среду. В нем различаются органы для контакта со средой и сугубо внутр. органы. Значит, нужен и центр для их взаимоопосредствования. Поэтому позициональность животного — центрическая. Центр как бы дистанцирован от живого тела, но еще не осознает себя как центр. Чтобы это стало возможно, нужен “необъективируемый полюс субъекта”, “зашедшее за себя Я”, т.е. “эксцентрич. позициональность” — гл. характеристика человека. Человек, т.о., “поставлен на ничто”, вне всякого наличного бытия. Отсюда выводятся “осн. антропол. законы”. Закон естеств. искусственности означает, что человеку приходится уравновешивать свою “поставленность на ничто” рез-тами своей деятельности, квазиприродными по весомости и объективности. По закону опосредствованной непосредственности эксцентричность сказывается в том, что человек осознает свое сознание мира, понимает, что все объективное является таковым лишь для его сознания, и разочаровывается в его непосредственности. С этим связано несоответствие намерений их выражению и реализации. В среде действительности происходит “преломление”, так что человек вынужден все время выходить за пределы сотворенного, вновь и вновь выражать себя, пытаться осуществить намерения. Отсюда третий законзакон утопич. местоположения: человеку необходима идея мироосновы, но столь же необходимо отрицание абсолютного. Существуя как тело, в теле (внутр. мир) и вне тела на эксцентрич. позиции, человек в единстве этих трех определений есть психофиз. лицо. Но для этого ему — в силу эксцентричности — следует различать в себе индивидуальное и всеобщее Я. Он должен понимать, что и на себя, и на другого следует смотреть, выходя за пределы единичного в сферу Мы, “совместного мира”, т.е. духа. Т.о., и социальность (мы), и историчность (неуспокоенность самореализаций), и экспрессивность (самовыражение, в т.ч. и через язык) суть важнейшие антропол. характеристики.
С этим связана и трактовка понятия культуры. Специфически человеческим является для П. устремленность к нереальному. Без нравов, без привязанностей к ирреальным нормам, человек не может существовать. “Лишь потому, что по природе он — существо половинчатое и (что сущностным образом сопряжено с этим) стоит над самим собой, искусственность образует (для него) средство прийти в равновесие с самим собой и с миром. Это не означает, что культура представляет собой сверхкомпенсацию комплексов неполноценности, здесь имеется в виду вполне допсихологич., онтич. необходимость”.
Т.о., антропол. трактовка тех или иных феноменов, часто связана у П. с понятием эксцентричности и идеей дистанции. Например, исследование смеха и плачатипично человеч. поведения — говорит о потере самообладания как разрыве между личностью и телом, улыбка же есть выражение дистанцированности от выражаемого чувства. Дистанцированность человека от самого себя — ключевой момент в трактовке понятия социальной роли.
П. оказал большое влияние на формирование философии и социологии культуры, преимущественно в Германии и Нидерландах. В наст. время намечается новое повышение интереса к его концепциям.
Соч.: Gesammelte Schriften. Bd. 1-3. Fr./M., 1980-81; Macht und menschliche Natur. В., 1931; Lachen und Weinen. Bern, 1950; Die verspatete Nation. Stuttg., 1962; Die Einheit der Sinne. Bonn, 1965; Diesseits der Utopie. Fr./M., 1974; Die Stufen des Organischen und der Mensch. Einl. in die philosoph. Anthropoiogie. В.; N.Y., 1975; Mit anderen Augen. Stuttg., 1982; Ступени органического и человек // Проблема человека в зап. философии. М., 1988.
А.Ф. Филиппов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Новейший философский словарь:

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (1892-1985) — немецкий философ, один из родоначальников философской антропологии. Профессор в Кельне (с 1926). Первый профессор социологии в Нидерландах (Гронинген). С 1946 — профессор философии и социологии в университете г. Геттингена. Основные сочинения: «Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию» (1928), «Единство чувств» (1923), «Смех и плач» (1941) и др. П. видел задачу философской антропологии как специальной научно-философской дисциплины в выявлении той базисной структуры человеческого бытия, которая была бы способна объяснить все специфические свойства и характеристики человека. Методологическим средством выявления такой структуры П. считал феноменологическое описание природной сферы человека. Выступал против метафизического пренебрежения биологической стороной человеческого существования. П. хотел понять человека в единстве его биофизических и духовных сторон, выразившихся в достижениях культуры. Общей базисной структурой любого живого тела, включая человека, по П., является позициональность, т.е. способность организма во взаимодействии с окружающей средой (»позициональным полем») поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно пребывать в становлении и развитии. Согласно П., позициональность реализуется различным образом: у растений — простым «вчленением» в среду; у животных — проявлением определенной самостоятельности по отношению к среде и способностью отличать себя от «чужого»; у человека — «эксцентричностью». Животное, хотя и способно владеть своим телом, растворяется в «здесь-и-сей-час» своего существования и не обладает самосознанием. Человек, по П., в отличие от животного, способен занять дистанцию по отношению к собственной «жизненной середине», способен осознать себя как «тело», как «я в теле» и как «я». В то же время «я» не дано само себе как предмет, «я» находится вне центра своего переживания», вне центра своей по-зициональности, что, по П., и выражается понятием «эксцентричности» человека. Экс-центричности он придает универсальное значение определяющей черты, проявляющейся и в интеллектуально-нравственной, и в эмоционально-поведенческой сферах. Экс-центрическая позициональность проецирует структуру человеческого мира: внешний мир, внутренний мир, мир других людей; задает способы реализации человеческого существования в соответствующих базисных антропологических законах (»естественной искусственности», «опосредованной непосредственности», «утопического места»). С экс-центрической позициональностью П. связывает также обращение человека к Богу как Абсолюту, противовесу случайности, в котором человек может обрести равновесие и опору своему существованию. Тем не менее в силу закона «утопического места» человек мучается сомнениями в существовании Бога. Человек не сомневается только в своем собственном существовании в силу своей экс-центричности, считает П., и стремится к бесконечному самоизменению, оставаясь в то же время всегда тайной для самого себя. Содержание понятия экс-центричности у П. родственно картезианскому принципу, согласно которому человеческая сущность реализует себя в рефлексии. Философия, по П., призвана постоянно указывать человеку на величие и нищету его человечности, доводить до его сознания кардинальные вопросы его бытия, вокруг которых он постоянно вращается и которые он должен постоянно решать.

Новая философская энциклопедия:

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (4 сентября 1892, Висбаден – 12 июня 1985, Геттинген) – немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии [ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ] как специальной дисциплины. Ученик В.Виндельбанда, Э.Ласка, X.Дриша, Э.Гуссерля. С 1926 – профессор в Кёльне. В годы нацизма – в эмиграции, первый профессор социологии в Нидерландах (Гронинген). С 1951 – профессор в Гёттингене. Философская антропология строится у Плеснера на основе «научной философии жизни», дающей феноменологическое описание «ступеней органического». Живое отличается от неживого тем, что само определяет свою границу, переступая через себя вовне, и определяет себя внутри этой границы, идя внутрь к себе как таковому, т.е. полагает само себя. Отсюда основная характеристика живого – «позициональность». Традиционным образом Плеснер различает растительную, животную и человеческую организацию. В отличие от растения животное включено в окружающую среду опосредствованно: у него есть органы для контакта с ней и сугубо внутренние органы. Для их взаимоопосредствования нужен центр. Позициональность животного – центрическая: центр как бы дистанцирован от живого тела, которое воспринимается центром как плоть. Но этот центр не осознает себя как центр. Чтобы это стало возможным, нужно «зашедшее за себя Я» человека, «необъективируемый полюс субъекта». Эта эксцентрическая позициональность – главная характеристика человека. Т.о., человеческое укоренено вне мира, вне наличного бытия. Но оно поставлено не на божественную первооснову, как у М.Шелера [ШЕЛЕР], а на «ничто». Плеснер формулирует «основные антропологические законы»: закон естественной искусственности (человек вынужден уравновешивать свою «поставленность на ничто» результатами своей деятельности, квазиприродными по весомости и объективности); закон «опосредствованной непосредственности», с которым связано и несоответствие между намерениями человека и их выражением и реализацией; закон «утопического местоположения». Плеснер оказал влияние на развитие социологии в ФРГ и Нидерландах (Бергер, Лукман и др.).
Сочинения:
1. Gesammelte Schriften. Fr./M, Bd. 1–5, 1980–83.
..Филиппов

Социологический словарь:

Плеснер (Plessner) Хельмут (04. 09. 1892, Висбаден-12.06.1985, Геттинген), немецкий (ФРГ) философ и социолог, один из основоположников философской антропологии как специальной дисциплины. Ученик В. Виндельбанда, Э. Ласка, X. Дриша, Э. Гуссерля. С 1926 г.- профессор в Кёльне. В годы нацизма — в эмиграции, первый профессор социологии в Нидерландах (Гронинген). С 1951 г.- профессор в Геттингене.
Философская антропология строится у Плеснера на основе "научной философии жизни", дающей феноменологическое описание "ступеней органического". Живое отличается от неживого тем, что само определяет свою границу, переступая через себя вовне, и определяет себя внутри этой границы, идя внутрь, к себе как таковому, т. е. полагает само себя. Отсюда основная характеристика живого — "позициональность". Традиционным образом Плеснер различает растительную, животную и человеческую организацию, причем принцип более низкой организации, проведенный до крайних пределов, давал уже возможность более высокой формы. Животное, в отличие от растения, опосредованно включено в окружающую среду. У него есть органы для контакта с ней и сугубо внутренние органы. Для их взаимоопосредования нужен центр. Позициональность животного — центрическая. Центр как бы дистанцирован от живого тела, которое воспринимается центром как плоть. Но этот центр не осознает себя как центр. Чтобы это было возможно, нужно "зашедшее за себя Я" человека, "необъективируемый полюс субъекта". Эта эксцентрическая позициональность — главная характеристика человека.
Таким образом, человеческое укоренено вне мира, вне наличного бытия. Но оно поставлено не на божественную первооснову, как у Шелера, а на "ничто". Человек, по Плеснеру, неизбежно находится в борьбе со своей рефлексией и имманентностью всех своих определений, борьбе, возобновляемой с той же необходимостью, с какой каждая следующая попытка терпит провал. Это показывают установленные им "основные антропологические законы". Закон "естественной искусственности" означает, что человек вынужден уравновесить свою "поставленность на ничто" результатами своей деятельности, квазиприродными по весомости и объективности. Но по второму закону — закону "опосредованной непосредственности" — эксцентричность человека сказывается в том, что он сознает свое сознание мира, видит, что все объективное является таковым лишь для его сознания, и разочаровывается в его непосредственности. С этим связано и необходимое несоответствие намерений и их выражения и реализации. В среде действительности все намерения "преломляются", и, видя это, человек вынужден вечно выходить за пределы сотворенного и вновь выражать себя и пытаться осуществить намерения. Отсюда третий законзакон "утопического местоположения": человеку необходима идея мироосновы, но столь же необходимо отрицание абсолютного. Существуя как тело, в теле ("внутренний мир") и вне тела на эксцентричной позиции, человек в единстве этих трех определений есть психофизическое лицо. Но чтобы быть "лицом", человек — и это возможно лишь в силу эксцентричности — должен различать в себе индивидуальное и всеобщее "я", т. е. отличать первое, второе и третье лицо единственного и множественного числа, понимать, что и на себя, и на другого он должен смотреть, выходя за пределы единичного в сферу "мы", иначе говоря, "совместного мира", или духа.
Таким образом, и социальность ("мы"), и историчность (неуспокоенность самореализации), и экспрессивность (самовыражение, в том числе и через язык) суть важнейшие антропологические определения человека и одновременно — социол. категории, позволяющие создавать сложный понятийный аппарат. Концепция П. оказала влияние на становление социологии Бергера и Лукмана, а также др. авторов в ФРГ и Нидерландах.
Соч.: 1) Gesammelte Schriften. Fr./M., 1980- 1983. Bde. 1-5.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru