Определение слова «месть»

Толковый словарь Ефремовой:

месть ж.
1. Намеренное причинение зла кому-либо за нанесённое оскорбление, обиду.
2. Желание отомстить.

Толковый словарь Ушакова:

МЕСТЬ, мести, мн. нет. ·жен. Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть. (см. кровный).
| Желание отомстить. «И пишет боярин всю ночь напролет, перо его местию дышит.» А.К.Толстой. Оклеветать из мести.

Толковый словарь Даля:

1.
МЕСТЬ м. мсто ср. церк. у немецк. виноделов в России: мост, виноградное сусло, свежий сок, выжатый, но еще не забродивший.
2.
МЕСТЬ, см. местить.
3.
МЕСТЬ мести, метнуть; метать или метывать что (метать, бросать, см. ниже): пахать сев. сгребать сор, пыль; спахивать или смахивать веником, щеткою, крылом. || Мести безлично: На дворе метет, курит, вьет, вьюжит, вздымает ветром пыль или снег. Мети скорее, барин идет! Метывал ли ты метлою? "Да, метал когда-то". Метни разок, да и полно. Мести в два веника, о супругах, жить несогласно, быть в ссоре. Мести сор из избы, выносить вести. Мети всяк перед своими воротами. Сор мети, да в уголок хорони. Месться или местись, метаться, быть выметаему, обметаему. У них пол метется только по праздникам. Буран взметает снег. Вмети сор в яму. Вымети избу. Дометай скорее. Замети сор, подмети его под лавку. Намело снегу. Обмети пыль. Отмети сор в сторону. Подмети немного. Снег переметает через дорогу: перемело. Барыня промела подолом. Некстати размелся тут. Смети ворох в кучи. Умети отсюда сор подальше. Метенье ср. длит. метка ж. об. (см. также метать) действ. по глаг. Метель, метелица ж. ветер, вихорь со снегом; иногда сильный ветер с пылью, с песком; вьюга, веялица, кура, хурта, буран, метуха влад. заметель арх. легкая метель; падь, кидь, снег идет; курево, и снизу и сверху; вообще метель бывает сверху либо снизу: последняя назыв. заметь, заметь, понос, поносуха, поползуха, тащиха и пр. Говорят метель, от мести, и мятель, от мястись. На Ефимия мятель — вся масляна мятельная, 20 января. || Метелица, метлица, мотылица, вощаная тля, моль в сотах. || Метелица южн. и запад. бурная пляска: становятся попарно в круг и каждая пара пляшет на три лада; музыка к ней в два колена по 8 такт., мера 2/4. || Метуха, заметь, метель сниза, волокуша, понизовка; || арх. мелкий плавучий лед, шуга. Метуша арх. ставная сеть на нерп, тюленей. Метелистая зима, обильная метелями. Метельный, относящийся к метели и к метле. Помело метлой на масляну-приедет осударыня мятельная! Метла ж. веник м. метельник м. метловищ, метлищ ср. на палке, черене, для очистки дворов, улиц, для сгреба хлеба при молотьбе. Новая метла хлеско метет. Метла перед лавкой: хозяина нет, обычай. || Метла на небе, хвостатая звезда, комета. || Травы, цветущие метелкой: луговая трава, злак Роа, более метлик(н, ц)а, метличка, метлик; || сорная трава в хлебе Calamagrostis epigeois, черетянка, чаполочь, куничник, вейник. Посеяла хлеб, а жнем метлу да костру, неурожай. || Метлина, метлица, метлика, растение Apera spica, пух, костра. И велика, да метлика (негодная), и мала, да трава, т. е. съедомая, полезная, кормовая. || Метлица растен. Deschampsia caespitosa, луговик, щучка. || Растен. Bromus, костерь, дырса, овесец. || Метлица (мятлица, от мястись?), восковая моль, в ульях. || Метлица, поденка, обыденка, полденка, эфемерида, похожая на стрекозку. На р. Шексне она в примету рыбакам: белокрылка самка, чернокрылка самец; чертеж, ранний вывод метлицы; валка, большой, а с нею начинается и лов рыбы. Снова метла резко мела, а обилась, притупела. Хорошая жена метла и худая метла (та в дом, эта из дому метет). Коли есть метла да костра, будет хлеба до Петра; а синец да звонец — доведут хлебу конец! Метлы (кометы) небо подметают перед Божьими стопами. Метелка, метелочка умалит., ручной веничек, для обмету пыли, чистки одежды и пр. || Растение Роа, метлика. || В ботанике образование цвета в вид метелки. || Махалка растений, пера. Щи с подбелкой, да во щах метелка. Метелковый, метелочный, к метелке относящийся. Метелечник растен. клоповник, см. жеруха Метлюк Agrostis vulgaris, полевица, пырей. Метлявый, метельчатый, метлястый, метловатый, метляный, метлообразный, на метлу похожий, в виде метелки. Метлистый, обильный метлами. Метлистая трава, в которой много метелки, махалки, и мало съедомого листа; сено, позднего покоса. Метликоватое сено, то же, где много метлики. Метельник м. метельница ж. метельщик и метловщик, метловщица, кто метет метлою, приставлен для этого, напр. при вейке хлеба, при чистке улиц; || кто режет, вяжет и продает метлы. метловщиков, метловщицын, ему, ей принадлежащий. || Метельник или мотальник, по Правде Русской, приказный служитель, помощник вирника. || Мотыль и метыль, то же, особ. моль, тля, и обыденка, эфемера; || метыль, стар. гной, возгря; почему серный (пыльниковый сосновый) желтоватый дождь назван в новгородской летописи метыльником. Метик м. или сокуй, на Байкале, осенний, еще рыхлый, игольчатый лед; весенний шуга. Метелик южн. метлик зап. метелек вологодск. метляк, метлячок сиб. метыль м. стар. мотылек, бабочка; смол. мятлышко, пск. мяклыш; южн. бабуля, влад. бабурка, костр. бабушка. Метеликов, метляков, ему принадлежащ. Метлить, мельтешить, митуситься, мотаться туда и сюда. Метуситься, митуться пск. зап. метаться, мотаться; суетиться: мястись, переминаться, кишеть, мельтешить. Метлиться пск. расширяться веером, метлой. Трава уже метлится, выпускает метелку, цветет.

Также см. местить

Словарь литературных эпитетов:

• Грозная (Жуковский, Рылеев).
• Губительная (Рылеев).
• Жестокая (Белый).
• Кровавая (Пушкин).
• Лютая (Рылеев).
• Свирепая (Полевой).
Слепая (Фруг).
• Ярая (Козлов).

Толковый словарь Кузнецова:

МЕСТЬ -и; ж. Намеренное причинение зла кому-л. с целью отплатить за потери, страдания, обиды и т.п; возмездие. Кровавая м. (сопровождаемая кровопролитием). Кровная м. (мщение за убитого родственника смертью убийцы или его родственников). // Желание отомстить. Чувство мести. * Перо его местию дышит (А.К. Толстой).

Большой юридический словарь:

В уголовном праве один из мотивов преступления. м. за правомерные действия должностных лиц, общественных деятелей, представителей правосудия выступает в УК РФ в качестве квалифицирующего признака ряда составов преступлений (террористический акт и др.), а также отягчающего ответственность обстоятельства (п. е ст. 63 УК РФ).

Малый академический словарь:

-и, ж.
Намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды и т. п.
Жажда мести.

Месть беспощадная за растерзанного командира! На улицах поселка была густая жестокая рубка. Фурманов, Мятеж.
||
Желание отомстить.
Кто колдуна перепугал? Руслан. Он, местью пламенея, Достиг обители злодея. Пушкин, Руслан и Людмила.

- кровная месть

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
месть, -и

Толковый словарь Ожегова:

МЕСТЬ, и, ж. Действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-н. Жажда мести. Сделать что-н. из мести. Кровная м. (убийство в отмщение за убитого родственника).

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Род. п. -и, мстить, укр. месть, др.-русск., ст.-слав. мьсть (Супр.), болг. мъст, чеш. msta, pomsta – то же, слвц. роmstа, польск. роmstа, zemsta. Связано чередованием гласных со ст.-слав. мит, митоусь "попеременно" (см. мите).
Родственно лтш. miju, miju, mt "менять", mits, mitus "мена", mitе – то же, mitt "изменять" (М.–Э. 2, 639), др.-инд. mthati, mithti "чередуется), бранится", miths "взаимно чередующийся", авест. mia- "превратный, ложный" miva-, mivana- "парный", греч.-сицилийск. "вознаграждение, благодарность", лат. mt, -rе "менять", mtuus "обоюдный, взаимный", ирл. mis-, mith- "превратный", гот. miss нареч. "друг друга", missa-ds "злодеяние", д.-в.-н. misse- "зло-, превратный, ложный"; см. Маценауэр, LF 10, 326; Зубатый, IF 3, 136; Бернекер 2, 62 и сл.; Розвадовский, Qu. Gr. 1, 425 и сл.; Траутман, ВSW 176 и сл. Далее предполагают связь с мзда (Перссон 326).

Грамматический словарь Зализняка:

Месть, мести, мести, местей, мести, местям, месть, мести, местью, местями, мести, местях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

М. со стороны пострадавшего или его родственников является древнейшей формой возмездия за преступления. Она известна была всем народам древности, а на Востоке и поныне встречается у персов, арабов, кавказских горцев. Когда при отсутствии или слабости государственной власти жизнь проникнута была началами самоуправства, М. и в частности М. за убийство (кровная М.), составляла не только право, но и обязанность родственников потерпевшего. В числе высших добродетелей, прославляемых арабскими поэтами, одно из первых мест, наряду с доблестью и гостеприимством, занимает рвение, обнаруживаемое при воздаянии за кровь; все средства считаются дозволенными в этом случае — измена, обман, клятвопреступление. И у древних евреев (Числа, гл. 35, ст. 16—21) M. считалась священной обязанностью, лежащей на живущих по отношению к усопшим. Религиозный характер сохраняет М. и в целом ряде арийских законодательств. С особенной силой религиозная сторона М., в ее связи с культом предков, выступает в древнейших славянских законодательствах, между прочим — в обряде символической смерти, заменяющем М. и известном под именем покоры (см.). Аналогичный обряд существует у осетин, под названием кифаельдисин (самопосвящение): в траурной одежде, с отпущенными волосами, приходит убийца на могилу своей жертвы, где он добровольно как бы отдает себя в руки покойника, но последний, в лице своего потомства, прощает его; убийца, совершивший этот обряд (так называемый фалдист), навсегда избавляется от М. родственников убитого, но зато принимает по отношению к ним и покойнику известные обязательства, в том числе совершение поминок, отправление своего рода фамильного культа. В германских законодательствах М. стоит в связи с родовыми понятиями; это есть обязанность, налагаемая родовой связью. Из германских источников, между прочим, видно, что наследники убитого не могли вступить в свои права, пока не отомстили за его смерть. Обязательностью М. объясняются два других характерных признака ее: 1) древняя М. совершалась открыто, всенародно; 2) на первых порах в ней участвовали все родственники, как лица, связанные между собой единством религиозного культа или родовых связей. В германских источниках имеются прямые указания, что мститель должен был обнародовать акт своего мщения (например, выставлением отрубленной головы на шесте) и даже должен был, по совершении убийства из М., требовать суда, который признал бы его мщение правомерным. Указания на случаи судебного рассмотрения М. находим и в русских источниках: по 20 ст. "Русской Правды" (по троицкому списку), "аже кто кого ударил батогом, либо чашею... то 12 гривен; не терпя ли противу того ударить мечом, то вины ему в том нетуть". Из этой статьи профессор Сергеевич выводит, что обиженный, нанеся удар мечом, от которого могла последовать и смерть, должен был явиться в суд и доказать, что удар нанесен в отмщение; судьи, убедившись в том, оправдывали его.
М. в древности приводила к ужасающим последствиям не только потому, что в ней принимали участие все родственники потерпевшего, но и потому, что кровное междоусобие не прекращалось с отмщением первоначальной обиды. Всякая позднейшая по времени обида, хотя бы и совершенная в отмщение, служила основанием к новой М. Обиженный или его родственники-мстители становятся обидчиками и так далее, из одного поколения в другое, нередко до совершенного истребления одного из враждующих родов. Только в безграничности М. можно найти ключ к пониманию тех нескончаемых кровопролитий, о которых повествуется в "Эдде" и "Нибелунгах". Необходимость ограничения М. в интересах общежития привела к установлению принципа равного возмездия (jus talionis), сформулированного в законодательстве Моисея и перешедшего в Коран, но встречающегося и у других народов, например у осетин. В силу этого принципа признается дозволенным только единичный акт отмщения, причем М. должна быть направляема исключительно на виновника обиды (а не на всякого человека его рода или даже племени). С течением времени нормируется самый характер М., определяется тот насильственный акт, какой обиженный вправе причинить обидчику в возмещение своей обиды; вместе с тем ограничивается круг обид, которые могли вызвать со стороны обиженного правомерную М. Существовали и другие начала, направленные к ограничению кровной М. Моисею приписывается установление убежищ, куда могли скрываться лица, которым угрожала М. В Палестине таких убежищ сперва было три, потом шесть. Скрывшийся в убежище не подлежал M., a выдавался на суд общины, кроме предумышленных убийц, которые выдавались родственникам потерпевшего. У германцев встречается ограничение М. известным сроком: можно было мстить только в течение года с днем. И в русских источниках встречается указание, что мстить можно было только непосредственно после нанесения обиды, под влиянием взволнованного чувства: согласно "Русской Правде", выкуп за удар берется в том случае, если потерпевший "не постигнет" обидчикаследовательно, если настигнет, может мстить. Важнейшим средством к ограничению М. служил переход к системе выкупов или композиций. Переход этот, по мнению М. М. Ковалевского, явился естественным результатом ограничения М. одним лишь виновником преступления. Древняя М. не была разборчива в средствах: она одновременно грозила и личности, и имуществу обидчика. Но раз виновник преступления скрылся — а по обычаю он даже обязан был скрыться, чтобы не раздражать родственников потерпевшего, — М. не могла уже обрушиться на родственников обидчика, и мстителям оставалось только ограничиться захватом имущества его. С течением времени фактические захваты уступили место соглашениям о выкупе, который у германцев назывался вергельдом (см.), а у нас — годовщиной (см.) Примирение сопровождалось различными обрядами. Выкуп взамен М. узаконен и Кораном. Наряду с системой выкупов продолжала, однако, существовать и М., последние проявления которой можно проследить в Швейцарии до XVI и XVIII в.; к тому же приблизительно времени могут быть отнесены и последние упоминания о М. в городских хрониках Любека и Ульма.
Поныне М. не вымерла совершенно на острове Корсика (см. Вендетта) и у южных славян, особенно у черногорцев. В Черногории еще в законнике князя Данилы 1855 г. кровная М. признавалась дозволенной по отношению к самому убийце.
Ср. Eichhoff, "Die Blutrache bei den Griechen" (Дуйсбург, 1873); P. Frauenstdt, "Blutrache und Totschlagshne" (Лейпциг, 1881); Post, "Die Geschlechtsgenossenschaft der Urzeit" (Ольденбург, 1875); Kohler, "Zur Lehre von der Blutrache" (Вюрцбург, 1885); Miklosich, "Die Blutrache bei den Sdslaven" (Вена, 1887); Wesnitsch, "Die Blutrache bei dem Sdslaven" (в "Zeitschrift fr vergleichende Rechtswissenschaft", т. 8 и 9, 1889); М. Ковалевский, "Современный обычай и древний закон" (т. II, М., 1886); H. Голубев, "Институт убежища у древних евреев" (вып. I, СПб., 1884).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019