Определение слова «пляска»

Толковый словарь Ушакова:

ПЛЯ́СКА, пляски, ·жен. (·разг. ).
1. только ед. Действие по гл. плясать. «Почти вся ночь прошла в игре, пляске и пении.» Нарежный.
2. Танец (преим. народный). Народные пляски. «Смотреть до полночи готов на пляску с топаньем и свистом.» Лермонтов.
Пляска смерти (·ист.) — аллегорическое изображение прихода смерти, распространенный сюжет в ·зап.-европейском изобразительном искусстве, начиная с 14 ·в. Пляска святого Витта или Виттова пляска (правильнее Вита, Витова) — нервная болезнь, сопровождаемая непроизвольным судорожным передергиванием мускулов лица или какой-нибудь части тела, хорея (по имени ·Св. Вита, от которого ждали исцеления больные-истерики во время психической эпидемии в Германии в 14 ·в. ).

Толковый словарь Даля:

См. плясать

Словарь эпитетов русского языка:

Азартная, безудержная, безумная, бесшабашная (разг.), бешеная, бойкая, буйная, бурная, быстрая, вдохновенная, веселая, головокружительная, горячая, задорная, залихватская (разг.), захватывающая, искрометная, неистовая, отчаянная, пламенная, развеселая (разг.), разгульная, раздольная, разудалая (нар.-поэт.), страстная, стремительная, сумасшедшая (разг.), удалая, ухарская (разг.), энергичная, яростная. Восточная, народная, половецкая, русская, северная, солдатская, цыганская и т. п.

Словарь литературных эпитетов:

• Безумная (П. Я.).
• Быстрая (Мей).
• Бешеная (П. Я.).
• Волшебная (Пушкин).
• Дикая (Бальмонт).
• Знойная (Льдов).
Зыбкая (Сологуб).
• Неистовая (Мей).
• Упоительная (Фофанов).
• Удалая (Некрасов).

Толковый словарь Кузнецова:

пляска
ПЛЯСКА -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж.
1. к Плясать. Устроить пляску. П. береговых огней. П. дрожащей головы. Ему не было равных в пляске.
2. Танец (обычно народный), музыка к этому танцу. Смотр-конкурс русской пляски. Ансамбль песни и пляски. Хореограф-постановщик пляски. Зажигательная п. Северные пляски. Разучить ноты пляски. Ритм и темп пляски.
Пляска святого Витта; Виттова пляска. Мед. Нервное заболевание, характеризующееся подёргиваниями, непроизвольными и некоординированными движениями; хорея.
Плясовой, -ая, -ое. П-ые мелодии. П-ые переборы каблуков. П-ая песня.

Малый академический словарь:

пляска
-и, род. мн. -сок, дат. -скам, ж.
1.
Действие по знач. глаг. плясать.
Наверху, во втором этаже, шла пляска; дружно взвизгивали скрипки и время от времени подпевали голоса. Н. Успенский, Брусилов.
В эту секунду на схеме в диспетчерском пункте началась пляска огней. Почти вся правая сторона замигала, засияла тревожным зеленым светом. Тендряков, Короткое замыкание.
2.
Танец (обычно народный), а также музыка к этому танцу.
Я созову моих сестер: Мы пляской круговой Развеселим туманный взор И дух усталый твой. Лермонтов, Мцыри.
Пианист зачастил веселую пляску. Куприн, Гамбринус.

пляска святого Витта
виттова пляска
то же, что хорея.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
пляска, -и, р. мн. -сок

Толковый словарь Ожегова:

ПЛЯСКА, и, ж.
1. см. плясать.
2. Танец (обычно народный). Весёлые пляски.

Грамматический словарь Зализняка:

Пляска, пляски, пляски, плясок, пляске, пляскам, пляску, пляски, пляской, пляскою, плясками, пляске, плясках

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте и т. п. Дети и дикари особенно отличаются неудержимым выражением своих ощущений и страстей посредством рефлекторных движений, не поддающихся действию задерживающих центров мозга. П. характеризуется соблюдением ритма, который, впрочем, замечается и в движениях сердца и легких, а равно и в соединенных с перемещением и с выражением ощущений, так что ритм П. является лишь резче и сильнее выраженною естественною формою передвижения. Кроме гимнастического элемента, в танцах дикарей проявляется еще элемент мимический, подражающий известным движениям человека и животных. Это подражание могло быть первоначально бессознательным, рефлекторным, но в более развитой форме оно является обдуманным и часто свидетельствует о большой наблюдательности дикарей. П. играет важную роль в жизни примитивных пародов; всякое важное событие в жизни — урожай плодов, военный поход, мир и встреча с дружественным племенем, счастливая охота, посвящение отрока в юношу, обильный пир и т. п. —вызывает потребность в П., в усиленных, доводящих до полного утомления движениях. Корробори австралийцев — один из характерных образчиков таких танцев. Пляшут обыкновенно только мужчины, топая ногами, прыгая, махая руками, тогда как женщины сидят, поют и бьют такт руками; возбуждение все растет, одни ряды танцующих сменяются другими, женщины поют все громче, покуда, наконец, все пляшущие не сливаются в одну возбужденную массу, не теряющую, однако, такта. Иногда такие П., происходящие обыкновенно в лунную ночь или перед зажженными кострами, кончаются сатурналиями; вообще сладострастные ощущения играют немалую роль в гимнастических танцах. Военные танцы (напр., новозеландцев, индейцев) исполняются с оружием, дикими криками, страшными гримасами и ведут обыкновенно к усиленному воинственному возбуждению толпы. Мимические танцы заключаются в подражании прыганью кенгуру, беганью страуса, движению бизонов, преследованию охотников, гребле лодок, военным действиям и т. д. Удовлетворяя известной физической потребности, П. вызывает и эстетическое наслаждение, содействуя вместе с тем — на низших ступенях культуры — и развитию общественности. Танцы дикарей — обыкновенно массовые; в них принимают участие все молодые и взрослые мужчины (иногда — женщины); вся эта масса движется в такт, сливаясь как бы в один организм. Только война может еще так сплачивать людей; но П. является обыкновенно и подготовкой к войне, заменяя наши военные упражнения. С другой стороны, П. играла, вероятно, роль и в половом подборе: ловкий, сильный, искусный охотник и воин был обыкновенно и выдающимся плясуном и производил наибольшее впечатление, имел наибольший успех у женщин. Выражая собою наиболее сильные ощущения и желания, П. получила и религиозный характер, а мимические танцы, часто соединенные со своеобразными костюмами и масками, с объяснительными песнями и разговорами, послужили прототипом позднейших театральных представлений. Обе эти роли П. можно проследить в древнем Египте, у древних греков и римлян, у современных буддистов, в хороводах славянских народностей, в верчениях дервишей и хлыстов, наконец, в танцах, исполняемых иногда еще и теперь в Севильском соборе в Испании. Мало-помалу, однако, П. изменила свое значение; она приобрела более сладострастный характер, льстящий чувственности или симулирующий ухаживание и победу над женщиной, или же превратилась в искусство выделывать трудные па, ходить на носках, производить грациозные движения и т. п. (балет). Более естественный вид имеют до сих пор национальные танцы (цыганский, итальянская тарантелла, арагонская хота, венгерский чардаш, польская мазурка, малороссийский трепак, лезгинка, русская и т. п.), в музыке, темпе и движениях которых отражается непосредственная веселость и бодрое оживление народной массы. См. Хореография.
Д. А.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru